Многие представители старшего поколения помнят комиксы знаменитого французского карикатуриста Франсуа Лежёна, который более известен под псевдонимом Жан Эффель. В СССР его знали так же хорошо, как Херлуфа Бидструпа. Именно его работами вдохновлялся советский драматург Исидор Шток, написавший пьесу «Божественная комедия: подробная история сотворения мира, создания природы и человека, первого грехопадения, изгнания из рая и того, что из этого вышло». В 1961 году по этому произведению в Театре кукол Сергея Образцова был поставлен спектакль, который вошёл в золотой фонд отечественной культуры.
От политических карикатур к комиксам
Франсуа Лежён был известен у себя на родине задолго до того, как впервые увидели свет его работы из цикла про сотворение мира. С 1933 года он сотрудничал с газетами и публиковал в них карикатуры на Гитлера, Муссолини, Геринга, Франко, Риббентропа. Тогда же он придумал себе творческий псевдоним, взяв за основу собственные инициалы F.L. – Эффель. Во время оккупации Франции присоединился к движению Сопротивления и работал в подпольном «Полночном издательстве», выпускавшем антифашистские сатирические листовки.
После войны Эффель стал делать карикатуры на американцев, показывая, как грубо и невежественно ведут себя «освободители», считая возможным навязывать Франции свою политику. «1947 год… Три года, как мы освобождены от немцев. Но не от освободителей. Напротив, оккупация продолжается»,– писал карикатурист.
Первые подборки комиксов Эффель начал публиковать после окончания войны в коммунистическом издании «Les Lettres françaises». Его рисунки моментально снискали любовь аудитории: они были минималистичными, но при этом остроумными, меткими, весёлыми и очень добрыми. Все иллюстрации были выполнены в очень простой манере, а поясняющие надписи делали их смысл доступным даже для детей.
«Когда я начинал, – вспоминал Жан Эффель, – ещё можно было смешить. И смешили! Анекдотическими рисуночками о каннибалах и Робинзонах, о тёщах и ночных горшках. Я находил это вульгарным. Мне пришла в голову счастливая мысль, и я подумал о природе. Я спросил у себя: «Почему хризантема кудрявая? Почему у носорога рог, а у розы – шипы?» и т. д. И тогда я вспомнил о сотворении мира и открыл неисчерпаемый источник. Через эту тему можно всё сказать. Через образы Адама, Евы и Бога – этого поистине фантастического персонажа. Над этим никто никогда не задумывался… исключая, возможно, Микеланджело».
Чёрта сделал похожим на Дядю Сэма
Примечательно, что церковь нисколько не воспротивилась столь вольной трактовке Библии. Не в последнюю очередь это произошло потому, что Бог на рисунках Эффеля выглядел очень добрым и невероятно креативным. Творец представал изобретателем, учителем и инженером.
Он был мастером на все руки, задумавшим мир гармоничным, и воплощал свои прекрасные идеи в жизнь. Антагонистом Бога выступал чёрт, который то и дело чинил козни, портил всё, к чему прикасался, стремился разрушить планы начальства и критиковал проведённую работу.
Неприязнь Эффеля к янки вылилось в то, что он умышленно сделал чёрта похожим на Дядю Сэма – крючковатый нос, хищный взгляд и та же выдающаяся вперёд острая бородка. Для более заметного сходства не хватало только шляпы со звёздами на ленте.
Чтобы не оставлять Бога в одиночестве, Эффель на помощь главному действующему лицу отрядил целую компанию маленьких, трудолюбивых и очень любопытных ангелочков. Они сомневались, удивлялись, огорчались, если что-нибудь шло не так, но в конечном итоге всё равно восхищались тем, что получалось в процессе творения.
Адам и Ева
Через несколько лет к уже известным публике персонажам присоединились нарисованные Эффелем прародители человечества. И если Адам в интерпретации художника был похож на большого наивного ребёнка, которого приходилось всему учить, то Ева оказалась значительно умнее, наблюдательнее и хитрее. Неудивительно, что с появлением женщины обстановка в раю сразу же изменилась.
Чёрт, задумавший погубить главное творение Бога, устроил первую в мире маркетинговую акцию, которую провёл с большим размахом и привлёк к её осуществлению своих помощников-чертенят. Он вовсю рекламировал яблоки (они же – плоды познания добра и зла), обещал первым людям красоту и силу, втолковывал Адаму и Еве, что у них откроются глаза, что позволит совсем иначе взглянуть на мир. И, конечно, он своего добился (значит ли это, что все рекламщики – от лукавого?).
Ева оказалась уязвимой для происков рогатого антагониста и привлекла на свою сторону простодушного Адама. Через некоторое время совершившие грехопадение люди были подвергнуты Божьему суду и навечно изгнаны из райских кущ.
Собственно, на этом событии серия комиксов Эффеля и заканчивается. Иллюстрировать Ветхий Завет дальше он не стал, однако вновь и вновь возвращался к излюбленной теме и создавал новые рисунки, дополняя ими уже имеющиеся циклы – к середине 70-х годов насчитывалось порядка пяти тысяч изображений, и они публиковались в разных сборниках.
Мультфильм, пьеса, балет и кукольный спектакль по мотивам комикса
Популярность «Сотворения мира» была так велика, что в 1958 году на киностудии «Баррандов» был снят одноимённый совместный франко-чешский мультфильм, который показали в Советском Союзе и во многих европейских странах. В 1958 году на Венецианской биеннале короткометражного фильма картина получила премию «Серебряная гондола» и была удостоена специальной премии жюри за сценарий, а год спустя была награждена почётным дипломом на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Вене (кстати, такое мероприятие впервые было проведено в капиталистической стране).
А после того, как Исидор Шток написал пьесу «Божественная комедия: подробная история сотворения мира, создания природы и человека, первого грехопадения, изгнания из рая и того, что из этого вышло», в репертуаре Театра кукол Сергея Образцова появился один из главных хитов – спектакль «Божественная комедия».
В 1973 году эту постановку адаптировали для показа по телевидению. Творец разговаривал голосом Семёна Самодура, а Адама озвучил Зиновий Гердт. В 1971 году на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова состоялась премьера балета «Сотворение мира».
В 1984 году сборник комиксов Эффеля в нескольких томах был выпущен советским издательством «Изобразительное искусство». Этот книжный раритет до сих пор можно отыскать у букинистов и на маркетплейсах.