Найти в Дзене
Наука и фантастика

Шерше ля фам в космосе

Оглавление
Картинка от Krea
Картинка от Krea

Прагматическая часть топика "женщина в космосе" была разобрана в предыдущей статье. Сегодня - про эту тему в фантастических произведениях (не всех, разумеется, это не энциклопедический справочник, а легкий обзор).

Космической фантастики совсем без женщин очень мало. У Лема - есть, причем в разных жанрах (юмор - про Ийона Тихого, или нечто мрачно-брутальное, вроде "Непобедимого". И у пилота Пиркса тоже нет ни подруги, ни жены).

Законы жанра

Законы беллетристики, особенно, рассчитанной на коммерческий успех, подразумевают присутствие в сюжете хотя бы одной героини. Иначе читательницы не купят (а это, как минимум, половина аудитории), а зрительницы не будут смотреть кино, в котором нет ни романтической линии, ни роковой красавицы, ни отважной исследовательницы (покорительницы монстров, спасительницы мира, и прочее).

Впрочем, мужичкам тоже весьма приятны крутые дамочки с фигурными формами. Реализм может идти лесом и болотом, главное - чтобы глаз радовался.

Картинка не моя. Но довольно типичная. Дама - инопланетянка. Хорошо. Но зачем открывать живот? Только для того, чтобы порадовать мужскую часть аудитории. Больше незачем.
Картинка не моя. Но довольно типичная. Дама - инопланетянка. Хорошо. Но зачем открывать живот? Только для того, чтобы порадовать мужскую часть аудитории. Больше незачем.

В принципе, законы жанра вполне разумны. Человечество - двуполо.

В прошлом, в 19 веке и даже отчасти в 20-м, опасные экспедиции снаряжались без женщин (путешествия полярников, кругосветные плавания, восхождения на Памир). А сейчас дамы принимают участие абсолютно во всех рискованных проектах. И в космос летают целыми командами.

Стало быть, и фантастика должна следовать за жизнью.

И вот тут вступают в силу другие законы жанра - связанные с глубоко укорененными архетипами.

Женщина на корабле - к несчастью?

Картинка от Креа
Картинка от Креа

Старинное морское поверье: женщина на корабле (если она не пассажир, перемещающийся в каюте согласно купленному билету) - к несчастью.

Как ни странно, это правило работает и в фантастике.

Если вдуматься в сюжеты некоторых популярных фильмах (которые я тут разбирала, возбуждая страсти в комментариях), то почти всякий раз оказывается, что виновницей неуспеха экспедиции или, по крайней мере, весьма драматических события, становится персонаж женского пола.

"Интерстеллар": из-за личных пристрастий и иррационального поведения мисс Брент корабль и вся команда как минимум дважды оказывалась на грани гибели. В фильме, конечно, много и всяких других бытовых странностей, но поступки этой якобы прекрасной и положительной героини изумляют.

"Европа": там, конечно, ситуация складывается совсем плохо и без женщин. Однако сентиментальные хотелки и, опять же, крайне импульсивное поведение девушки Кати Петровны (в оригинале ее так зовут!) усугубляет и без того опасное положение астронавтов.

"Путешествие к Марсу" ("Марсианская гонка") - сложная психологическая обстановка на борту обусловлена не только нетерпимостью Антуана, но и неприятием со стороны командира экипажа неуместного романчика между Михаилом и Лусией.

"Телейос" - ну, там многое намешено, однако роковую роль играет женщина-биоробот.

Картинка от Дезго
Картинка от Дезго

Что общего между этими и другими сюжетами:

Особенности женской психики, действующей по иным законам, непонятным для мужчин, и толкающих таких персонажей на поступки, обусловленными другой картиной мира с другими приоритетами (любовь оказывается важнее долга, и уж тем более - важнее должностных инструкций).

Хм... Сценарии таких фильмов писались мужчинами. Без женщин жизнь не в радость, а с женщинами - неприятностей не оберешься. Куда ни кинь, всюду клин.

В беллетристике можно встретить и другие варианты - бой-девицы и бой-бабы, начисто лишенные рефлексии и сентиментальности. Ну, не знаю. Мне такие персонажи совершенно чужды. Они скорее похожи на биороботов или специально выдрессированных животных, чем на людей. У них нет прошлого (кто-то ведь их родил, воспитывал, рассказывал им сказки, кормил сладостями, лечил болячки, учил грамоте), нет привязанностей (только захватнический инстинкт), нет даже никаких ценностей. По мне, они совершенно бессмысленные существа.

--

В моей фантастике практически нет "космических волчиц". Правда, дочь главной героини, Юлии, и ее мужа-космоплавателя, Карла-Макса, неукротимая Валерия, всё-таки становится пилотом и капитаном звездолета. Но в конце концов (в романе "Возвращение Улисса") берет паузу, выходит замуж за афробразильца-космоэтнографа и рожает дочь с невообразимым именем Василиса Ризеншнайдер ди Соуза.

Пилот Валерия в изображении нейросети
Пилот Валерия в изображении нейросети

Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.