Найти тему
В деталях. О кино

Мужчина-мечта в наших киносказках: как год от года менялся герой

Сегодня захотелось вспомнить героев наших волшебных сказок - мужчин, которые совершали подвиги, покоряли прекрасных девиц-красавиц и слыли лучшими "парнями" на земле. Год от года, в фильмах показывали таких героев по-разному - отличался и характер, и внешность. И наблюдать за такой эволюцией весьма любопытно.

Важное уточнение: я говорю именно про фильмы, снятые с 1941 по 1980 годы по нашим сказкам или оригинальным сценариям. Экранизации зарубежных сказок (вроде "Золушки") в расчет не беру.

1941 год - "Конек-горбунок". Главный мужчина тут совершенно простой паренек из крестьянской семьи. Светловолосый хохотун. Вовсе не былинный богатырь и не внеземной красавец. Он скорее лукавый милашка, за доброту и улыбку которого можно простить любые его несуразные выходки.

1944 года - "Кащей Бессмертный". А вот в это время появилась необходимость в богатырях, как Никита Кожемяка. Сильных, стойких - за которыми как за каменной стеной. Уже не такой хохотун как предыдущий Иван, но широкой души и верой в светлое будущее. Внешне же остался верен "традициям" - брутальный, не смазливый, светловолосый.

-2

1946 год - "Каменный цветок" и его Данила-мастер. Образ главного героя остается примерно прежним. Белокурый (пока это непременная деталь сказочного мужчины-мечты), упрямый, крепкий. Единственное изменение - герой не такой смешливый, как прежде. Ценится серьезность.

-3

1952 год - "Садко". Крепкий зрелый мужчина. Светел лицом и помыслами. Статный, сильный. Талантливый, но не хвастливый. Слово свое держит, в беде не оставит. Преисполнен любви к Родине.

-4

1959 год - "Марья-искусница". Героем становится видавший беды, но не потерявший человечности солдат. Совершенно иной тип сказочного героя, отличного от перечисленных выше. Нет тут ни белесых кудрей и румяных щек - вместо них крепкий седовласый мужчина с густыми усами. Подчеркнуто неприхотлив и очень мудр.

-5

1964 - "Морозко". Снова произошло возвращение к прошлому образу мужчины-мечты. Смешливый и легкий на подъем, даже чуточку разгильдяистый Иванушка - статный, видный, белокурый, розовощекий. Из качеств вперед выпячивается силушка богатырская и отчаянная храбрость.

-6

1965 - "Обыкновенное чудо". Тут главный герой все еще традиционно светел внешним и внутренним образом, но уже глянцево-привлекателен (сам Видов "подарил" свое лицо - точенные черты, вот же одарила природа человека красотой). Необычность образа в его тихой задумчивости и грусти. Первый столь сильно рефлексирующий герой в наших отечественных киносказках.

-7

1966 - "Три толстяка". Канатоходец Тибул - революционер и бунтарь. Не особо романтический герой. В киносказке изобразили его уже мужчиной в самом расцвете сил (хотя по книге должен быть еще совсем мальчишкой).

-8

1967 год - "Огонь, вода и медные трубы". После серьезных сказочных героев зрителю захотелось легкости, поэтому на ура встретили привычного белокудрого паренька Васю-Василька. С которым одновременно и смешно, и не страшно.

-9

1968 год - "Старая, старая сказка". Солдат тут хоть и молод, но уже успевший "понюхать пороха". Внешнему лоску не уделяется внимание. Акцент на том, что герой храбрый, умный, смелый, "ни в огне не горит, ни в воде не тонет". Солдат худосочен, острый на черты лица - еще десяток лет подобный типаж был бы немыслим в сказке (хоть и время действия тут расплывчато, но сам образ мужчины явно типичен для конца 60-х).

-10

1970 - "Варвара-краса". Фактически этой сказкой состоялось яркое прощание по классическому сказочному герою - с пшеничными кудряшками и ямочками на щеках, мягкого и шутливого. В дальнейшем подобный типаж будет встречаться все реже и представляться все бледнее.

-11

1973 года - "Горе бояться, счастья не видать". Любопытная попытка соединить образ сказочного милашку Ивана с хитрым и видавшим жизнь солдатом. Эксперимент по "скрещению" считаю не особо удачным.

-12

1974 года - "Иван да Марья". Новый типаж в киносказках. Словно парень (точнее мужчина в самом расцвете сил) из соседнего двора. Очень рядовой и поэтому близкий образ.

-13

1977 - "Как Иванушка за счастьем ходил". Присутствие Даля в сказках - интересное явление. Казалось бы, совершенно несказанный типаж. Но, видимо, это было явление 70-х- как и с предыдущим героев, с киносказках показывали "обычных" для своего времени мужчин (словно посыл - "Нечего звезд с неба ловить, все мужчины вокруг и есть Иванушки").

-14

1978 - новое "Обыкновенное чудо". Герой красив, но не слащав (в отличии от Видова). Но все так же драматично рефлексирует и философствует.

-15

1980 - "Ледяная внучка". Герой простой гончар, но и внешне, и по характеру перед нами новый типаж, прежде в сказках не встречавшийся. Спокойный, но без рефлексии и драматизма. Мужественный, но не особо бросающийся в подвиги с головой. И не смазлив, и не "похож на соседа". Непривычно черен волосами и бородой (до этого герои сказок были преимущественно блондинами, ну или просто русыми, а тут шевелюра цвета вороньего крыла).

-16

На этом закругляюсь. Почему не стала перебирать более поздние сказки? Потому что там уже понеслась фантазия создателей и герои начали покрываться "абсурдом и трэшем" - а этого же требует отдельного разбора.

-17

Сказки
3041 интересуется