В публикации рассказывается об одной тропической рыбке, которая, подобно хамелеону и человеку, во время охоты на свою добычу, занимается стрельбой как заправский снайпер. Зоологи и аквариумисты называют эту рыбу «брызгуном», а жители тех стран, где она обитает в природе – «рыбой-тигром».
Рыбка в рот воды набрала -
Что молчит, так это мало...
Молча плюнет в комара -
И обед готов. Ура!
(Александр Фрейфельд)
Я давно интересовался хамелеонами, которые, ведя принципиально малоподвижный образ жизни, изобрели достаточно продвинутый способ охоты, чтобы не умереть с голоду.
Ну, есть в природе много животных, которые еще менее подвижны, чем хамелеоны, но они в подавляющем своем большинстве охотятся на растительную пищу, за которой гоняться, как волкам или гепардам, не приходится.
А вот хамелеоны – настоящие уникумы, потому что кушают только летающих и прыгающих насекомых, и природа им дала прекрасное и практические безотказное орудие охоты – настоящую катапульту с языком в виде гарпуна, которым они и ловят свою пищу.
До недавнего времени я думал, что только хамелеону и человеку природа дала возможность пользоваться такими продвинутыми орудиями для охоты, представляющими собой настоящие стрелковые системы. Нет, вру – человеку природа ничего не давала кроме мозгов, а вот мозги человека и придумали для него стрелковые системы. А какие мозги у хамелеона? Не мозги, а баловство одно. Ясно, что это именно природа постаралась.
Но вот совсем недавно я совершенно случайно узнал, что хамелеон – не единственный, кого природа снабдила стрелковой системой для охоты. Оказывается, есть еще одно существо, которое охотится на насекомых с помощью стрельбы. И это совсем не малоподвижное животное, а очень даже подвижное, но охотиться на своих любимых насекомых обычным способом оно не может, из-за разности сред, в которых обитает оно и его основная пища.
Это – рыба, которую из-за его способа охоты назвали «брызгуном», хотя, конечно же, снайперская стрельба из-под воды мало походит на простое разбрызгивание. Это точно такое же снайперское оружие, как и длинный язык хамелеона, причем настолько же эффективное.
Мне хотелось бы рассказать много про этого подводного снайпера – мне это существо так понравилось, что я разыскал множество информации про него. И уж совсем мне интересно стал тот факт, что эта сугубо тропическая рыба вполне прекрасно разводится и в наших северных аквариумах. Наверное, я когда-нибудь куплю себе аквариум, поселю в нем рыб-брызгунов, и они летом будет ловить всех мух и комаров, которые всё норовят пролезть с мой дом.
И вот, перед тем как начать большую тему про рыб-брызгунов, я решил представить своим читателям старый архивный материал, с которого я с этими охотниками-снайперами и начал свое знакомство. Очерк этот вышел в старом советском журнале «Наука и жизнь» за 1965 год, написал его известный когда-то биолог Константин Артурович Массаев, и у меня имеется еще много его разных публикаций про всяких зверей.
Но сегодня – про рыбу-брызгуна и некоторых особенностях ее охоты.
Журнал «Наука и жизнь», 1965 г., №9
ПОДВОДНЫЙ АРТИЛЛЕРИСТ
К. Массаев
На ветке растущего у самой воды кустика преспокойно сидит муха. Казалось бы, что может грозить ей здесь, в тени листвы? А между тем судьба мухи предрешена. Невидимый охотник уже следит за ней. Он в воде. Проходит несколько секунд, и на беспечную муху обрушивается... струя воды. Насекомое падает и сразу же оказывается в пасти рыбы-охотника.
Это рыба брызгун. Ее можно встретить у берегов Индии, Австралии, у островов Полинезии. Обитает она в устьях рек, бухтах, причем чаще всего в мангровых зарослях, отлично переносит и соленую и пресную воду. Расцветка брызгунов - от серебристо-серой до желто- зеленой, с шестью темными поперечными полосами - немного напоминает рисунок тигровой шкуры. Малайцы так и называют брызгуна - «пласуа», что значит рыба-тигр.
Когда английский ученый Джон Альберт Шлоссер в 1764 году рассказал своим коллегам по академии наук об увиденной им рыбе, которая «стреляет» водой, ему не поверили: слишком уж диковинным показалось такое существо. Зоологи убедились в существовании брызгуна лишь спустя полтора столетия, в начале ХХ века, когда русский ихтиолог Золотницкий провел в Сингапуре наблюдения над брызгунами и подробно описал их.
Еще через тридцать лет американские ихтиологи Смит и Майерс установили, что выбрызгивание воды происходит, когда рыба резко закрывает жаберные крышки, описали строение ротовой полости брызгуна. Оказалось, что у него в верхней части рта (в нёбе) есть продольное углубление, которое превращается в узкий канал, когда брызгун прижимает к нему свой мясистый язык. Вот через этот-то канал и проталкивается струя воды.
Как брызгун охотится, лучше всего наблюдать в аквариуме. «Стрельба» из подводного положения связана с одной трудностью: свет в воде преломляется, брызгун должен был бы неправильно определять местоположение добычи. Однако он, словно понимая это, стремится свести до минимума влияние преломления света. Он подплывает почти под самую добычу. Преломление света с уменьшением угла падения уменьшается. Когда свет падает перпендикулярно к поверхности воды, преломления нет. Так что, выбирая правильную позицию, брызгун как бы избавляет себя от лишних «расчетов», связанных с необходимостью вводить поправку на преломление света.
И еще одна деталь. Брызгун плывет сначала в положении, близком к горизонтальному, затем резким движением становится почти вертикально. Таким образом рыба уменьшает расхождение между линией наблюдения (на схеме - штриховая линия) и направлением рыбий рот - добыча (сплошная красная линия). Угол между линией, по которой летит струя воды, и продольной осью тела рыбы всегда равен 140-170 градусов.
«Прицеливание» брызгун проводит великолепно, а вот силы свои часто растрачивает очень нерационально. «Стреляет» он всегда изо всех сил, независимо от удаленности добычи. Некоторые капли летят на четыре с половиной метра! А так как сбить насекомое с первого попадания не всегда удается, брызгун дает до семи «залпов» подряд. После этого он очень устает и обязательно должен отдохнуть, набраться сил.
Насколько «бездумно» брызгун пользуется своим «оружием», показывает и такой пример. Один ихтиолог наблюдал, как брызгун охотился за червяком, лежавшим на песчаном дне аквариума. Вместо того, чтобы просто проглотить червяка, брызгун подплыл к нему, «выстрелил» сильной струей, отбросив лакомство на несколько сантиметров вперед, а затем опять подплыл и съел.
Интересно, что искусство «стрельбы» у брызгунов - не прирожденное. Маленькие брызгуны «тренируются» в «стрельбе». «снайперами» они становятся не сразу. Сначала они делают первые, робкие «выстрелы», всего на 5-8 сантиметров, потом, постепенно совершенствуясь, «стреляют» на метр, на пол- тора. Длина самой рыбки не превышает восемнадцати сантиметров!
Не следует, однако, думать, будто брызгун охотится только «стрельбой». Чаще всего он хватает пищу, которая плавает на поверхности воды, реже - в глубинных слоях. Брызгун берет только живой корм, от ст сухого он всегда отказывается.
Любопытно, что, хотя у брызгунов хорошее зрение, они часто не различают, что - добыча, а что - нет. В их представлении добыча - все, что движется. Поэтому иногда случаются забавные курьезы. Брызгун может выстрелить в глаз человека, склонившегося над аквариумом. Рыба видит непроизвольные движения ресниц, и глаз кажется ей чем- то съедобным.
С ихтиологом Смитом в Таиланде был такой случай: как-то темной ночью он сидел на веранде у берега пруда, и брызгун выстрелил в его сигарету. Видимо, движущийся огонек сигареты рыба приняла за светящееся насекомое, которых там множество.
B заключение хочется сказать, что брызгуны отлично живут в аквариуме, они совсем неприхотливы. Правда, они очень драчливые, поэтому их приходится держать в одиночку или с такими рыбами, которые предпочитают жить в нижних слоях воды и не мешают брызгунам охотиться.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Что такое жемчуг, откуда берется и куда девается?
Если морские чудовища до сих пор неуловимые, то это не значит, что их не существует
Нападения гигантских спрутов на людей в океане – не вымысел, а реальность