26,8K подписчиков

Дубовые тиары с бриллиантами и «венок с золотыми желудями» Екатерины Сушковой

712 прочитали

Когда-то я писала, как проказник Лермонтов куражился над влюблённой Сушковой. Дело происходило в Петербурге, в конце 1834 года. Всё это Сушкова описала потом в мемуарах:

«Он всеми возможными, самыми ничтожными средствами тиранил меня; гладко зачесанные волосы не шли ко мне; он требовал, чтоб я всегда так чесалась; мне сшили пунцовое платье с золотой кордельерой и к оному прибавили зеленый венок с золотыми желудями; для одного раза в зиму этот наряд был хорош, но Лермонтов настаивал, чтобы я на все балы надевала его»…

Портрет Екатерины Сушковой, 1830-е годы, художник неизвестен
Портрет Екатерины Сушковой, 1830-е годы, художник неизвестен

«Венок с золотыми желудями»… Я была не в силах понять, что хорошего в таком украшении. Понимаю – цветы, листья, ягодки. Но жёлуди!

Я тогда обыскала весь интернет. И каких только украшений дамских причёсок ни встретила. Всё, что хочешь – кроме желудей:)

«Наверное, Сушкова была большой оригиналкой, – подумала я. – А больше никто и не украшал так причёски».

Бальные наряды, около 1834 года.
Бальные наряды, около 1834 года.

И вдруг я нашла дубовый венок на портрете. Недавно, благодаря датской королеве Маргрете:) Начала искать информацию о её цветочной тиаре…

И узнала, что, помимо цветочных, в 19 веке носили дубовые тиары. Вот такие, как на фото ниже.

«Бриллиантовая тиара начала 19 века, выполненная в виде двух противостоящих друг другу ветвей дубовых листьев, сужающихся к центру и украшенных бриллиантами; также можно носить как четыре броши».

Тиара в виде венка из дубовых листьев. Золото, бриллианты. Первая половина 19 века.
Тиара в виде венка из дубовых листьев. Золото, бриллианты. Первая половина 19 века.

Тиара на следующем фото была создана в 1855 году. У неё есть название. – «Diamond oak-leaf tiara» («Тиара с бриллиантами и дубовыми листьями»).

«Серебряная и золотая тиара из дубовых листьев и желудей, украшенная бриллиантами. Её можно трансформировать в брошь и гребни».

Diamond oak-leaf tiara, 1855 год. Хранится в Британском музее.
Diamond oak-leaf tiara, 1855 год. Хранится в Британском музее.

Эта же тиара, только в форме корсажной броши:

Diamond oak-leaf tiara, 1855 год. Трансформирована в корсажную брошь.
Diamond oak-leaf tiara, 1855 год. Трансформирована в корсажную брошь.

А здесь части дубовой тиары закреплены на черепаховых гребнях:

Diamond oak-leaf tiara, 1855 год. Отдельные части на гребнях.
Diamond oak-leaf tiara, 1855 год. Отдельные части на гребнях.

Веточка дубовой тиары крупным планом:

Diamond oak-leaf tiara, 1855 год. Веточка.
Diamond oak-leaf tiara, 1855 год. Веточка.

Дубовые тиары продолжали создавать и в начале 20 века.

Вот так выглядит одна из дубовых тиар Прекрасной эпохи. Здесь жёлуди, наверное, жемчужные:

Дубовая тиара с желудями, 1905 год.
Дубовая тиара с желудями, 1905 год.

А вот и портрет, который поисковик выдал мне, когда я искала тиары.

Здесь уже не тиара, а венок. Непонятно, из чего он сделан, но жёлуди – словно настоящие.

Дама изображена в маскарадном костюме. Но такой венок можно было надеть и к обычному вечернему или бальному платью.

Карл Йозеф Штиллер. Prinzessin von Liechtenstein, около 1830 года.
Карл Йозеф Штиллер. Prinzessin von Liechtenstein, около 1830 года.

Наверное, в таком (или очень похожем на него) венке с золотыми желудями и блистала на балах Сушкова. В платье, оттенок которого был примерно таким, как у дамы на портрете ниже.

Приметный костюм! Как сама Сушкова сказала, для одного бала сгодится. Но когда подобный наряд надевают на три-четыре бала подряд… Тут уж все должны были дивиться и думать, что случилось с Сушковой. Ведь она не из глуши прибыла и знает, что в одном и том же наряде на балы не ездят.

Friedrich Wilhelm Herdt. Портрет леди Хердт, 1833 год.
Friedrich Wilhelm Herdt. Портрет леди Хердт, 1833 год.

«Венок с золотыми желудями»… Как Лермонтов тиранил влюблённую Сушкову, заставляя одеваться смешно.

Цветочная тиара с бриллиантами бывшей королевы Дании Маргрете. Когда такие тиары появились?

«Как я рад, что измяли вашу смородину на параде»… Украшения женских нарядов и гнев Льва Толстого.