Проект
В начале ХХ века Москва становится крупным транспортным центром. В городе уже было построено 9 вокзалов (годы открытия вокзалов):
Николаевский (Ленинградский),1849
Троицкий (Ярославский), 1862
Рязанский (Казанский),1864
Смоленский (Белорусский), 1870
Курско-Нижегородский (Курский),1896
Брянский (Киевский),1899
Саратовский (Павелецкий), 1900
Виндавский (Рижский), 1901
Бутырский (Савеловский),1902
Посмотрите, как выглядели московские вокзалы в конце XIX-XX века:
Перевозкой грузов с вокзала на вокзал занимались целая армия из 30 тысяч ломовых извозчиков. Еще в конце ХIХ века купцы стали задумываться о железной дороге, которая бы связала все вокзалы. Пристанционные склады в городе и на подъездах к нему систематически оказывались забиты до отказа, а вереницы груженых телег, растягивавшихся от вокзала к вокзалу, систематически затрудняли уличное движение в Москве. Большие силы и деньги тратились на уборку навоза.
Собирались долго, еще с 1860-х годов. По словам историка Александра Васькина в 1897 году через Москву было перевезено более 245 млн пудов грузов (245 млн. пудов это примерно 4 млн. тонн, в 8-миосный грузовой вагон можно загрузить примерно 130 тонн груза, для перевозки 4 млн. тонн потребуется примерно 31 тыс. вагонов, грузовой поезд – примерно 70 вагонов, его длина 1 км, получается поезд длиной 440 км). В 1905 году этот показатель вырос вдвое. В том же году общее число проехавших через город пассажиров составило 15 млн человек.
Первоначально предлагали построить дорогу по границе Москвы того времени – Камер-Коллежскому валу:
И вот 7 ноября 1897 года император Николай II «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги (МОЖД). Был объявлен конкурс, на который было представлено 13 проектов. Отборочная комиссия признала победителем проект инженера П.И. Рашевского, ставшего впоследствии начальником работ по сооружению МОЖД. По легенде, император собственноручно написал на его проекте: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид».
Стройка
Сначала был предложен проект стоимостью 53 млн. рублей. Его "немного" подкорректировали и упростили, получили около 39 млн. рублей. Вместо четырехпутной дороги (два пути для грузовых составов, два - для пассажирских перевозок), стали строить двухпутную, отказались от дорогих зданий вокзалов.
7 августа 1903 года началась стройка. В Германии и Англии специально для этой стройки закупили по два экскаватора для глубоких земляных работ (глубже трёх саженей), а один изготовили на Путиловском заводе в Петербурге. Курировал строительство московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович.
В 1907 году по кольцу был отправлен первый поезд, однако полностью правительственная комиссия дорогу не приняла из-за недоделок. Торжественная церемония открытия МОЖД состоялась 20 июля 1908 года. В ней участвовали министр путей сообщения – генерал-лейтенант Николай Шафгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус, московский генерал-губернатор Сергей Гершельман, председатель строительного комитета Окружной железной дороги Владимир Коковцев, московский городской глава Николай Гучков, начальник Николаевской железной дороги Иосиф Турцевич.
МОЖД протяженностью 54,4 км имела выходы ко всем 9 направлениям, примыкавшим к Москве, 24 подъездных пути к предприятиям и складам, расположенным по периферии города. Всего на этой железной дороге было построено 14 станций, 2 остановочных пункта (полустанка). Все ее объекты создавали как часть единого городского ансамбля. Черепицу для крыш павильонов поставляли из Варшавы, а станционные часы заказывали у швейцарской фирмы «Павел Буре». Единственный сохранившийся оригинальный экземпляр этих часов находится в кабинете начальника станции Пресня, ныне Музей Московской окружной железной дороги. Предлагаю посмотреть все станционные (пассажирские) здания из Альбома исполнительных типовых чертежей МОЖД 1903-1908. Том 1:
Кроме станционный зданий было построено: 4 телеграфных поста, 72 моста, 30 путепроводов, 185 водопропускных сооружений, 17 пассажирских зданий, 11 путевых казарм и 21 полуказарма для рабочих службы пути, 87 сторожевых домов для путевых обходчиков, 30 жилых домов, оборудованных водопроводом и канализацией, 2 дома для дежурных паровозных и кондукторских бригад, 2 приемных покоя, 2 бани, 14 пакгаузов. Все пассажирские постройки находились с внутренней стороны кольца, а товарные платформы и станционные пути — с внешней.
Мосты проектировали выдающиеся, признанные и на Западе инженеры-мостостроители – Николай Аполлонович Белелюбский, Лавр Дмитриевич Проскуряков и известнейший зодчий академик Александр Никанорович Померанцев. Главным архитектором МОЖД был Александр Никанорович Померанцев (1849–1918):
Было построено четыре больших и 68 малых мостов, 30 путепроводов.
Только один из больших мостов своим названием оказался связан с топонимикой города – Дорогомиловский. Остальные были названы в честь представителей царской семьи: Алексеевский (позже Даниловский) – в честь цесаревича Алексея; Николаевский (позднее Краснолужский) – в честь императора; Сергиевский (позднее Андреевский) – в честь убитого великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы.
Проект не имел аналогов в мире. Для зарубежных инженеров, приезжавших в Москву знакомиться с уникальной железной дорогой, устраивали экскурсионные рейсы по строящемуся кольцу.
Эксплуатация до революции
Строительством МОЖД занималось управление Николаевской железной дороги, оно же руководило работой МОЖД с 1908 по 1916 г. Поэтому отсчет верст Окружной велся от точки ее пересечения с Николаевской железной дорогой по часовой стрелке. В 1916 году МОЖД была передана под управление передали в состав Московско-Курской дороги.
С транзитом через центр города было покончено, грузооборот продолжил расти. Дорога постепенно обрастала подъездными ветками, ведущими к расположенным вблизи неё фабрикам и заводам, многие из которых продолжали строиться вокруг железнодорожного кольца.
При запуске пассажирского движения тарифная система не была продумана должным образом: дорого и долго. Перевозку пассажиров отменили уже через четыре месяца после запуска движения по Окружной. В мае 1909 года после корректировки тарифов пассажирское движение возобновилось. До 1917-го рабочие ездили по ней на прилегающие к кольцу предприятия – те, которыми дорога обросла в годы промышленного подъема.
МОЖД до конца XX века
К концу 1920-х годов районы, по которым проходит трасса МОЖД, получили трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934 году пассажирское движение по кольцу было прекращено. В том же, 1934 году, линия выделена из Московско-Курской в самостоятельное управление – Московско-Окружная железная дорога.
Большую роль сыграла МОЖД во время войны: по ней эвакуировались, а затем возвращались целые заводы, подвозились боеприпасы, танки (около МОЖД под землей находился Бронетанковый ремонтный завод, открытый еще до войны, сейчас на этом месте ЖК "Маршал" и танк на постаменте). Тогда МОЖД возглавляла Зинаида Троицкая, первая в истории женщина — начальник дороги.
В 1944 было построено Большое кольцо, и МОЖД стала называться Малым железнодорожным кольцом (наверное, в официальных источниках, обычные люди продолжали употреблять старое название).
В 1950-е годы, когда пустили электрички, выяснилось, что старые мосты не позволяют просто и дёшево электрифицировать трассу.
В 1960-х об идее пустить по МОЖД пассажирские поезда снова вспомнили — и снова не реализовали ее. О той попытке пассажирам долгое время напоминал закрытый выход в середине станции метро «Ленинский проспект» — он должен был стать пересадкой на Окружную железную дорогу.
В 1980-е годы через Малое кольцо ежесуточно следовало до 18 тыс. грузовых вагонов.
Вопрос о возобновлении пассажирских перевозок по кольцу возникал в конце 1980-х, 1995-м. Однако из-за высокой стоимости необходимой реконструкции мостов и необходимости сооружения новых пассажирских платформ в местах, удобных для пересадки на другие виды транспорта, эти планы так и не были воплощены в XX веке, но уже началось проектирование МЦК.
Новый век – новая жизнь
Видимые изменения начали происходить еще в 1999, когда передвинули два моста МОЖД: Краснолужский и Андреевский, превратив их из железнодорожных в пешеходные Богдана Хмельницкого и Пушкинский соответственно:
У двух изначально похожих мостов – похожая судьба.
К 2008 году 54-километровая трасса Малого кольца имела 17 станций, локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, сигнализации и связи, энергоснабжения.
В 2001 году планировалось запустить рельсовый автобус:
Тогда же был разработан проект организации пассажирского сообщения электропоездов на Малом кольце в режиме наземной линии метро, с пересадками на станции метро и остановки пригородных поездов радиальных направлений.
В 2011 году для реализации проекта «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги» создана совместная компания Правительства Москвы и ОАО «РЖД» – ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (ОАО «МКЖД»). Разработана Программа реорганизации и комплексного благоустройства территорий, прилегающих к МКЖД.
В 2016 году открылась новая линия Московского метро: Московское центральное кольцо.
На МЦК протяженностью 54 километра — 31 станция, с 17 из них можно будет пересесть на 11 линий метро, с десяти — на пригородные поезда девяти направлений.
К 2016 году было отреставрировано почти 90 объектов, построенных когда-то вместе с МОЖД:
Многие из объектов хорошо видно из окон поезда. Вот вам еще один маршрут для экскурсии в любую погоду. Правда, желательно, чтобы видимость была хорошая! Время поездки примерно 1,5 часа.
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
Другие статьи про метро читайте здесь.
О других московских кольцах и границах читайте здесь.
До скорой встречи!
ИСТОЧНИКИ
«Альбом исполнительных типовых чертежей (с объяснительным текстом) : 1903–1908 (том 1)»; МПС, Управление по сооружению Московской окружной ж. д.
«Альбом исполнительных типовых чертежей (с объяснительным текстом), 1903–1908 (том 2)»; МПС, Управление по сооружению Московской окружной ж. д.
Максаков В. Детище Петра Рашевского. Газета "Гудок" №148 от 18.08.2023
Останкович, Н. Н. Путеводитель по Московской окружной железной дороге с историей Москвы и описанием исторических памятников и торгово-промышленных заведений, находящихся в окрестностях Москвы и прилегающих к кольцу дороги. – М.: Т-во "Печатня С.П. Яковлева", 1912
100-летие открытия движения на Московской Окружной железной дороге. ОАО РЖД
Сытин П.В. Вокруг современной Москвы (по Окружной железной дороге). – М.: Московский рабочий, 1930