Вот думаю, какими такими неведомыми путями идут по жизни иные фильмы. И ведь находят дорогу прямо к зрительскому сердцу. И остаются в нем навсегда. И становятся золотым фондом российского кинематографа.
Сегодня очень хочется вспомнить добрым словом киноповесть "Живет такой парень" и Пашку Колокольникова, того самого - из народа. Наверное, и сейчас можно встретить таких веселых рабочих пареньков. Но кино о них не снимают. Ушла фактура. Потому и держится в топе столько лет эта замечательная картина. Некая ностальгия по светлым образам. Фильму Шукшина нынче стукнет 60.
В 1963-м Василий Макарович был принят в штат киностудии имени М. Горького. И осенью того же года приступил к съемкам своей первой полнометражной ленты. Сергей Герасимов, творческая биография которого тоже была связана со студией детско-юношеских фильмов, ему сказал сразу: - "По первой картине будут судить о тебе как о режиссере."
Шукшин сам по себе явление в нашем искусстве уникальное. Судите сами. В том же 1963 году в журнале "Новый мир" были опубликованы рассказы, которые и стали его дебютным большим кино. С точки зрения художественного мастерства их можно оценивать по-разному, они довольно своеобразные. Но как же хорошо легли в основу фильма.
Кажется, что Шукшин сразу писал пером кинематографиста. Точно с конечным прицелом на экранизацию. В рассказах сочные, сдобренные народным юмором диалоги следуют один за другим. Практически готовый сценарий.
И Шукшин, наверное, единственный режиссер в отечественном кино, кто работал по такой творческой схеме - снимал фильмы исключительно по собственным сценариям, которые писал на основе своей же прозы.
И еще одно замечательное свойство мастерского почерка Шукшина. Он писал о простых людях. Часто героев своих произведений прозаик списывал со своих земляков. Они же и становились героями его картин.
Костяк сценария "Живет такой парень" составили несколько произведений: "Коленчатые валы", " Классный водитель", "Внутреннее содержание", "Гринька Малюгин". Посмотрим, откуда что взялось?
Собственно образ Пашки Колокольникова родом из рассказа "Классный водитель". Сменив фамилию Холманский на Колокольникова, автор оставил ему смешное аптечное прозвище - Пирамидон. Милую изюминку - заикание - позаимствовал у механика Сени из "Коленчатых валов". За поиском идеала в библиотекарше Насте можно проследить в том же "Классном водителе".
А подвигом на нефтебазе поделился Гринька Малюгин. Он же лежал в больнице и беседовал с ленинградской журналисткой. Ну, а забавный эпизод с приездом в алтайскую глубинку Дома моделей - из "Внутреннего содержания".
Последний рассказ дописывался уже после выхода фильма. А некий ключик к пониманию образа Колокольникова, кажется, можно найти еще в одном труде писателя. В "Воскресной тоске" есть честное признание: - "Надо писать умнее, тогда и читать будут. А то у вас положительные герои такие уж хорошие, что спиться можно!"
Шукшин не собирался лепить из Пашки положительного героя. Он, по его собственным словам, " хотел сделать фильм о красоте человеческого сердца". Режиссер задумал показать, как простой парень разносит доброту по миру. "Не ахти, какая идея, - признавался сам Василий Макарович. - Но фильм сделать стоило!"
А то! Отличная получилась картина. Не тускнеющие с годами краски жизни, запоминающиеся персонажи, легкий-легкий стеб над коммунистическими идеалами, незыблемая народная мудрость. И вечное величие природы, которая дает силы и питает душу.
Действие в картине развивается по мере продвижения шукшинского персонажа по Чуйскому тракту. Один эпизод сменяется другим, разные люди встречаются на пути. Но ни одного попутчика нельзя назвать случайным. Или очередной встречный подводит к какой- либо мысли, или зритель сам находит неожиданную тему для размышлений.
Казалось бы, проходной эпизод с попутчицей, рассуждающей о мещанстве. Ее встречает муж, на нем модный джемпер. "Нарядился", - сразу подмечает Пашка. Мужчина выговаривает жене, что та опрометчиво поступает, садясь в случайную машину. На что Пашкина пассажирка отвечает , что водитель никто иной, как тот народ, про который часто говорится на кухне.
Очевидно, что себя к народу "носитель" импортного джемпера и обладатель чешского чемодана не относит. У Шукшина много мелких меточек. Выгружая вещи жены из кузова, мужчина первым делом поинтересовался, где желтый чемодан из Чехии.
Его высокомерие в отношении к простому шоферюге задевает Пашку. Шукшина всегда волновал вопрос, как теперь бы сказали, отношения народа и так называемых элит.
Он обращается к нему и в следующем своем фильме. В "Печках-лавочках", где представитель элиты - образованный, интеллигентнейший ученый от словесности. Но и он ставит себя выше простого сельчанина.
Сам Шукшин горой стоит за народ. Часто стебется над претендующей на некую отборность определенных слоев общества. И всегда противопоставляет своего героя - человека труда.
В фильме "Живет такой парень" вообще много разных зацепок к размышлению. Режиссер, кстати, был удивлен, что его работа получила статус комедии. Он не собирался снимать смешной фильм. С элементами юмора -да, но не больше.
Потому, собственно, и взял своего однокурсника по ВГИКу Леонида Куравлева на роль Колокольникова. Артист хорошо понимал и умел поддержать этот природный народный юмор.
А вообще, в сюжете две такие платформные мысли, она из них - поиск женского идеала. Но Пашка ведь далеко не принц. Шукшин всегда снимает весь налет пафосности. В ожидании большого и светлого чувства парень похаживает к разведенке Кате Лизуновой ( актриса Лариса Буркова). Чем очень обижает женщину.
И когда вроде как находит мечту жизни в библиотекарше Насте, отходит в сторону, не борется , как говорят, за свое счастье. Некая мудрость. Он чувствует, что настоящую любовь завоевывать не надо. Она дается без борьбы.
Но опять -таки следуя за подсказкой сердца, устраивает личную жизнь Насти, помогает ей соединиться с Геной. Добрым умом понимая,что и девушка ищет свой идеал.
Другая базисная мысль сюжета - в спасении общественного ( читай - чужого) имущества на нефтебазе. Это могло стоить ему жизни. Но поступить иначе Пашке не позволила совесть. И это настоящий поступок. Но опять Шукшин отметает намеки на высокопарность. Отвечая журналистке, что побудило его к героизму, Пашка отвечает просто: - "Дурость, наверное."
А сердцевину сюжетной линии являет сцена сватовства дядьки Кондрата к тетке Анисье. Мне кажется, что лишенная всякой идеалистичности и идеологичности, как две опорные идеи, это самая лучшая история . Светлая, теплая и человечная. И очень забавная. "Ой, Паша, какой же ты смешной парень", - по-доброму сетует тетка Анисья.
Кондрат Степанович появляется в первых кадрах - спускается по ступеням из чайной. Они с Пашкой напарники, едут на своих ГАЗ-51 вдоль Катуни в дальний колхоз помочь с уборкой урожая.
Но по дороге Колокольников покупается на посулы председателя другого колхоза, а старший товарищ, махнув рукой, уезжает в Листвянку..
Воссоединяются шоферы ( в народе иногда говорят - шоферА, а еще - шОфер ) уже в Листвянке, куда Пашка все-таки приезжает. Вместе они ночуют в доме кума Кондрата Степановича.
Затем в дороге останавливаются вблизи моста, где стоит простой памятник водителю. История с погибшим шофером планировалась более полной, но в итоге остался только эпизод, где Пашкой с Кондратом Степановичем по-русски поминают коллегу. Такая красивая душевная сцена на берегу реки.
Здесь-то пожилой водитель и заикнулся впервые о желании провести остаток дней своих рядом с хорошей женщиной. А у Пашки всегда есть решение к любой жизненной задаче.
Гораздо более опытный в профессии, дядя Кондрат старается не поучать молодого напарника, снисходительно относится к его разглагольствованиям, но никогда не идет у него на поводу. Вот только в сватовстве скромняга как -то целиком вверил обустройство личной жизни Пашке. И к счастью, не прогадал.
У Пашки есть очень хорошее свойство - на него можно положиться. У парня вообще много замечательных качеств. Он работящий, специальность выбрал не самую легкую. Не конфликтный, как сказали бы теперь. Так ловко снизил градус агрессивности в намечающейся стычке с местными кавалерами на танцах. У него от природы быстрый ум и склонность к образному мышлению. Сны да мечты - прямо сказка. Врожденная предрасположенность к бойкой речи, острый язык: - "Что ты!"
Можно назвать еще пару-тройку чудесных черточек. Но Шукшин не любит пафоса. И снимает любые его налеты. Простые люди живут без патетики. Режиссер настаивает, что Пашка обычный парень из народа. Каких много.
Возвращаясь к теме сватовства поневоле вспомнишь еще одно Пашкино превосходство, хоть и в юмористическом ключе - Колокольников великий знаток женщин.
У дядьки Кондрата брови только успевают взмывать вверх от очередной Пашкиной сентенции. Его теории о женской сущности достигают в этом эпизоде небесных высот. Он неустанно размышляет об этом и выдает сущие перлы. Без смеха и не спросишь: - "Где и нахватался таких знаний?"
Ловко оперируя собственными наблюдениями: - "Женщина, как стартер, когда-нибудь да подведет!" - Он убедительно ссылается и на "официальные источники". Умную книгу о взаимоотношении полов, будучи армейским водителем, доморощенный философ нашел в генеральской библиотеке.
Похоже, Пашка прочел знаменитый трехтомник"Мужчина и женщина". Эта ставшая сверхпопулярной монография вышла в 1911 году в Санкт-Петербурге в издательстве "Просвещение". На титуле указывается 1896 год. Поскольку российское издание, дополненный текстом и иллюстрациями, - перевод известной немецкой энциклопедии.
В Советской России книга не переиздавалась. В "Золотом теленке" Ильфа и Петрова, к слову, тоже есть упоминание о ней.
В фильме много не только юмора, но и примет времени, как, наверное, в каждой хорошей картине.
Клубные танцы проходят под бывшими церковными сводами. Сколько же учреждений культуры тогда приютили святые места!
Алтайский парень Колокольников наряжается в характерную вышиванку, которую, как становится ясным из книжки, одолжил у председателя колхоза. Одна страна - единая культура быта.
Этикет и хороший вкус внедрялись изо всех сил, и такие модные показы с участием "условных ( как сказано в фильме) бригадниц " коммунистического труда добирались до самых дальних уголков.
Тетка Анисья строгает лучину для растопки. Наверное, об этом даже не все знают, не то, что помнят. И много других домашних мелочишек.
Иногда кажется, что водители немножечко выпивают перед дорогой. Ну, как в той же сцене сватовства. Наверное, все-таки кажется. О промилле, скорее всего, тогда никто не слыхивал. Но наказание за управление транспортом в нетрезвом виде было введено еще в 1956-м.
Думаю, каждый зритель увидит еще много чего приметного...
Множество интересных моментов связано с собственно съемками . И даже трагичных событий. Борис Балакин скончался прямо в декорациях киностудии 31 января 1964 года.
Для Леонида Куравлева это была первая большая роль, хотя снимался он уже довольно много. Можно сказать, что с Пашки Колокольникова началась успешная карьера Народного артиста РСФСР. Позднее он своего сына назвал в честь Шукшина - Василием.
В этом фильме Василий Макарович снял свою жену - Любовь Чащину, в титрах она проходит как Александрова. Сам брак был недолгим. А вот по картине Заслуженная артистка Украины зрителю запомнилась.
Оператором на фильм был назначен опытный Валерий Гинзбург. И считаю, что это удача из удач. Шукшину повезло несказанно. Красивая операторская работа, крутые пейзажные съемки. Это Гинзбург и придумал лейтмотив с Катунью.
Белла Ахмадулина снялась! Сейчас это назвали бы успешным промоходом.
После Шукшин снял еще "Печки-лавочки" и "Калину красную". В них проявилась еще одна художественная особенность. Шукшин в этих картинах сам играл главных героев.
Но вот почему-то другие фильмы Шукшина не попали в мою коллекцию зрительских пристрастий. А "Живет такой парень" - в десятке личного топа "Лучшее советское кино". В моем зрительском сердце - только первый, такой простодушный и такой славный шукшинский фильм.
Начавшийся год ознаменован 60-летием со дня выхода картины на большой экран. Премьера состоялась в начале сентября 1964-го. Хорошая дата! А кто празднику раз, как известно... Отмечает загодя!
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает.
А вам полюбился фильм?
К прочтению - с почтением, автор обзора Яна Никитина
Ниже ссылки на другие мои публикации: