Найти тему

БРАЧНЫЙ ОБЫСК КАК ИСТОЧНИК О ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Все подробности военной службы нижнего чина фиксировались в т.ч. гражданскими властями.
- Как это может быть? – спросите Вы.
Очень просто. В царской России необходимым условием для заключения брака был т.н. «брачный обыск», во время которого священнослужитель устанавливал, имеются ли какие-либо препятствия к заключению брака.

Так, указом Святейшего Правительствующего Синода от 17-го мая 1802 года было предписано:
«… Велеть как ныне, так и впредь давать из Консисторий и Духовных Правлений на каждую церковь и для ведения обысков белые прошнурованные за скрепой присутствующего книги, не ограничивая времени, на сколько стать может, сделав на первом листе каждой книги известную для единообразия форму, каким образом должны быть оные священно- и церковнослужители писаны, по которой и вести уже им записку тех обысков в самые сии книги пред венчанием браков, без упущения…».
Предписать – предписали, однако единой формы в течение длительного времени установлено не было, что было серьёзным упущением и привело ко всевозможным нарушениям. В указе Синода от
30-го ноября 1837 года говорилось:

-2

«… Таким образом по Епархиям обыски пишутся различно.
Из дел видно, что они нередко пишутся различно и по церквам одной Епархии. От сего возникают злоупотребления. Во многих делах о незаконных браках Священники оправдывались обысками, которые были составлены произвольно, и с очевидным применением к обстоятельствам, им представлявшимся…» .
В общем, действовали по принципу «что не запрещено – то разрешено». Не написано – и не спросили поэтому, а проявлять инициативу не стали.
В результате был установлен единый перечень вопросов и бумаг, которые местный причт был обязан потребовать у брачующихся, а именно:
1., жених (здесь показывается звание или чин, место служения, имя, отчество, фамилия, Православного или Латинского исповедания, и проч.), жительствует такого-то города или такого-то уезда и села, в приходе сей церкви;
2., невеста (здесь написать звание, имя, отчество и фамилию, Православного или Латинского исповедания, и проч.), жительствовала до ныне, города или уезда и села такого-то, в приходе церкви такой-то;
3., возраст к супружеству имеют совершенный, и именно: жених стольких-то лет, а невеста стольких-то лет, и оба находятся в здравом уме;
4., родства между ними духовного, или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлении Св. Церкви брак, никакого нет;
5., Жених холост, или вдов, после первого, или второго брака.
6., К бракосочетанию приступают они по своему законному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют от родителей своих, или опекунов, или попечителей (прописывать звание или чин, место служения, имя, отчество и фамилию каждого из них. Если же родителей в живых нет, то сие оговаривать) чиновники гражданские и люди военного ведомства - от начальства, удельные – от Удельного Приказа, помещичьи крестьяне, дворовые люди, равно крепостные, принадлежащие к семействам, отыскивающим свободы, но не получившие ещё оной - от владельцев своих позволение. Солдатские жёны и вдовы - установленные от военного начальства вдовьи виды);

-3

7., По троекратному оглашению, сделанному в означенной церкви такого-то года, месяца и числа, препятствий к сему браку никакого не объявлено.
8., Для удостоверения беспрепятственности сего брака представляются письменные документы: а) дозволение жениху вступления в брак от такого-то начальства, выданное такого-то года, месяца и числа, за таким-то нумером, прилагаемое при сём в подлиннике; б) сведения о невесте от её духовного отца, прилагаемое при сём в подлиннике (здесь показывать и другие, смотря по обстоятельствам письменные документы, например: когда одно лицо иноверное, указ Консистории, с прописанием Архиерейского разрешения сего брака);
9., Посему бракосочетание означенных лиц предложено совершить в вышеупомянутой такой-то церкви сего такого-то числа и месяца в узаконенное время при посторонних свидетелях;
10) Что всё показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют своею подписью, как они сами, так и по каждом три или два поручителя, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду по правилам Церковным и по законам гражданским.
За сим следует подпись: а) жениха, б) невесты, в) три или два поручителя по жениху, г) три или два поручителя по невесте и д) в заключении пишется: обыск производили, имя, отчество и фамилия, оной же церкви священник, диакон, дьячок и пономарь, с означением имён, отчества и фамилии.
Каждый подписывается собственноручно…».

В общем, священнослужитель церкви выступал в роли нотариуса, который, просматривая подлинник документа, удостоверял его, а заодно и переписывал в книгу.
Как видно, непростая роль была и у поручителей, которые под страхом церковного или гражданского суда, обязывались говорить «правду и только правду».
Книги эти хранились в фондах Духовных Консисторий, и сейчас находятся в фондах областных архивов.


Розмарицын А. П. Отставной солдат. 1885.
Розмарицын А. П. Отставной солдат. 1885.

Интересны они тем, что в них полностью воспроизводились все нюансы военной службы нижнего чина. Священник попросту переписывал в книгу всё то, что находилось в отпускном билете (паспорте). Но, если последние документы - большая редкость (терялись, уничтожались и т.п.), то обыскные книги, как правило, хорошо сохранились.

Книги брачного обыска нередко использовались властями в XIX веке для выдачи официальных справок из Главного Штаба.

Так, в частности, 22-го января 1861 года Московской губернии Дмитровского уезда Сергиевского посада причт Вознесенской церкви (священник Михаил Зверев, диакон Димитрий Филуровский, дьячок Иоанн Успенский и пономарь Алексий Даев) удостоверили заключение брака между женихом, отставным рядовым Фёдором Сергеевым Тузовым, 42-х лет, православного исповедания, жительствующим в Сергиевом посаде, прихожанина сей церкви, и невестой, Сергиевского посада мещанской девицей Анной Семёновой, 20-ти лет, православного исповедания, жительствующей также в Сергиевом посаде, в приходе Успенской церкви:
«… Родства между ними духовного, или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению св. Церкви брак, никакого нет…»
«… Для удостоверения беспрепятственности сего брака…» сторонами были представлены следующие документы:
а) женихом – копия своего билета, выданного ему 12-го января 1861 года за № 362, и
б) невестой – сведения от её духовного отца и свидетельство от Сергиевской Думы, выданные 19-го января 1861 года за № 39.
Именно в билете, который представил жених, и содержались все необходимые сведения о его военной службе.
«… По указу Его Величества Государя Императора Александра Николаевича, самодержца Всероссийского, и прочая, и прочая, и прочая.
Предъявитель сего, служивший в подведомственной Московскому Батальону Внутренней Стражи в Сергиевской Этапной Команде рядовой Фёдор Сергеев Тузов.
Имеет бронзовую медаль в память минувшей войны 1853 - 1856 г.г. и три Высочайше установленные нашивки на левом рукаве мундира из жёлтой тесьмы.
От роду ему 42 года, православного исповедания, приметами: росту 2 аршина 4 6/8 вершков, лицеем чист, волосы чёрны, глаза карие, нос обыкновенный.
В службу вступил как-то из формулярного о службе его списка видно: Костромской губернии, Юрьевского уезда, из удельных крестьян деревни Мисюнихи рекрутом 1840 года Октября 11 дня, в Костромской Внутренний Гарнизонный Батальон рядовым,
из онаго в Петрозаводский таковой же батальон 1841 года Мая 6 дня,
из онаго в Повенецкую Инвалидную Команду 1842 года Декабря 17 дня,
из онаго в Петрозаводский Внутренний Гарнизонный Батальон 1854 года Декабря 9 дня,
из онаго в Олонецкое Государственное Подвижное Ополчение 1855 года Февраля 16 дня,
по расформировании обратно в Петрозаводский Внутренний Гарнизонный Батальон 1856 года Июня 19 дня,
из онаго в Сергиевскую Этапную Команду 1857 года Октября 19 дня.
В походах не бывал. Российской грамоте неумеет. Мастерства никакого не знает, в домовых отпусках и штрафах не был. Холост.
Ныне рядовой Тузов, как выслуживший определённый законом 20-летний срок, от военной службы отставлен и отпущен по его желанию на собственное пропитание, где в России пожелает, во всяком городе, уезде или на прежнем жилище, в том месте, где Тузов обретёт для себя жительство, должен он объявить сей паспорт в городе Градской, а в уезде – Земской Полиции. Дети рядового Тузова подчиняются всем тем правилам и законоположениям, которые изданы для солдатских детей вообще. По смерти рядового Тузова, родственникам его, или местному Начальству, представить сей паспорт в ближайшую местную Полицию – для доставления порядком, в законе определённым, в Инспекторский Департамент Военного Министерства.
Дан в г. Москве 12-го января 1861 года. Его Императорского Величества Всемилостивейшего Государя моего Полковник Командир Московского Внутреннего Гарнизонного Батальона и подведомственных онаму Инвалидных и Этапных Команд, разных орденов кавалер Константин Титков…» .