Найти в Дзене

616. Кантата «Кармина Бурана»в Светлановском зале Дома музыки

3 февраля 2024, суббота

Весь вечер под впечатлением нахожусь. Мы с подругой ходили, и обе находимся.

Грандиозное зрелище сегодня было нам показано в Доме музыки. Название - КАрмина Бурана с ударением на первое «а» в первом слове. Это музыкальная кантата, которую написал немецкий композитор Карл Орф в 1936 году.

Мы, конечно, люди неискушённые. На кантаты нечасто попадаем. Кантата - это когда не только оркестр играет и солисты поют, но и хор присутствует, и часто даже несколько хоров.

Прочитала историю этого произведения, чтобы немного разобраться. Коротко поясню.

Кармина Бурана в переводе с латыни означает Песни Бойерна, а Бойерн - название монастыря в Баварии, где в 1803 году нашли старинную книгу 13 века со стихами, воспевающими радости жизни, весну и любовь. Всего более 300 стихотворений. Карл Орф отобрал из них 24 стихотворения и написал к ним музыку, которая его прославила и стала знаменитой.

Музыка эта узнаваема и звучит часто. Мощная, бьющая, оглушающая. В ней есть мистика, магия, демонизм.

Кантата делится на несколько частей.

Сначала пролог, он называется О’Фортуна. Про судьбу всех и каждого. Это главная музыка, которой начинается и заканчивается всё произведение. Далее.

Первая часть - Весна. Про пробуждение природы.

Вторая часть - В кабаке. Про пьяные увеселения.

Третья часть - Любовь. Про радости плотской любви.

Потом снова звучит О’Фортуна и конец.

Колесо Фортуны появляется в разных местах во время всего представления. Крутится как символ жизни.

Колесо Фортуны
Колесо Фортуны

Создатели сегодняшнего представления снабдили музыку плавным показом фрагментов известных картин знаменитых художников 15-16 веков, которые проецировались на потолок и на боковые стены зала в течение всего концерта.

«Фортуну» символизирует крутящееся колесо, «Весну» открывают Ботичелли с Микеланджело, «В кабаке» про увеселения и пьяные утехи рассказывает старший Брейгель, а с «Любовью» и любовными играми отлично справляются Босх и Кранах.

Перечислила только тех, которых узнала и проверила. На самом деле было показано гораздо больше.

Я потом прочитала, что эта идея с иллюстрациями была с самого начала у создателя музыки Карла Орфа, когда он осознал, какой шедевр у него получился. Он даже сжёг некоторые свои предыдущие произведения, считая, что они его недостойны, и что только Кармину надо оставить как законченный плод его трудов.

Из узнаваемых , показанных и опознанных фрагментов картин были:

Сандро Ботичелли «Рождение Венеры» и «Весна».

Ботичелли «Рождение Венеры»
Ботичелли «Рождение Венеры»

Ботичелли «Весна»
Ботичелли «Весна»

Фрески Микеланджело Буонарроти из Сикстинской капеллы в Ватикане.

Микеланджело, Сикстинская капелла
Микеланджело, Сикстинская капелла

Питер Брейгель «Страна лентяев» и «Детские игры».

Питер Брейгель «Страна лентяев»
Питер Брейгель «Страна лентяев»

Питер Брейгель «Детские игры»
Питер Брейгель «Детские игры»

Иероним Босх «Сад земных наслаждений».

Босх, Сад земных наслаждений
Босх, Сад земных наслаждений

Лукас Кранах «Золотой век».

Кранах «Золотой век»
Кранах «Золотой век»

И ещё много, много других фрагментов картин знаменитых художников.

-9

-10

-11

-12

Завершилось феерическое зрелище эффектным огнем, пламенем, символизирующим видимо, конец старого и начало, возрождение нового мира.

Огонь в конце
Огонь в конце

Музыкальное представление длилось 1,5 часа, а потом были овации и исполнение на бис ещё около получаса. Выступал Симфонический оркестр Москвы Русская филармония.

Мы получили колоссальное удовольствие, наблюдая за сменой декораций на стенах и огромном светильнике на потолке. Музыка гремела, вызывала волнение и заинтересованность. Даже не так - ощущения были сильнее - она била, колотила и трясла публику, вышибая из зрителей сопричастность и экстаз.

Выступающие музыканты были одеты в соответствующие костюмы: мужчины в черном, женщины - в ярко-красном, а хор на заднем плане выступал в монашеских черных рясах с капюшонами на головах, что добавляло ещё больше мистики в зрелище.

Светлановский зал
Светлановский зал

Когда всё закончилось, было ощущение чего-то запредельного и колдовского, к чему мы прикоснулись.

Восторженность сидела внутри нас целый вечер и следующий день, и было желание всем об этом рассказать, чтобы другие тоже прониклись и побежали за билетами.

Вот такое сильное впечатление получили.

Всем спасибо!