Найти в Дзене
Первый ярус

"Говорят, что Бердичев скоро переименуют?" Символ города в постановке Никиты Кобелева.Театр имени Маяковского

- "Так говорят, Бердичев скоро переименуют... Горсовет уже прошение подал в Киев, в Верховный Совет...Черняховск вроде будет. В честь погибшего генерала Черняховского, а кто говорит, в честь генерала Ватутина... - Да бросьте вы, Макар Евгеньевич, ну какой русский генерал или полководец согласится дать свое имя Бердичеву?" Виля, один из героев пьесы Фридриха Горенштейна "Бердичев", слушает разговор соседей во дворе своего дома. Бердичев его родина. Он учится в седьмом классе, живет с тетками, старшими сестрами его погибшей матери. Подросток тихонько покуривает в сторонке, пока не получает от проходящего мимо фронтовика. В своей интерпретации пьесы режиссер исключил сцены во дворе. Но символ маленького городка обозначил сразу. Из уст Вили во вступлении к действию прозвучало: " Когда говорят "Бердичев", все равно, что говорят "еврей". Виле частенько достается и от тетушек. Он дерзок, иногда даже груб. Но тетя Злота убеждена, что мальчик будет большим человеком. Став известным

-

Спектакль "Бердичев".  Фото - сайт Театра имени Маяковского
Спектакль "Бердичев". Фото - сайт Театра имени Маяковского

"Так говорят, Бердичев скоро переименуют... Горсовет уже прошение подал в Киев, в Верховный Совет...Черняховск вроде будет. В честь погибшего генерала Черняховского, а кто говорит, в честь генерала Ватутина...

- Да бросьте вы, Макар Евгеньевич, ну какой русский генерал или полководец согласится дать свое имя Бердичеву?"

Виля - Александр Паль.  Фото - сайт Театра
Виля - Александр Паль. Фото - сайт Театра

Виля, один из героев пьесы Фридриха Горенштейна "Бердичев", слушает разговор соседей во дворе своего дома. Бердичев его родина. Он учится в седьмом классе, живет с тетками, старшими сестрами его погибшей матери. Подросток тихонько покуривает в сторонке, пока не получает от проходящего мимо фронтовика.

В своей интерпретации пьесы режиссер исключил сцены во дворе. Но символ маленького городка обозначил сразу. Из уст Вили во вступлении к действию прозвучало: " Когда говорят "Бердичев", все равно, что говорят "еврей".

Виле частенько достается и от тетушек. Он дерзок, иногда даже груб. Но тетя Злота убеждена, что мальчик будет большим человеком. Став известным литератором, Фридрих Горенштейн опишет в Виле себя. Но главным героем пьесы является его большая и шумная еврейская семья.

 Фото - сайт Театра имени Маяковского
Фото - сайт Театра имени Маяковского

Спектакль "Бердичев" идет на сцене Театра имени Маяковского почти десять лет. Молодой режиссер Никита Кобелев осуществил постановку одноименной пьесы Фридриха Горенштейна в 2014 году. В том же сезоне работа получила театральную премию "МК" в номинации "Лучший спектакль".

Фото - сайт Театра имени Маяковского
Фото - сайт Театра имени Маяковского

Бердичев был освобожден Красной Армией из-под оккупации немецкими войсками в январе 1944-го. Уже летом этого года в родные места вернулась семья Рахили Капцан.

Рахиль Капцан - Татьяна Орлова. Фото - Сайт Театра имени Маяковского
Рахиль Капцан - Татьяна Орлова. Фото - Сайт Театра имени Маяковского

Рахиль коммунист с большим стажем - с 1928 года. Она периодически напоминает об этом . Войну пережила в эвакуации, честно работая во имя Победы. Ее муж отдал жизнь в боях под Харьковом. Суровая еврейка неистово предана советским идеалам, родному народу и своей семье.

"Бердичев" своеобразная сага. На глазах зрителя разворачивается тридцатилетняя, начиная с 1945 года, история нескольких поколений бердичевских евреев на фоне эпохи. Семейные устои тот стержень, что держит людей в переломные моменты истории, помогает выжить в суровой действительности. И национальность по большому счету не имеет определяющего значения. Дом святое понятие для всех.

Свадьба Рузи. Фото - сайт Театра Маяковского
Свадьба Рузи. Фото - сайт Театра Маяковского

Тему еврейского народа Горенштейн преломил через историю своей семьи, обнажил корни, которые ему так дороги:- "Можно отказаться от идеологических убеждений. Но нельзя отказаться от собственного носа." Родной город, послевоенное отрочество, колоритные картины семейных скандалов - все, что прошло перед глазами дерзкого подростка, драматург и описал в своей пьесе.

Виля, чьими глазами и смотрит автор на мир, обычно находится на периферии действия, наблюдает со стороны.Потеряв родителей, он живет под опекой старшей сестры матери Злоты. У них общая с Рахилью крыша в старом бердичевском доме. Но котлеты всегда свои.

 Елена Мольченко, заказчица  Злоты. Фото - сайт Театра имени Маяковского
Елена Мольченко, заказчица Злоты. Фото - сайт Театра имени Маяковского

Тетушка любит племянника, прощает дерзости и верит в его большое будущее. Характером Злота разительно отличается от суровой младшей сестры. Насколько активна Рахиль в принятии новой общественной жизни, настолько Злота сосредоточена на своем личном. И не вникая в политические реалии, может запросто выкроить из газеты "Правда" рукав нового платья для заказчицы. Она портниха, работает на дому. За что сестра частенько ее поругивает, мол, шла бы лучше работать в артель.

Игорь Марычев в роли Сумера. Фото - Яндекс-картинки
Игорь Марычев в роли Сумера. Фото - Яндекс-картинки

В швейной артели состоит их старший брат. Сумер заведует производственным объединением, при нем всегда сумка, полная денег. Он спокоен и мудр, частенько вспоминает, как в начале 20-х держал свою лавочку. И тогда ему тоже достается от Рахиль: - "Ой, Сумер, ты еще не изжил психика капиталиста. Но советская власть ведь дала тебе работу. Ты, Сумер, помнишь, что в двадцать третьем году содержал магазин от вещи, но ты не помнишь, как наша мама, покойная мама, поставила сколько раз в печку горшки с водой, потому что варить ей было нечего, и было стыдно перед соседями, что ей нечего варить. Так что ставила горшки с водой, чтобы соседи думали, что у нас что-то варится."

Из большой семьи Луцких в войне выжили трое. И как только Бердичев освободили, сестры и брат вернулись домой.

Сюжета в его традиционном развитии в пьесе, в общем-то, нет. Тридцатилетняя история семьи показана эпизодами - по годам.

  Фото -Яндекс-картинки
Фото -Яндекс-картинки

В 1946-м выходит замуж семнадцатилетняя дочь Рахили. Послевоенная еврейская свадьба словно отдельный спектакль.

Рузя выходит замуж за выходца из Одессы. И в застольном разговоре слышатся отголоски местечковой ревности. Соседка Дуня без конца восклицает: - " Люблю одесских евреев, они веселые! " На что Рахиль тут же дает отпор: - "Бердичевские тоже веселые!"

Сосед Макар Евгеньевич, хоть и прожил , по его же словам, всю жизнь среди евреев, как будто в каком-то напряжении. Свадьба-свадьбой, а как бы чего не прозвучало лишнего. И перебивая анекдотную тему, затягивает "Волховскую застольную": - "Если на празднике с нами встречается несколько старых друзей..."

Родители жениха Броня Михайловна и Григорий Хаимович Тайбер не скрывают радости, что хорошо пристроили своего Милю. Чувствуется, что не все гладко в жизни последнего. Матушка шутит: " А я к сыну перееду и буду жить у Рахили Абрамовны. "

Миля Тайбер - артист Виталий Ленский. В роли Рузи  Зоя Кайдановская. Фото- сайт Театра
Миля Тайбер - артист Виталий Ленский. В роли Рузи Зоя Кайдановская. Фото- сайт Театра

Рузя, сбиваясь и путаясь, несколько раз пытается рассказать анекдот, но так и не справляется. Не зря Рахиль расстраивалась из-за ее двоек в техникуме. Муж приходит на помощь и завершает анекдот.

Майор Пынчик Петр Соломонович, двоюродный брат Луцких, потерявший в войне всех родных, изо всех сил старается быть хорошим советским евреем: - "Еврей должен трудиться в два раза лучше русского,тогда его будут уважать." Он и воодушевленно подхватывает: - "Выпьем за Сталина." И в одиночку выходит на свадебный танец.

Майор Пынчик - Вячеслав Ковалев. Фото - сайт Театра
Майор Пынчик - Вячеслав Ковалев. Фото - сайт Театра

На свадьбе же Рахиль с гордостью сообщает, что недавно ее наградили медалями "За Победу над Германией " и "За доблестный труд ". Люся, младшая дочь, радуясь, прикрепляет награды к платью матери.

И в разгаре вечеринки звучит горькая весть - Фаня повесилась. Соседка, которую муж спас от немцев, а после войны бил "жидовку" смертным боем.

Внук Рахили Гарик - Владимир Гуськов . Фото - сайт Театра
Внук Рахили Гарик - Владимир Гуськов . Фото - сайт Театра

К эпизоду 1956 года у Рахили уже двое внуков. Скандальная жизнь под одной крышей с зятем, "одесским вором", как она называет Милю. И осуждение венгерского мятежа. Виля к тому времени уже перебрался в Москву.

Время наносит свои метки. От эпизоду к эпизоду актрисы меняются внешне. А ведь это живой спектакль, где между временными нарезками - считанные минуты. И вот Злота, только что щебетавшая свою единственную песенку, уже шаркает старческими ножками. А легкие платьица сменились теплыми кофточками.

Игра Татьяны Аугшкап никогда не бывает в одну краску. Давая героиням свой облик и голос, она создает абсолютно разные образы. Злота Луцкая у нее получилась прямо по любимому выражению героини: - " Я очень правильная. Я Доня с правдой".

 Злота и Рахиль. Фото - Яндекс-картинки
Злота и Рахиль. Фото - Яндекс-картинки

Татьяна Орлова словно берегла свой "громоглас" для роли Рахили. Прекрасное попадание в образ. Актрисе редкого колорита безоговорочно удалась роль: - "От так, как я держу руку, я тебе войду в лицо." Говоря это, она неистово стоит за Советскую Родину, еврейский народ и своих детей.

Злота,  Рахиль и старший брат Сумер. Фото- Яндекс-картинки.
Злота, Рахиль и старший брат Сумер. Фото- Яндекс-картинки.

К середине семидесятых сестры похоронили брата. Сумера играет Игорь Марычев, золотой состав Театра имени Маяковского. Мягкий взгляд, теплая улыбка, необыкновенное спокойствие. В нем вся мудрость человека, понявшего, что порой легче принять, чем отринуть.

После долгих лет отсутствия в Бердичеве появляется Виля. Его роль попеременно играют несколько артистов - Илья Никулин, Ярослав Леонов, Олег Ребров. В You Tube версии - Александр Паль.

Рахили по-прежнему непонятно: - "Кем он работает и какая у него зарплата".

Помня, что за образом дерзкого подростка и уважаемого ныне человека стоит автор пьесы Фридрих Горенштейн, то можно предположить, что к 1975 году "Виля" стал соавтором сценария к фильму Тарковского "Солярис" и успел поработать с Михалковым над кинокартиной "Раба любви". Неспроста в дом Луцких приходят гости из Москвы, они хотят познакомиться со знаменитостью.

Ожидания Злоты оправдались, Виля таки стал большим человеком. Большим человеком из маленького Бердичева. Именно его устами автор пьесы и произносит важное : - "Можно отказаться от идеологических убеждений, но нельзя отказаться от собственного носа."

От своих корней не отказываются. И нет разницы, в какой земле они произрастают, и каких высот ты достиг в этой жизни.

Фото - сайт Театра имени Маяковского
Фото - сайт Театра имени Маяковского

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает. Хороших театральных просмотров!

Ссылки на очередную online трансляцию Театра имени Маяковского - 26 января 2024 г. - и You Tube-версию спектакля ниже

https://media-port.tv/schedule