Найти в Дзене

ФАНТАСТИКА МОЕГО СЕРДЦА

Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников

Ничто так не радовало меня в детстве, как новая фантастическая книжка. Не удивительно, что позабыв за полвека многое, я помню те ощущения и чувства, которые охватывали меня, когда я брал в руки прежде не читанную историю. Отступали на второй план все иные переживания и увлечения, когда я погружался в выдуманный автором мир. Я никогда не делил фантастику на детскую и взрослую. Ее попадало в руки так мало, что каждая была драгоценностью. Как и многие мои ровесники, я шерстил все доступные источники - библиотеки, частные собрания, журналы, газеты и даже кучи макулатуры, собранной пионерами. И долгое время читал все, что попадалось. По мере взросления я, конечно, научился отличать хорошую литературу от плохой, но счастлив я был именно тогда, когда любая история с грифом "фантастика" казалась мне желанной. Здесь я хочу рассказать о нескольких таких книгах.

Евгений Мигунов. Иллюстрация на обложке сборника Кира Булычева "Девочка с Земли". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация на обложке сборника Кира Булычева "Девочка с Земли". Изображение взято из открытых источников

Мне повезло. Я открывал для себя фантастику с лучших книг этого жанра, которые выходили тогда в СССР. Одной из первых стала первая же книга Кира Булычева о приключениях Алисы Селезневой, опубликованная в 1976 году "Девочка с Земли". Ее подарил мне отец то ли на день рождения, то ли на Новый год. Скорее второе. Потому что он оформлял к новогоднему празднику витрины магазинов, в том числе и книжного, вот сотрудники последнего и продали ему дефицитную книжку из-под прилавка. Надо ли говорить, что еще не прочитав ни строчки, я влюбился в эту книгу на всю жизнь. И причина тому кроется в иллюстрациях Евгения Тихоновича Мигунова.

Евгения Стерлигова. Иллюстрация на обложке сборника Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация на обложке сборника Владислава Крапивина "Летчик для особых поручений". Изображение взято из открытых источников

Второй книжкой, которая относится к тому же периоду моей жизни, стал сборник произведений Владислава Петровича Крапивина "Летчик для особых поручений". Как и в случае с книжкой Булычева, я открыл для себя сразу и автора и художника, которые так и остались в моем сердце "неразлучной парой". Я говорю о Владиславе Крапивине и его верном иллюстраторе Евгении Стерлиговой. Жаль, что нынешние издатели не понимают такой простой вещи - путь к сердцу читателя нередко лежит именно через великолепные иллюстрации, а если уж и текст оказывается на высоте, то такое произведение обречено на успех.

Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Ольги Ларионовой "Сказка королей". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Ольги Ларионовой "Сказка королей". Изображение взято из открытых источников

Так Евгения Ивановна Стерлигова проложила путь многим произведениям, публиковавшимся в журнале "Уральский следопыт", который сам по себе в те годы был бесценным источником фантастики. В нем я и прочел впервые и повесть Ольги Николаевны Ларионовой "Сказка королей". В те годы на девочек я еще, наверное, не заглядывался, другие были интересы, но история любви Дениз и Артема, похищенных космическими пришельцами, потрясла меня. С тех пор я долгие годы ценил тему любви в фантастике, покуда ее не опошлили в многочисленных лавстори позднейших времен.

Николай Павлов. Иллюстрация на обложку повести Семена Слепынина "Звездные берега". Изображение взято из открытых источников
Николай Павлов. Иллюстрация на обложку повести Семена Слепынина "Звездные берега". Изображение взято из открытых источников

Книгу Семена Васильевича Слепынина "Звездные берега" отец купил на каком-то, заметенным декабрьской вьюгой полустанке, затерянном среди Уральских гор. Я помню и этот полустанок, до сих пор он стоит у меня перед глазами. И разумеется, саму книгу. Я прочел ее в том же поезде, в котором ехал тогда с родителями, и она понравилась мне настолько, что моя первая попытка написать что-то фантастическое, предпринятая в двенадцатилетнем возрасте, представляла собой то ли продолжение этой книги, то ли пересказ "своими словами".

Яков Веньковецкий, Светозар Остров. Иллюстрация на обложку сборника "Вторжение в Персей". Изображение взято из открытых источников
Яков Веньковецкий, Светозар Остров. Иллюстрация на обложку сборника "Вторжение в Персей". Изображение взято из открытых источников

Сборник "Вторжение в Персей", включавший одноименную повесть Сергея Александровича Снегова, я взял в библиотеке буквально хитростью. Она стояла в той части библиотеки, где были книги для взрослых, и я проник туда тайком. А когда библиотекарша записывала ее в мою карточку, она то ли не обратила внимание на то, что это книжка "для взрослых", то ли махнула рукой, ибо знала, как я люблю фантастику. Впрочем, в другой раз у меня эти номера не срабатывали. Долгое время я не знал, что у этой повести есть начало и продолжение. Целиком роман "Люди как боги" попал мне в руки спустя годы. И до сих вторую часть романа я люблю больше первой и третьей.

Николай Кошкин. Иллюстрация на обложку сборника Сергея Снегова "Посол без верительных грамот". Изображение взято из открытых источников
Николай Кошкин. Иллюстрация на обложку сборника Сергея Снегова "Посол без верительных грамот". Изображение взято из открытых источников

Однако самой любимой книгой Сергея Снегова для меня остается сборник "Посол без верительных грамот". Я долго лежал в больнице с тяжелой травмой, а когда выписался, то пришлось заново учиться ходить. И однажды друг принес мне эту книгу. Она настолько меня захватила, что я ее читал и перечитывал. Потом кто-то взял ее у меня почитать и долго не возвращал. А когда вернул, наконец, нижние части некоторых страниц были оторваны. Хорошо хоть текст уцелел. Однако это варварство меня потрясло.

А. Билюкин. Иллюстрация на обложке повести Аркадия и Бориса Стругацких "Стажеры". Изображение взято из открытых источников
А. Билюкин. Иллюстрация на обложке повести Аркадия и Бориса Стругацких "Стажеры". Изображение взято из открытых источников

В детстве книги Аркадия Натановича и Бориса Натановича Стругацких мне попадались редко, хотя о самих писателях я знал, но вот однажды мне повезло, я наткнулся в школьной библиотеке сразу на три книжки. "Стажеры", обложка которой на иллюстрации выше, сборник-перевертыш "Стажеры" и "Второе нашествие марсиан" и сборник повестей "Трудно быть богом" и "Далекая Радуга". Мы только что переехали в новый дом, и в нем не было еще электричества. Я сидел у окна и читал Стругацких запоем, покуда за окнами не темнело. Конечно, я мог зажечь свечи или керосиновую лампу, но для этого надо было оторваться от книжки. А как оторваться, если дон Румата уже проник в Веселую башню, где только что нашел барона Пампу?

Эдуард Гороховский. Иллюстрация на обложку сборника Михаила Михеева "Которая ждет". Изображение взято из открытых источников
Эдуард Гороховский. Иллюстрация на обложку сборника Михаила Михеева "Которая ждет". Изображение взято из открытых источников

Внеземной печалью поразил меня рассказ Михаила Михеева "Которая ждет", опубликованный в одноименном сборнике. Прочитав его, я стал искать и другие книжки этого сибирского писателя. И был вознагражден. Второй сборник его произведений, который я прочитал, назывался "Милые роботы", где были и рассказы из цикла о кибернетике Алешкине и возрожденном им роботе ТУБе, а также рассказ "Далекая от Солнца", о цивилизации Венеры, которая вводит землян в заблуждение, подсовывая им дезу. До сих произведения Михаила Петровича Михеева остаются для меня образцом шестидесятнической космической романтики.

Николай Гришин. Иллюстрация к роману Роберта Хайнлайна "Пасынки Вселенной". Изображение взято из открытых источников
Николай Гришин. Иллюстрация к роману Роберта Хайнлайна "Пасынки Вселенной". Изображение взято из открытых источников

В те годы я не делил фантастику не только на детскую и взрослую, но и на советскую и иностранную. Вся она читалась запоем, но некоторые произведения западали в душу сильнее других. Одним из таких произведений стал роман Роберта Хайнлайна "Пасынки Вселенной", публикуемый с продолжением в журнале "Вокруг света". История запертых в гигантском звездолете людей, которые забыли о цели своего существования, не могла не потрясти детское воображение.

И. Сенской. Иллюстрация на обложку сборника Станислава Лема "Избранное". Изображение взято из открытых источников
И. Сенской. Иллюстрация на обложку сборника Станислава Лема "Избранное". Изображение взято из открытых источников

Однажды мне попал в руки толстенный том "Избранного" Станислава Лема. Это был настоящий пир духа. "Солярис", "Эдем", "Непобедимый", "Звездные дневники Ийона Тихого" и все под одной обложкой. Я прочел этот кирпич за один день. И отвлекся только один раз. Отец попросил сходить и купить разливного пива. Ни до, ни после я не бегал за пивом с такой скоростью! Еще один роман Лема, который люблю до сих пор, "Возвращение со звезд" я читал под аккомпанемент песни "Жизнь невозможно повернуть назад", в исполнении Аллы Пугачевой, которую громко крутили в Доме Культуры через дорогу. С тех пор эта песня и этот роман в моем сознании связаны воедино. Ну так они и в самом деле созвучны.

Генрих Вальк. Иллюстрация к повести Анатолия Мошковского "Пятеро в звездолете". Изображение взято из открытых источников
Генрих Вальк. Иллюстрация к повести Анатолия Мошковского "Пятеро в звездолете". Изображение взято из открытых источников

Завершаю рассказ, который завершать не хочется, повестью Анатолия Ивановича Мошковского "Пятеро в звездолете". Эту книжку я прочитал уже на исходе детства, когда меня влекло уже не только к девочкам, но к более серьезной литературе. И тем не менее это увлекательное повествование стало прощальным приветом того времени, когда вся фантастика казалась одинаково интересной. И не последнюю роль в этом сыграли великолепные рисунки Генриха Оскаровича Валька - одного из волшебников советской сказочно-фантастической иллюстрации.