Все «прелести» будущего цифрового мира можно уже сейчас прочувствовать на платформе «Дзен», то есть вот прямо здесь и сейчас. Особенно остро это чувствуют авторы каналов.
Чем страшен будущий цифровой мир, в котором всем будет заправлять искусственный интеллект (ИИ)? Тем, что будет невозможно понять, за что тебя отключили/наказали/отменили/удалили... За что ты попал в немилость. Решение будет принимать Его Величество ИИ (здесь его зовут Алгоритмом). И как он будет принимает это решение, почему, на основании чего – не будет знать никто. Соответственно, и обжаловать это его решение будет невозможно. Обжалование возможно, если есть понимание состава преступления и есть доказательства того, что вы его не совершали. Ни того, ни другого в будущем цифровом мире не предполагается.
В светлом будущем человека будут наказывать (отменять) без формального обвинения, без его артикуляции. Например, человек утром идет в магазин и узнает, что его банковская карта заблокирована (а наличных денег, как вы понимаете, не будет). Что? Как? Почему? Человек обращается в банк с вопросом «Что случилось?», а некий ИИ (робот) ему отвечает: вы сделали что-то не так, нарушили правила нашего банка. Не так стоите, не так свистите, вот ваш счет и заблокирован.
Человек пытается узнать, что именно не так, какой именно пункт правил он нарушил, но получает шаблонные, одинаковые, бессодержательные ответы. Без указания пункта, просто правила.
«Что я сделал не так?» - Вы нарушили правила, которых придерживается Наш Банк.
«Какие правила?» - Вы можете ознакомиться с ними на Нашем Сайте.
Человек открывает «правила» и видит длиннющий бессмысленный текст из общих, расплывчатых фраз. Эти «правила» невозможно понять, следовательно, невозможно понять нарушены они или нет и как именно.
«Хорошо – говорит человек, – а кто вам сказал, что я что-то нарушил?» - У нас есть информация от источников, которым мы доверяем. Но мы не можем их раскрыть.
«Ну а что мне делать-то?» – не знаем. Это не наше дело. Вас ведь никто не заставлял хранить ваши деньги в нашем банке. Вы же сами подписали соглашение на сайте.
Конечно, человек может положить деньги в другой банк, но там «правила» примерно такие же. Банки не дураки, знают свое дело. А пользоваться деньгами без банка невозможно в принципе: наличные деньги давно отменены.
Когда нет формального обвинения, нет и формальной реабилитации. То есть невозможен вариант «Отсидел и вышел на свободу с чистой совестью», начал с чистого листа, поскольку невозможно выяснить какой лист чистый, а какой нет. Вы оказались в черном в списке, но вы не можете из него удалиться. И никто вам не скажет, что нужно сделать, чтобы удалиться из этого списка. Нет правил удаления, есть только правила включения в список, и то абсолютно непрозрачные.
Кстати, это изобретение не новое. Знаете, как в СССР работала цензура? Работала она хитро. Список тем, о которых нельзя было писать в книгах, был секретный (она подпадал под перечень сведений, подлежащих засекречиванию, а такие перечни всегда секретные, и сейчас тоже). Главные редакторы издательств не имели допуска к гостайне, и не могли ознакомиться с этим списком. Но если в статью или книгу проскочила «неправильная» тема, то ответственность лежала именно на главном редакторе. За этим следили кураторы из органов, у которых был и допуск, и список. Но виноват был редактор.
Что делали главные редакторы? Они перестраховывались, не пропуская в печать даже те темы, в которых и криминала-то не было. На всякий случай. Авторы-писатели, разумеется, сердились именно на главных редакторов: это ведь они не пропускали статью или книгу в печать. Правил, которые регулировали ограничения, никто не знал. Соответственно, автор никогда не был уверен, что его книгу опубликуют.
Кстати, сейчас мы подобную картину видим на примере «порядка, основанного на правилах». Этих правил никто никогда не видел, что не мешает американцам обвинять в их нарушении всех подряд.
Сейчас это работает вручную, а в перспективе этим будет заниматься Искусственный Интеллект (компьютерная программа). На западе это уже есть. «Либеральная демократура» приступила к активному переформатированию морально-этической и исторической основы западной цивилизации. Скоро мы увидим костры из «неправильных книг». Это будет очень похоже на начало 30-х годов ХХ века в Германии. Это уже было описано и у Оруэлла, и у Бредбери (451 градус по Фаренгейту), и наконец, стало явью.
А с электронными книгами и документами все станет совсем просто. Чем удобна цифра? Ничего не надо жечь: просто нажал кнопку – и нет ни неправильных книг, ни неправильных авторов. «Нелица» (Оруэлл). Их нет и никогда не было.
У нас это тоже будет. Во всяком случае, если будет частный капитал. Частному капиталу требуются бесправные, полностью зависимые исполнители, готовые работать за миску супа и молчать. И если есть техническая возможность заставить их работать и молчать – будьте уверены, капитал это сделает. Он примет законы, по которым человек будет обязан хранить все деньги в банке. В любом, на выбор. Но это будет, в сущности, один и тот же банк. «Е-Банк», как пошутил Пелевин. Наличные деньги будут запрещены. А еще он примет законы, по которым за человеком будет вестись тотальная электронная слежка. Остальное дело техники: человек будет априори виноват и будет вынужден ежедневно доказывать свою невиновность. С переменным успехом.
Старина Джордж Оруэлл что-то знал о тоталитарных обществах.
====================================