Найти тему
Любимое чтиво

«Идеальные дни» (Perfect Days) - новый шедевр Вима Вендерса о поэзии обыденного

1 февраля на экраны вышел долгожданный новый фильм легендарного немецкого режиссера Вима Вендерса - "Идеальные дни". Эта трогательная кинопоэма о неприметном токийском уборщике туалетов уже успела покорить сердца кинокритиков и зрителей на крупнейших мировых фестивалях.

-2

Главный герой ленты - Хираяма, скромный работник фирмы "Токийские туалеты", чья незамысловатая рутина наполняется особым смыслом и красотой в объективе маститого режиссера. Каждое утро Хираяма встает в своей маленькой квартирке, заботливо поливает ростки кленов в горшочках, подстригает усы - и отправляется выполнять свою не слишком приятную, но такую необходимую работу. У Хираямы есть старая пленочная кинокамера, на которую он любит снимать окружающий мир - хрупкие деревца на улицах Токио, утреннее солнце, разливы света и тени. Иногда ему снятся странные, загадочные сны. А временами на улице ему мерещится седовласая фигура, принимающая причудливые позы.

-3

78-летний Вендерс приехал в Токио сразу после пандемии по приглашению японского продюсера Кодзи Янаи. Изначально режиссеру было предложено снять серию коротких фильмов о реновации модных дизайнерских туалетов в районе Сибуя. Однако задумка быстро переросла в создание полнометражной картины, которая вскоре начала свое победное шествие по мировым кинофестивалям.

-4

На Каннском фестивале "Идеальные дни" сорвали бурные овации и получили один из главных призов независимого жюри. А блистательная игра 68-летнего Кодзи Якусе в роли скромного уборщика принесла актеру награду за лучшую мужскую роль. Картина также выдвинута от Японии на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

-5

Мировой успех "Прекрасных дней" - это поистине триумфальное возвращение Вендерса, которого многие годы упрекали в чрезмерном увлечении экспериментами и отрыве от реальности. Его последние работы, в том числе 3D-фильмы "Пина: Танец страсти" и "Идеальные дни в Аранхуэсе", оставались непонятыми широкой аудиторией. Однако в своей новой картине Вендерс в очередной раз доказывает, что остается в числе лучших режиссеров современности.

-6

"Идеальные дни" легко встают в один ряд с признанными шедеврами немецкого классика - "Небом над Берлином", "Алисой в городах", "Париж, Техас". Фильм пронизан той же атмосферой поэтической невесомости, что и лучшие работы Вендерса. Мастер по-прежнему умеет создавать на экране особое состояние зачарованности обыденным. Будничные действия героя, вроде подстригания усов или поливки цветов, наполняются особым лиризмом. А токийские улицы под объективом Вендерса светятся тем же мягким, рассеянным солнечным сиянием, что и пустыни из "Париж, Техас".

-7

Однако на этот раз режиссер выбрал не стилизованную абстрактность, как в более ранних опытах, а максимальное приближение к реальности. Документальная достоверность происходящего удивительным образом сочетается с ощущением сна наяву. Этот эффект во многом достигается благодаря игре главного актера Кодзи Якусе, который фактически стал соавтором Вендерса в работе над фильмом. Мимика и жесты 68-летнего мастера настолько естественны, что зрителю кажется, будто он подсматривает за чужой жизнью.

-8

Отдельного внимания заслуживает визуальный стиль картины. Каждый кадр тщательно продуман и выстроен Вендерсом. Режиссер по-прежнему демонстрирует феноменальное чутье в работе с актерами и непревзойденное мастерство в съемке повседневности. Ему удается запечатлеть хрупкую красоту обыденного и поднять рутинные действия своего героя до уровня поэзии.

И в очередной раз Вендерс напоминает зрителю вечную истину: настоящее искусство способно преобразить повседневность и открыть глаза на чудеса, которые нас окружают. Взглянув на мир глазами старого мастера, мы вдруг обнаруживаем поэзию там, где ее, казалось бы, не может быть - в шуме листвы, в лучах рассветного солнца, в суете токийских улиц.

-9

Образ главного героя - уборщика туалетов Хираямы - выбран режиссером неслучайно. Это человек, чья профессия заставляет буквально соприкасаться с самыми неприглядными сторонами человеческого существования, но при этом сохранять душевную чистоту и поэтическое мироощущение. С первых кадров мы видим, насколько гармонично вписан Хираяма в окружающий мир: он бережно ухаживает за домашними растениями, любуется игрой света на ветвях, с восторгом ребенка разглядывает облака и лужи цветных отсветов на асфальте. Простая, ничем не примечательная жизнь героя оказывается наполнена множеством мелких радостей и открытий. И в каждой детали - в пышных усах Хираямы, его аккуратном костюме, старой пленочной камере - сквозит эта внутренняя гармония.

-10

Несмотря на преклонный возраст, Вендерс в очередной раз доказывает, что полон энергии и творческих идей. Его камера по-прежнему остра и беспощадна, невзирая ни на какие условности и запреты. А сердце режиссера открыто для диалога с любой культурой. Так, в свое время "Небо над Берлином" и "Париж, Техас" стали своего рода манифестом европейского кинематографа. Но отказавшись от привычных декораций, Вендерс в "Прекрасных днях" с таким же мастерством погружается в эстетику и философию Востока.

-11

Финальные кадры ленты, где герой Якусе в последний раз проходит под россыпью алой кленовой листвы, вызывают невольные ассоциации с великим японским режиссером Ясудзиро Одзу, которому Вендерс не раз признавался в любви и восхищении. "Идеальные дни" стали еще одной данью уважения западного мастера культуре страны восходящего солнца. И перекличка мотивов и образов с шедеврами Одзу придает новой работе Вендерса особую глубину и многозначность.

В очередной раз Вим Вендерс удивляет и радует поклонников, доказывая, что и в преклонном возрасте способен создавать по-настоящему современное, живое и честное кино, затрагивающее вечные темы. И новая работа этого удивительного режиссера - еще одно напоминание всем нам о хрупкой красоте окружающего мира и поэзии повседневного.