Найти в Дзене

А вдруг у вас тревожный тип привязанности: Как помочь себе полюбить

Этот материал написал для LentaRu, но потом решил опубликовать для вас на канале "Отношения без абьюза". У каждого человека есть потребности: Например, слышать слова поддержки от родителей \ романтического партнёра, а не обесценивающие ("Опять ты ерунду несёшь"), - это психологическая и социальная потребность. В зависимости от того, как значимые взрослые удовлетворяла ваши нужны в заботе, принятии, безопасности и так далее формируются типы привязанности. А вдруг у вас тревожный тип привязанности Как реакция на наши отношения с мамой, папой или другими опекунами, мы обладаем: Например, взаимодействие между взрослыми и ребёнком было поддерживающим, уважительным, любящим. Как говорится, между ними были отношения без абьюза. Тогда такой ребёнок, повзрослев, воспринимает и себя, и окружающим людей через призму взгляда - «мы все ОК»! Это – надежная привязанность. Избегающая привязанность может звучать, как: «Люди вокруг меня опасны, мир страшен, стоит держаться подальше от других». Взросл
Оглавление

Этот материал написал для LentaRu, но потом решил опубликовать для вас на канале "Отношения без абьюза".

У каждого человека есть потребности:

  • биологические;
  • психологические;
  • социальные.

Например, слышать слова поддержки от родителей \ романтического партнёра, а не обесценивающие ("Опять ты ерунду несёшь"), - это психологическая и социальная потребность.

В зависимости от того, как значимые взрослые удовлетворяла ваши нужны в заботе, принятии, безопасности и так далее формируются типы привязанности.

А вдруг у вас тревожный тип привязанности

Как реакция на наши отношения с мамой, папой или другими опекунами, мы обладаем:

  • надёжной,
  • тревожной
  • избегающей или амбивалентной (тревожно-избегающей) привязанностью.

Например, взаимодействие между взрослыми и ребёнком было поддерживающим, уважительным, любящим. Как говорится, между ними были отношения без абьюза. Тогда такой ребёнок, повзрослев, воспринимает и себя, и окружающим людей через призму взгляда - «мы все ОК»! Это – надежная привязанность.

Избегающая привязанность может звучать, как: «Люди вокруг меня опасны, мир страшен, стоит держаться подальше от других». Взрослые с подобной привязанностью будут сторониться всяческих отношений.

Прекрасный пример избегающей привязанности посмотрите (в качестве кинотерапии) или лучше прочтите в одноимённой книге Сьюзен Коллинз "Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах".

Кориолан Сноу, главный персонаж романа, к такому выводу (в моём изложении) приходит после попытки любовных отношений: "Лучше жениться на женщине, которую ненавидишь, поскольку тогда она не сможет тобой манипулировать, ты сможешь себя контролировать и свои чувства, что защитит тебя". В экранизации подобные мысли Кориолана не озвучиваются, зато в книге есть и они, и его функциональное убеждение. Читайте статью о том, как помочь себе добиваться успеха ЗДЕСЬ на сайте профессиональных психологов b17.

Я не ОК

Если другого ребёнка в период грудного вскармливания, например, вынужденно лишили мамы (она, допустим, легла в больницу на экстренную операцию). У ребёнка формируется восприятие мира: «Меня все бросают, меня могут оставить, я – не ОК».

Взрослый с подобным дезадаптивным убеждением будет искать его подтверждение в отношениях, даже провоцировать окружающих. Например, мужчина будет изменять любимой женщине, чтобы она ушла от него, чтобы он получил доказательство: «Меня бросают. Я обречён быть один. Я плохой». Это – тревожная привязанность.

Тревожно-избегающая (амбивалентная) привязанность является объединением двух названных выше. Некоторые специалисты обрисовывают её как: «Я- не ок, Ты- не ок».

Но вернёмся к тревожной привязанности.

-2

Признаки тревожной привязанности:

- постоянный страх отвержения даже с любящим, искренним партнёром и мысли: «Он(а) мне врёт, он(а) меня оставит»;

- непереносимость одиночества и сильная тяга отношений (хоть с кем, но не одной/одному);

- ревность и/или ревнивое поведение (первое – чрезмерное беспокойство внутреннее по поводу потенциальной измены; второе – внешнее проявление чрезмерного беспокойства;

- постоянные перепроверки, контроль, поиск подтверждения (Ты не бросишь меня?);

- провокации любящего партнёра к разрыву отношений.

Личностям с тревожным типом привязанности сложно строить гармоничные, взаимозависимые отношения на равных. Они прилипают к кому угодно (часто к человеку, подтверждающему их страх отвержения, бросающему их), лишь бы рядом был человек.

Как помочь себе полюбить

Я (Пётр Галигабаров) в материале для РИА Новости (полный текст ЗДЕСЬ) предлагаю личностям с тревожным типом:

  • поработать над навыками эмоциональной саморегуляции (с тревогой в первую очередь), адекватностью самооценки и уверенностью в себе;
  • если недоверие подкреплено имевшими место в детстве фактами насилия со стороны значимых взрослых, стоит пройти курс работы с душевной травмой;
  • возможно, разобраться в собственных режимах поведения через работу со схема-терапевтом;
  • научиться принимать непостоянство мира через практики осознанности в стиле майндфулнесс, например;
  • научиться наслаждаться одиночеством (для избегающего типа в том числе, поскольку они страдают тет-а-тет с собой).

Берегите себя! Стройте отношения без абьюза.

С уважением, ваш чуткий практикующий психолог - антиабьюзолог Пётр Галигабаров, автор книг