Найти тему
История в историях

Великорусское племя жило в Киеве. Откуда и когда в Южную Русь пришли Малороссы?

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Период в истории Киевского княжества (было ли княжество?), вернее киевской земли от взятия Киева Батыем в 1240 году и практически до присоединения Киева к Великому княжеству Литовскому в 1362 году считается темным или неизвестным.

В книге Русь и Литва А.Б. Широкорад пишет: «Александр Невский стал великим князем Владимирским, но при этом он остался и Киевским князем. Однако ни Ярослав Всеволодович, ни Александр Ярославич после 1240 г. ни разу не были в Киеве. Приемники Невского на престоле Великого княжества Владимирского Ярослав Ярославич и даже Иван Данилович Калита в числе своих титулов имели «князь киевский». Но, вероятнее всего, это была чистая формальность. Нет ни прямых, ни косвенных данных, чтобы установить хотя бы приблизительно, когда Киевская земля вышла из подчинения великих князей владимирских Вообще говоря, история Киевской земли с 1240 г. до конца XIV века — сплошная черная дыра. Историк М. С. Грушевский писал: «Остается сказать еще об одном обстоятельстве — об отсутствии сведений о Киевской земле за вторую половину XIII в. и почти весь XIV в.» Данных о существовании местного летописания у нас нет, а ни князей, ни летописцев Владимиро-Суздальской Руси Киев абсолютно не интересовал.» (из книги Широкорада Александра Борисовича «Русь и Литва»)

Интересно, что русские летописи не упоминают о борьбе Руси с Литвой в XII веке: «Еще Н.И. Костомаров отметил другой загадочный факт: ни в одной дошедшей до нас летописи нет упоминания о борьбе Руси с Литвой в двенадцатом веке – но об этом ясно сказано в «Слове о полку Игореве». Почему промолчали наши летописи? Логично предположить, что в свое время они были значительно отредактированы.». («Достоверность известных нам летописей» https://maxpark.com/community/2869/content/5950818)

Широкорад отмечае, что: «По косвенным источникам, в том числе по сообщениям итальянского путешественника Плано Карпини, проезжавшего через эти места в 1246 г., южнее и западнее Киева вообще не было князей, а местным населением управляли атаманы (ватманы){69}, выбираемые вечем. Периодически приезжали татарские баскаки, которым атаманы сдавали дань. В двух днях пути южнее Киева уже находились передовые татарские заставы. Киев покинули митрополиты, бежали многие знатные люди

Ряд историков считает, что Киев с 70-х годов XIII века принадлежал галицким королям, которые отправляли туда наместниками мелких князей-подручников. Доказательства этого утверждения довольно зыбкие, но у противников этой версии вообще доказательств нет. Посему мне кажется наиболее достоверной принадлежность Киева галицким королям. В 1299 г. из Киева бежал митрополит Максим, причем, бежал не от недругов, а от безденежья.»

Молчат не только русские, но и литовские летописи: «Литовские летописи молчат о Киеве, но в подробном списке земель, разделенных в 1345 г. сыновьями Гедемина, ни Киев, ни его окрестные города не фигурируют. Видимо, в 30–40-х годах XIV века Киев Литве не принадлежал. И лишь в записи за 1362 г. в так называемом Густинском своде говорится: «В лето 6870 Ольгерд победил трех царьков татарских и с ордами их, си есть Котлубаха, Качзея (Качбея), Дмитра, и оттоли от Подоли изгнал власть татарскую. Сей Ольгер и иные Русские державы в свою власть принял, и Киев»(из книги Широкорада Александра Борисовича «Русь и Литва»)

В указанные выше темные времена киевской земли произошло заселение Киевщины другими славянскими племенами из -за Вислы и Закарпатья.

-2

М.П. Погодин русский историк, академик Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности, публицист, писатель и издатель пришёл к выводу, что: "Великороссийское племя жило в Киеве - эта мысль была первою добычею моих рассуждений. Откуда же и когда пришли Малороссияне, живущие теперь в стороне Днепровской и окружной? Они пришли после Татар от Карпатских гор, и заняли Киевскую губернию, так, как потомки их в XVI столетии заняли Харьковскую, подвинулись к Воронежу и Курску.".

Поддержку этим выводам Погодин нашёл и в подмеченном им отсутствии в Малороссии русского былинного эпоса: "Малороссияне есть народ самый певучий: почему же не сохранилось у них никаких песен о древнем нашем времени, между тем как эти песни о Владимире и его витязях поются у нас везде, в Архангельске и Владимире, Костроме и Сибири. Следовательно, опять то же: не Малороссияне жили в Киеве во время Володимера, а Великороссияне, которые разнесли тамошние песни по всему пространству Русской земли."

О переселении на территорию Малороссии и юг России из за Вислы и Закарпатья других племен свидетельствует язык русских летописей: «При знакомстве с древнерусскими летописями, по сути с первых строк, не возникает никаких сомнений, что вы видите русскую речь, русское слово, есть ясное и простое понимание, что это твой родной русский язык, конечно несколько по иному звучащий, но ведь иначе и быть не могло, любой язык за тысячу с лишним лет оттачивает и меняет свои формы, делалает их более лёгкими и изящными, что происходит в любом языке, за столь длительное время. Но тогда, в связи с этим, возникает вопрос: если в древних летописях мы видим русских людей, которые "строили", "искали", "видели", "любили" и т.д., то почему мы не видим в летописях украинцев, которые "будували", "шукали", "бачили", "кохали" и т.д. … «Как указал М.П. Погодин, древняя Русь не знала украинской хаты, и русские люди в древней Руси имели избы. Это мы неоднократно видим в летописях: " Пристрои же Ратиборъ отроки в оружьи и изъбу престави имъ затопити" (Ипатьевская летопись, 208 (1095). Алексей Шахматов отмечал, что слово "изба" было настолько распространено на Руси, что даже степные кочевники куманы заимствовали это слово…» («Почему Киевская Русь не знала украинского языка» https://dzen.ru/a/Y4yqLvk94zMTGZUK)

Киев
2891 интересуется