Найти тему
Дневник москвички

"Макбет", премьера театра Наций, отзыв

Мне как-то подумалось, что в последнее время часто стали ставить Шекспира, либо что-то по мотивам его пьес: только в этом сезоне представили свои премьеры театр Маяковского, МХТ, и теперь театр Наций. Возможно, такой острый интерес обусловлен пресловутой бессмертностью и универсальностью поднимаемых тем и, в данном случае, театр Наций со своим «Макбет» зашел особенно далеко, весьма основательно вырвав классический сюжет из любого времени и пространства. Получилось… инновационно, революционно и в чем-то скандально, получилось нечто такое, о чем как ни о каком другом спектакле, можно сказать, что это не для всех.

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Важнейшее качество зрителя нового «Макбет» - это терпение, поскольку без него этот спектакль выдержать тяжело, да что там, даже первые пятнадцать минут. Дело вовсе не в том, что «Макбет» плох, просто он словно бросает зрителю вызов, являясь для него максимально некомфортной постановкой: как визуально, так и – особенно – во всем, связанным со звучанием. Действительно, выбранная режиссером эстетика подойдет не всем: постапокалипсис и хореография в стиле зомби подразумевают некое ощущение грязи, разложения и гниения, от чего легко устать, некоторый намеренный дефицит света, да еще после рабочего дня, склоняет ко сну, так что лучше бы выпить заранее литр кофе, но это далеко не самое страшное. Самое неудобное – это звук. Стальные листы по бокам сцены и также металлические элементы декораций, из которых артисты регулярно извлекают соответствующие звуки, конечно, подходят спектаклю, но порождаемая ими какофония бьет по ушам, и это мягко сказано. В каком-то эпизоде я начала опасаться, что оглохну от этого нескончаемого грохота.

Но и это – не предел испытаниям. Самое-самое – это речь. Режиссер вложила в уста героям какие-то слова-не слова. Текст Шекспира сам по себе ужасно сложен, с ним почти не совладать, но режиссер вывернула слова наизнанку, заставив артистов произносить что-то человекоподобное, вроде бы понятное, и вроде бы – вообще нет. Наверное, это важный художественный прием, я даже догадываюсь, зачем он нужен, но воспринимать такое невозможно! Я не могла понять, о чем идет речь, не меньше половины времени, и это в ситуации, когда у артистов есть гарнитура, и все прекрасно слышно. Чего бы ни хотела режиссер, вот эту кашу вместо речи делать не стоило, так как теряется смысл, и из-за этого часто становится скучно. С «Макбета» при аншлаге и проблемах с билетами сваливали просто пачками (и я понимаю ушедших), а в какой-то момент пересменки на сцене ушла чуть ли не целая «делегация». Режиссер слишком безжалостна к публике, считаю, стоило сделать спектакль чуть более зрительским.

Впрочем, с точки зрения оформления спектакль просто безупречен, это нечто совершенно небанальное, необычное и очень талантливое, созданное настоящими профессионалами. Воссозданный на сцене мир постапокалипсиса напоминает о «Безумном Максе», каждый элемент на своем месте, и даже стальные листы – уместны. Грим, костюмы героев – все в стиле; благодаря им, а также превосходной работе света артисты на сцене иногда и намеренно просто незаметны, могут пропасть в никуда, появиться из неоткуда. Спектакль по-своему невероятно красив, и одна из сцен просто поражает своей эстетичностью, аж дух захватывает. «Макбет» проработан до мельчайших деталей, он удивительно сложен и завораживает своей небанальностью для сцены: такой стилистики я еще не видела – только в кино.

Вместе с тем, «Макбет» - типичный пример ситуации, когда за формой забыли о содержании. Желание вырвать героев из привычного мира, перенести их в никуда и показать универсальность трагедии развращения властью понятно, как можно понять и такие образы героев и даже их речь: люди пали так низко, что теперь они словно червяки, едва живые, почти утратившие дар слова, но все еще подверженные страстям и совершающие ошибки, преступления. Однако, для того, чтобы сообщить эту нехитрую мысль, вовсе не обязательно городить ТАКОЙ огород, и подвергать себя риску не справиться с выбранным жанром, что, собственно, и произошло. Не дополняющее, а забирающее внимание зрителя оформление требует учета в представленном на сцене действе, тем более, что постапокалипсис – далеко не только, и даже не в основном, экшен с живыми мертвецами и перестрелками, но история с серьезным социальным подтекстом, рассматривающая вопросы чуть ли не экзистенциального характера. Да, сюжет «Макбета», конечно, соответствует этому требованию, но проблема его интерпретации в том, что окружающий мир не оказывает на него ни малейшего влияния, тогда как в постапокалипсисе случившаяся когда-то катастрофа и ее последствия являются важнейшими обстоятельствами истории. Здесь ощущается столкновение разных интересов: с одной стороны, желание сохранить фабулу Шекспировской трагедии и не сильно ее корежить, но с другой – столь же сильное желание перенести ее в поистине эпатажный мир. Получилось?.. Скорее, нет, чем да. Герои ведут себя так, будто ничего никогда не было, и окружающий их декаданс – нормальность, не привносящий в их жизнь ничего решительно нового. Хм, если так, то зачем он здесь нужен вообще?..

Режиссером использовано какое-то безумное количество художественных средств, но, к сожалению, часто не очень толково. Скажем, что значит странная речь всех героев спектакля?.. Что она должна донести?.. Почему временами герои начинают говорить нормально и понятно, а потом – снова как было?.. Я не могу найти этому объяснения. Можно предположить, что у них случаются моменты прояснения, но почему именно такие, почему так непредсказуемо, и что это значит?.. Опять же, художественные средства не передают никакого развития ни в чьем образе: Макбет по стилю поведения тот же в конце, что и в начале, несмотря на явное развитие характера, и то же касается и остальных. Кажется, что на сцене эпатаж ради эпатажа – это не так интересно. А, не могу не отметить пару совершенно отвратительных, пошлых, вульгарных эпизодов: можно было как-то более деликатно показать, как Макбет решил «овладеть» судьбой и, кхм, своими подданными, чем вот это вот. Совершенно не выглядит случайным побег после одной из таких сцен очередной партии зрителей. Мне было очень неприятно видеть подобное на сцене. Наконец, я совершенно не поняла финал, точнее, зачем его менять относительно Шекспира, поскольку кроме намека на очередное повторение, в нем ничего существенного нет. Снова выглядит как жест ради жеста.

Помимо исключительного оформления «Макбет» можно похвалить за очень сильные, впечатляющие актерские работы. Больше всех мне понравилась Мария Смольникова в роли леди Макбет – это сложнейший образ передачи слабости и подлости одновременно, безумия и трагедии. Макбет – Дмитрий Гизбрехт – тоже очень серьезный образ, а уж его совершенно безумные глаза – нечто. Вообще, перед актерами была поставлена очень сложная задача не просто сыграть, а выйти в необычном для театра стиле, подразумевающем особенную хореографию движений, сложнейшую речь, помимо, собственно, обычной актерской игры. Я себе даже не представляю, как это непросто. Браво!

«Макбет» - один из самых необычных спектаклей, что я видела, грандиозно задуманный и круто визуально воплощенный. К сожалению, вплести в эту небанальную форму достойное содержание не вышло, а отдельные элементы спектакля могут делать его скучным, непонятным и раздражающим. Думаю, режиссеру было бы нелишним подумать еще раз, что именно она хотела сказать и, главное, как оформление способно помочь передать эту мысль. Да, я тоже читала про воспаленное сознание героя, но вот это вот не считывается совсем. Возможно, чтобы эта идея прозвучала, нужен контраст нормальности и безумия, а режиссер предлагает только второе. Словом, десять раз подумайте, прежде чем брать билеты. Такое могу посоветовать только матерым театралам, готовым страдать.

«Макбет» по мотивам пьесы Уильяма Шекспира. Режиссер Елизавета Бондарь. Композитор Петр Айду, Николай Попов, Олег Макаров; художник-сценограф Елизавета Бондарь, Валида Кажлаева; художник по костюмам Валида Кажлаева; художник по свету Игорь Фомин. Продолжительность 2 часа 10 минут, без антракта (по факту начали где-то на 10 минут позже, закончили в районе 22-х). Малая сцена. Премьера состоялась 22 ноября 2023 года.

Состав: Дмитрий Гизбрехт (Макбет); Мария Смольникова (леди Макбет); Софья Евстигнеева (леди Банко и бродяга); Арсений Тарасенко (Флинс); Виталий Довгалюк (Малькольм); Александр Гришин (Макдуфф); Артем Шевченко (Росс); Антон Косточкин (Банко); Сергей Волков (убийца); Михаил Попов (Дункан).