Найти в Дзене
Наука и фантастика

"Европа" ("Репортаж с Европы"): честный космический триллер

Оглавление
Коллаж: кадр из фильма и изображение Европы от зонда Галилей (1996)
Коллаж: кадр из фильма и изображение Европы от зонда Галилей (1996)

В 2013 году на экраны вышел фантастический фильм Себастьяна Кордеро "Репортаж с Европы" (Europa Report), который в нашем прокате назывался просто "Европа" с добавлением даты: "2012".

Постер фильма.
Постер фильма.

В те годы мне было совсем-совсем не до кино. Поэтому посмотрела по совету одного из читателей только сейчас. Фильм понравился. Он хорошо снят, и он честный - без голливудской разлюли-малины, без карикатурных инопланетян, без мордобоя и стрельбы.

Окно в Европу

Предыстория и контекст: что мы знаем о Европе? Естественно, изложу предельно кратко, для понимания сеттинга.

Европа - спутник Юпитера, на котором, как всерьез предполагают ученые, вполне может обнаружиться биологическая жизнь в подледном океане (о его наличии свидетельствует магнитное поле Европы). По размерам Европа чуть-чуть поменьше нашей Луны. Поверхность покрыта льдом с многочисленными трещинами и разломами - некоторые достигают 20 км ширины.

Юпитер и Европа. Из открытых источников.
Юпитер и Европа. Из открытых источников.

Первые космические исследования Европы делались еще в 1970-х годах с помощью аппаратов "Пионер-1" и "Пионер-2" и "Вояджер-1" и "Вояджер-2". Многочисленные съемки поверхности Европы были получены в конце 1990-х годах с зонда "Галилей" (кстати, Галилео Галилей открыл спутники Юпитера). Этот зонд работал до 2003 года, когда его намеренно направили на Юпитер, чтобы он там сгорел, а не упал на Европу и не занес туда земные микроорганизмы.

С тех пор о Европе много писали, спорили, продолжали ее исследовать и с помощью самых мощных телескопов, земных (Чандра) и космических (Хаббл). В 2011 американцы запустили к Юпитеру миссию "Юнона" (Juno), которая в 2022 пролетала поблизости от Европы и будет сближаться с ней еще дважды.

Полной ясности относительно гипотетической жизни подо льдами Европы не настало. Возможно, следующий прорыв состоится в начале 2030-х годов: к Европе уже летит аппарат Jupiter Icy Moons Explorer (JUICE), а в октябре 2024 стартует Europa Clipper. Путь долгий, запасемся терпением.

Разломы европианского льда (некоторые - до 20 км шириной) и "веснушки" (диаметр - около 10 км). Википедия.
Разломы европианского льда (некоторые - до 20 км шириной) и "веснушки" (диаметр - около 10 км). Википедия.

Жизнь на Европе?

На заре космонавтики предполагалось, что многие планеты Солнечной системы и крупные спутники Юпитера и Сатурна могут быть обитаемы. Так думали вполне серьезные ученые, а уж беллетристы, художники и кинематографисты резвились, насколько позволяла им фантазия.

Задняя обложка журнала Amazing Stories 1940 года.  Художник Фрэнк Пол (Frank R. Paul). Источник: http://www.frankwu.com/Paul-listing4.html
Задняя обложка журнала Amazing Stories 1940 года. Художник Фрэнк Пол (Frank R. Paul). Источник: http://www.frankwu.com/Paul-listing4.html

Сюжет фильма Кордеро одновременно фантастичен и реалистичен. В основе - роман Артура Кларка «2010: Одиссея два» (эпизод с гибелью экспедиции китайского звездолета "Цянь" на Европе), но съемки стилизованы под документальный фильм нашего времени.

Предполагая, что на Европе может существовать органическая жизнь, некая частная космическая компания отправляет туда исследовательский корабль с международным экипажем из шести человек: четыре мужчины и две женщины.

Цель - благородная и бескорыстная: прорыв в познаниях человечества о планетах Солнечной системы и возможное реальное обнаружение жизни на Европе. Герои - хороши и прекрасны внешне и внутренне, это команда энтузиастов и профессионалов, готовых отдать жизнь ради науки и понимающих, что экспедиция очень рискованная.

Кадр из фильма. Темноглазая блондинка со стрижкой - Роза (актриса Анамария Маринка), брюнетка с пучком - Катя (актриса Каролина Выдра).
Кадр из фильма. Темноглазая блондинка со стрижкой - Роза (актриса Анамария Маринка), брюнетка с пучком - Катя (актриса Каролина Выдра).

Жизнь они, в итоге, обнаруживают (нечто типа светящихся осьминогов). Но в процессе экспедиции гибнут все, один за другим. Последняя - Роза, понимающая, что с Европы она никогда не выберется, и поэтому направляющая камеру на открытый шлюз, в котором до последних секунд виден подледный океан с пресловутым европианским головоногим созданием.

Конструкция триллера

Сюжет строится по принципу убывания персонажей, как в некоторых детективах Агаты Кристи (самый знаменитый - "Десять негритят"). Только тут никакой злодей их не убивает, все смерти происходят вследствие трагического стечения обстоятельств или рискованных поступков героев. Нет и серьезных конфликтов внутри экипажа (споры и разговоры на повышенных тонах есть, но никто друг за другом со скалкой не гоняется).

Коллизия без злодеев - это само по себе неординарно для триллера.

Экипаж, оставшийся на корабля, вынужден обречь на смерть Джеймса, скафандр которого при попытке ремонта в открытом космосе модуля связи с Землей оказался весь забрызган ядовитым ракетным топливом - гептилом. Способа отчистить скафандр не существует, а попадание даже мельчайших частиц этого яда внутрь корабля чревато гибелью всех остальных членов команды. Очень сильный и героический эпизод. При этом правдоподобный.

Несколько иначе выглядит гибель Кати (которая в оригинале носит немыслимую фамилию "Петровна"; в русском переводе она - "Петрова"). Вот тут вступает в свои права некоторая беллетристическая дурь. Кате ну очень хочется выйти на лед Европы, лично добыть пробы с органикой и посмотреть на предполагаемые живые организмы, способные светиться.

Команда решает вопрос об отправке Кати на поверхность... голосованием. Ну, такого быть не должно. Как заметил при обсуждении фильма известный астроном и просветитель Владимир Георгиевич Сурдин, в космических экспедициях господствует строгое единоначалие. Слово командира - закон. Командир может ошибаться (он человек!), но ответственность - только на нем. Никаких голосований, никаких "если нельзя, но очень хочется, то можно". А тут дважды сработали "хотелки" Кати. В первый раз - прогуляться по Европе (девичьи ахи: как тут тихо, как красиво, как хочется потрогать этот лед!). Во второй раз - подойти поближе к таинственным мерцающим огням (забыв про все опасности неведомого мира).

Интересно, а техники для съемки с хорошим зумом там не было? Так ли уж обязательно лично идти навстречу светящемуся монстру, если его можно снять с безопасной дистанции?

Тут, конечно, присутствует момент мелодрамы. Ведь никакой любовной линии в фильме нет, а сентиментальный момент публике нужен. Катя красивая, Катю жалко...

Светящийся монстр Европы.
Светящийся монстр Европы.

Необычно, впрочем, и то, что европианские монстры не трактуются как заведомое воплощение зла. Они остаются загадкой. Не вполне понятно, нападают ли они на людей, а если да, делают ли это, чтобы их уничтожить, или им, может быть, самим интересно разобраться, кто это к ним пожаловал.

В общем, с одной стороны, миссия закончилась катастрофой, с другой - у трагедии есть катарсис. С погибшего корабля на Землю были переданы ценнейшие видеоматериалы, смонтированные в как бы документальный фильм о героических первопроходцах.

Как говорил Гней Помпей, когда кормчий отказывался выйти в море во время шторма, ибо это опасно для жизни: "Navigare necesse est, vivere non est necesse" ("Плыть - обязательно, жить - нет").

--

Я пишу гуманную фантастику и стараюсь не губить своих героев почем зря. Да, бывают трагические моменты, но триллер - не мой жанр. Все жертвы, которые мои герои приносят, осмысленны и не напрасны.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".