Найти тему
Воин Диванный

ПРО ДРОНЫ - из беседы с капитаном Владиславом

Из открытых источников
Из открытых источников

Как офицер, поучаствовавший в боевых действиях с первого дня этой войны до ноября прошлого года, аж на трёх направлениях - под злополучными Киевом и Харьковом, и потом на Донбассе, капитан пояснил, что нельзя сказать, что в нашей армии не развивалось направление БЛА. Но ставка делалась на БПЛА самолетного типа, а не мультироторного.

Видимо, большезвездные генералы думали, что «Орланы» все перекроют все увидят, а этих «малышек»-игрушечных дронов всех подавит РЭБ. Ведь был же такой сирийский опыт.

В начале войны в его подразделении дронов не было, но уже летом 2022 года они появились. Использовались для разведки. На Донбассе минувшим летом были и дроны-сбрасыватели, но штатных специально подготовленных операторов по их применению не было. Учились, передавая опыт друг другу. Тренировались на специальных полигонах.

Капитан считает, что операторы с ФПВ дронами и дронами сбрасывателями должны быть в каждом пехотном взводе, не говоря уже про спецназ, а с дронами-разведчиками («летающие бинокли») в каждом отделении. Про ноу-хау с мини-дронами для каждого солдата в форменном обмундировании, считает идею хорошей. Особенно для спецназа. Но встаёт вопрос о введении в программу боевой подготовки специальной дисциплины. Следует давно сформировать учебные центры по подготовке соответствующих специалистов и инструкторов, в войсках до уровня взводов предусмотреть штатные единицы.

Подавить дрон РЭБом не сложно, но если понять высоту покрываемую РЭБом, то и его обмануть можно, а еще если врубают РЭБ, то и сам применить свои дроны не сможешь. Точнее сможешь, если предупредить своих РЭБовцов, о применении своих беспилотников, тогда система подавления работать не будет, но так как РЭБ не находится на передовых позициях, достучаться к ним обычному командиру взвода не просто. То есть эти системы не заточены для работы малых подразделений. Поэтому, зачастую глушится все и вся, а если эти системы работают, то они выполняют задачу минимум батальона. 

РЭБ вещь отличная, есть такие системы, которые способны выключить всю электронику в радиусе 100 км, в том числе компьютеры, ноутбуки и телефоны. Ходит много разговоров и про стратегический комплекс «Мурманск-БН». Эти машины якобы могут заглушить связь в диапазоне 5000 км! Но это все же больше разговоры… Практического применения таких дальних систем капитан на фронте не встречал.

На вопрос - почему «Орланы» не все видят? Ответ такой же, их применение рассчитано на большие подразделения, а не на малые. Мы и противник как раз и воюем малыми подразделениями. Их применение сложнее, а такого количества «Орланов» и нет, чтоб практически 24/7 летать, смотреть. Кроме того, «Орланы» значительно дороже всяких Мавиков, поэтому их потери наносят гораздо больший ущерб, чем дронов-«малышей». В результате коммерческие дроны и летают, и совершенствуются огромными темпами.

Про ФПВ-дроны разговор отдельный.

С начала осени 2023 года, небратья в избытке имеют ФПВ-дроны и их количество все время растёт, растёт их эффективность.

Получает распространение тактика применения этих дронов сразу группами. То есть сразу такая группа дронов поднимается и ищет цели. Группа операторов размешается поблизости друг от друга для оперативного обмена информацией. Когда кто-то из них находит цель — сообщает остальным и начинает атаку, а остальные ее добивает, повторными заходами. Такие атаки позволяют: увеличить вероятность уничтожение цели; первым и вторым ударами срывать защиту, последующими поражать; увеличить кратно объёмы и качество наблюдения; атаковать тех кто приходит на выручку тем, кто поражен ударами первого дрона; пресечь попытки снова быстро занять позицию «открытую» первым ударом ФПВ дрона, тем самым обеспечивать прорывы обороны через образовавшиеся в результате подобных атак бреши. Кроме того, рои дронов, висящие в воздухе, очень давят на психику и деморализуют личный состав, сковываются перемещения и боевая работа.

Борьбу с дронами всех мастей следует вести комбинированно:

1). Оборудовать посты комплексного контроля. Контроль радиообстановки с обычными FPV-приемниками и «Мастерками» от ClearSky. Наблюдать в бинокли и тепловизоры. Последние обязательно надо иметь в подразделениях до отделения и уметь ими пользоваться. Дрон можно увидеть на расстоянии за несколько сот метров - у них моторы и батарея горячие. Так же следует все время «слушать небо».

2). По открытым местам бегать на максимально возможных скоростях, выдерживая интервалы и дистанции от 10 до 20 метров между друг другом. Страх придаёт силы. Так же быстро носиться на технике. Инженерам и всем остальным свободным от боевой работы, при любой возможности. следует ремонтировать дороги. Засыпать на них ямы. По максимуму использовали все возможные местные предметы и рельеф для маскировки и укрытий. Использовать сети. Они не дают хорошо прицепиться оператору ФПВ дрона, повышают выживаемость.

3). В ходе аэроразведки своими БПЛА или в горизонте с помощью средств наблюдения необходимо по определённым признакам искать стартовые позиции для ФПВ и других БПЛА - это может быть как специальная подставка, так и аккуратно поставленные кирпичи, ящики и т.п. При выявлении таких объектов расширять наблюдение по радиусу до 200 метров от них или отыскивать укрытия, в которых может прятаться оператор/операторы. Надо помнить, что опытные операторы всегда уходят в сторону и по возможности в укрытия от места пуска. Кроме того операторов охраняют. Группа прикрытия располагается рассредоточено и по возможности скрытно на различном удалении от места работы оператора и связиста. Всех пленных всегда надо допросить по вопросам мест работы расчётов БПЛА.

3). Выявленные места работы расчётов БЛА считать приоритетной целью и насыпать туда всем чем можно достать. Даже если не будет поражения, то под подавляющим огнем они свою работу прекращают, когда вынужденно прячутся или меняют место, укрываясь от огня.

Касательно непосредственной огневой обороны против дронов, как не странно, хорошо себя показало…. Ружье! Да, обычное охотничье ружье 12 калибра, помповик, с патронами снаряженными крупной картечью на зверя. Но дальность стрельбы, конечно маленькая, и это уже опять, из раздела русской смекалки. Обстреливать дроны, большие сельскохозяйственные, которые противник применяет по ночам, следует с использованием тепловизионных прицелов, лучше всего из пулеметов. Огонь вести длимыми очередями по 10-15 патронов, с упреждением при боковом полёте по отношению к стреляющему.

Далее несколько слов о «местном РЭБ», который можно применить здесь и сейчас, которое будет служить не большим подразделениям или в целом частям и соединениям - батальон, полк, бригада, дивизия, а таким как отделение-взвод. 

Такими средствами являются антидроновые ружья, станции пеленгаторы-детекторы по типу уже названных «Мастерков», а так же просто датчики обнаружения квадракоптеров, которые выполняют роль сигнализации о приближении дрона.

Технологичные средства «местного РЭБ» - актуальная тема, которую стоит рассматривать сейчас и на государственным уровне. Кроме того, уже сейчас надо решать, что делать и как бороться с дронами при их дальнейшем совершенствовании и появлении искусственного интеллекта у этих машинок, сделающих РЭБ во многом бесполезными.

Из своего боевого опыта капитан сделал вывод. что за технологиями-будущее, и если у вас сейчас подразделение обучено и слажено, но не имеет никаких технических средств, то ему не помогут никакие навыки, если против них будет стоять высокотехнологически обеспеченное подразделение.  Ибо как говорится в одной фразе «командиру батареи, п….уй, какой там спецназ ему обстреливать».

Однако технологичная техника должна быть дешевой и массовой, ибо дорогую все равно в необходимом количестве не наделать. Дроны именно такое оружие и оно очень опасное!

СВО
1,21 млн интересуются