Когда Альбине Павловне исполнилось 52 года, она впервые отважилась отправиться с мужем, который подрядился отвезти коммерческий груз по зимнику в Якутию. Столь оригинальным образом женщина решила провести свой отпуск. До это момента она всю жизнь работала в отделе кадров крупного финансового учреждения.
Муж Александр Сысоев – профессиональный водитель, много лет возил коммерческие грузы по Сибири на стареньком МАЗ – 509. Его вахта начиналась с приходом зимника в ноябре, когда морозы сковывали реки и болота, и заканчивалась в апреле, когда сезонные трассы скрывались под водой. Александр предупредил жену, что дорога тяжелая и опасная, а зимник для многих водителей нередко становится дорогой в один конец. В кабине МАЗа и одному-то порой не развернуться, а тут вдвоем придется жить.
– Но я настояла на своем, – рассказывает Альбина Павловна, – мой отпуск, как хочу, так и провожу! Муж в итоге согласился, и мы поехали. Это было в 2001 году. По зимнику прошли без приключений аккурат за месяц, но я увидела и поняла, что это за работа, и уже решила не отпускать мужа одного. Ведь до этого месяцами от него не было никаких известий. Поэтому осенью я ушла на пенсию и до 2019 года ездила с ним постоянно, не пропустив ни одного зимника.
Почти за двадцать лет пенсионерка прошла с мужем не одну сотню тысяч километров, поэтому ее по праву можно назвать дальнобойщицей, хотя за рулем грузовика она никогда не сидела. Получить в таком возрасте права соответствующей категории просто нереально.
– Первое время мне казалось, что все подъемы и спуски одинаковые – как их можно запомнить? Муж в дороге все время переговаривался с другими водителями по рации, предупреждали друг друга о тяжелых подъемах и коварных спусках. Еще удивлялась, что многие участки дороги имеют матерные названия. Не хочу даже приводить пример. Но поездив, поняла, почему их так назвали. Однажды спускаемся с матершинной горы. Идем тихонько, и вдруг на самом спуске у МАЗа отказывают тормоза! Нас начинает нести по нарастающей. На мужа даже не смотрю, думаю, хорошо если ЭТО произойдет мгновенно...
Непонятно, каким чудом проскочили поворот, и едва не догнали машину, которая шла впереди. Остановились. Руки трясутся, молчим оба. Потом спрашиваю мужа: "А если бы догнали?" Хотя сама понимаю, ведь на прицепе более 20 тонн труб, и не раз видела, как поехавший груз утюжит, сравнивая кабину. Оказалось, лопнул тормозной шланг, и ни раньше, ни позже, а на горе с матершинным названием. Вернулись из рейса, выпили с мужем за второй день рождения.
Когда впервые увидела огромную наледь, не подозревала даже насколько они бывают опасными. Помню, мужики собрались на берегу, долго совещались, никто не решался пойти первым, в итоге тронулись – зимовать ведь не будешь у реки.
До 2006 года супруги Сысоевы возили преимущественно коммерческие грузы –все, что потом весь год продавалось в частных магазинах. Эту пятилетку Альбина Павловна характеризует как самую опасную. Представьте, на дворе 2000-е, на дорогах разгул бандитизма и рэкета. Братки останавливали машины, требовали оплату за проезд по «своей территории». Непокорных водителей избивали, сливали топливо. Нередко дальнобойщики просто пропадали среди тайги вместе с грузом.
– До этого муж возил коммерческие товары из Новосибирска, и рассказывал, как его пытались остановить братки на легковушках, но он не поддался – давил на педаль до последнего пока не отстали. А тут к нам в кабину обманом залез молодой человек, прилично одетый, перстень золотой на пальце. Сначала предлагал солярку по дешевке, а потом стал требовать оплату за проезд. Я давай ругать его, говорю, как тебе не стыдно, такой красивый, хорошо одетый, а грабишь пенсионеров. Ты посмотри на наши руки, и на свои. В итоге деньги взял, но совсем небольшие. Может удивился, что отпор дала бабка старая. После этого было вдвойне страшно останавливаться где-нибудь среди тайги на ночлег. А куда деваться, отдыхать все равно надо. Бывало, среди ночи свои стучат в окно: «Земеля, давай бахнем по соточке с устатка». Просто махнешь рукой: «Не будем». Отходят.
Случались совсем черные полосы. Один раз в Усть – Куте машина пошла под откос, Александр ее каким-то чудом удержал, но у МАЗа от удара лопнули рессоры. Сысоевы решили дождаться утра, и уже при дневном свете попытаться отремонтировать. От стресса и усталости уснули, как убитые.
-- Когда немного рассвело, муж вышел из кабины, возвращается, а на нем лица нет. Сразу поняла, что-то случилось. Говорит: «Нас ограбили». Бандиты вскрыли контейнер и утащили груз. Мы ничего не слышали, потому что перед этим больше суток не спали. Все заработанное в тот год пришлось отдать хозяину груза. Другой раз фуру открыли прямо на ходу. Вообще, в районе Усть – Кута не брезгуют ничем. Могут запаску стащить, цепи, абсолютно все, что под руку попадет.
Однажды в кабину семьи дальнобойщиков пробрался белый котенок, посмотрели – девочка. Назвали Гайкой. Больше года Гайка путешествовала с обретенными хозяевами, создавая домашний уют в кабине МАЗа. Животинка оказалась невероятно чистоплотной и преданной. На пикетах, где скапливалось огромное количество машин, она безошибочно находила МАЗ своих хозяев.
– Саша как-то выпил после бани пива, залез в спальник, и Гайка ночь с ним спала, надышалась, а утром мучилась, видимо, с похмелья. Потом стали оставлять ее дома, в рейс не брали.
Кочевая жизнь по нескольку месяцев в году весьма своеобразно повлияла на Альбину Павловну, она стала писать стихи и сказки для внучек, вести своего рода дорожные дневники, снимать фото и видео. Зять однажды предложил написать рассказ и выложить на автомобильном сайте. Первый отчет о прохождении зимника прочитали более 400 тысяч человек. Альбина Павловна стала выкладывать видео, но пенсионерку и в Интернете ограбили, хакеры взломали канал, пропали все видеозаписи. Не отчаиваясь, женщина издала несколько книжек «Зимники Иркутской области и Якутии», которые с успехом распространяла через дорожные пикеты. Дальнобойщикам было интересно почить про себя по своих товарищей.
Несколько лет назад Сысоевы отдали трудягу МАЗ родственнику, а сами окончательно ушли на заслуженный отдых. Сейчас вместе ездят на рыбалку на Байкал.