На днях на канале была статья про хутор Мелологовский, в котором снимали фильм "Они сражались за Родину". В той статье я упомянул соседний хутор Логовский. Названия, как мы видим, довольно созвучны, их легко перепутать, однако хутор Мелологовский давно стал достоянием истории, а вот Логовский вполне себе живёт по сей день. Об этом хуторе и пойдёт речь в данной статье.
Населённые пункты здесь идут один за одним: станица Перекопская, хутора Перекопка, Логовский, уничтоженный во время киносъёмок Мелологовский, Мелоклетский, станица Клетская. Расстояния между ними небольшие, расположены хутора и станицы вдоль Дона либо на некотором от него удалении. А вокруг, насколько хватает глаз, раскинулись перемежающиеся балками и оврагами бескрайние поля и степи, которые ближе к Дону сменяются величественными и белоснежными утёсами меловых гор. Таков типичный пейзаж тех мест. Среди такой природы и находится хутор Логовский.
По окраине хутора проходит дорога в станицу Клетскую. Дорога прекрасная, асфальт ровный. Даже несколько непривычно видеть такие дороги в нашей области, традиционно славящейся плохим асфальтом. Однако эта слава постепенно уходит в прошлое, дороги ремонтируются, их качество заметно улучшается. Дорога в Клетскую - хорошее тому доказательство.
До станицы мы не доезжаем 25 км, справа появляется указатель с названием населённого пункта. Сворачиваем с трассы и сразу же оказываемся на территории хутора.
Информации о хуторе мало. Только самые общие данные. Год основания хутора неизвестен. А вот с названием как-то проще. Скорее всего оно произошло от слова лог. Так называют овраг с пологими задернованными склонами и плоским днищем. Согласно толковому словарю Даля, лог - это долина, некрутой раздол, балка, широкий овраг, ущелье, обыкновенно травное; низменность, окруженная уступами. То есть это как раз типичный здешний рельеф.
Хутор относился к юрту станицы Перекопской Усть-Медведицкого округа Земли Войска Донского (с 1870 года — Область Войска Донского). Дата основания хутора не установлена. В 1859 году в Логовском имелось 42 двора, проживало 153 души мужского и 170 женского пола. В 1915 года на хуторе имелось хуторское правление, начальное приходское училище, земельный надел составлял 1197 десятин, проживало 352 мужчины и 349 женщин. Как мы видим, это было довольно крупное поселение. В наши дни население хутора всего 220 человек, но это данные 2010 года, скорее всего сейчас жителей стало меньше.
На улицах хутора довольно чисто, везде порядок. Заросли травы есть только на территории заброшенных домов (такие тут тоже встречаются). Дома в хуторе добротные, кирпичные, окружённые заборами из профлиста. Деревянных заборов не очень много. Один из участков огорожен евроштакетником. Я из такого у себя дома палисадник в прошлом году делал и могу сказать, что такой забор - удовольствие недешёвое, зато смотрится отлично.
Деревянных заборов, как я уже сказал, здесь немного. Заборы из профлиста давно вошли в моду. В частном секторе Волгограда подобные заборы встречаются повсеместно и населённые пункты Волгоградской области в этом смысле от областного центра не отстают. Но кое-где дерево ещё встречается.
На окраине хутора пасутся лошади. Без них тут никак, всё же казачий край, а какой казак без лошади?
Куда ни глянь, всюду сельская идиллия. Тишина, покой, размеренный ритм жизни. Сегодня в это трудно поверить, но 80 лет назад хутор был полностью уничтожен. Именно здесь находился так называемый Клетский плацдарм, за который во время Сталинградской битвы шли жестокие бои, в ходе которых хутор просто стёрли с лица земли.
Вот, что происходило здесь 80 лет назад, прямо на этих землях, где сегодня мирно пасутся лошади и колосится пшеница:
Клетский плацдарм сыграл огромную историческую роль в ходе оборонительных и наступательных боев на подступах к Сталинграду. Летом и осенью 1942 года название станицы Клетской не сходило с газетных полос и транслировалось по Всесоюзному радио. Сводки Совинформбюро начинались с сообщений о тяжёлых и ожесточённых боях в районе Клетской.
Во время начала оборонительной операции (17 июля по 18 ноября 1942 года) территорию Клетского района обороняла 62-я армия генерал-майора В.Я. Колпакчи. Направление главного удара пришлось на правое крыло 62-ой армии в составе 192-ой стрелковой дивизии, 33-й гв. стрелковой дивизии, 184-й стрелковой дивизии, 205-ой дивизии и 321-ой дивизии. После поражения Юго-Западного фронта в Воронежско-Ворошиловградской операции во второй декаде июля 1942 г. к станице Клетской отошли разбитые и дезорганизованные части 38-й и 28-й армий.
Полосу обороны от станицы Клетской до хутора Калмыков занимала 192-я стрелковая дивизия, усиленная курсантами военно-пехотных училищ: Нальчикского; Урюпинского; 3-го Орджоникидзевского; 3-го Грозненского и Житомирского.
23 июля северная группировка 6-й немецкой армии (3 моторизованная дивизия, 100 лёгкая пехотная дивизия, 305 и 376 пехотные дивизии) нанесла удар по правому флангу 62-й армии, который обороняли 33-я гвардейская, 192-я и 184-я стрелковые дивизии, и с боями продвинулась на глубину 20 км. В 10:00 (по московскому времени), после скоротечного боя танки и мотопехота 3-й моторизованной дивизии заняли станицу Клетскую. Прорыв противника был осуществлён на рубеже 427 стрелкового полка южнее Клетской к хутору Платонов. Остатки 427-го полка отступили в станицу. Утром противник возобновил наступление и ворвался в Верхнюю Бузиновку. В ходе боя штаб 192-ой дивизии был разгромлен, а командир дивизии полковник А. С. Захарченко убит в бою. Вечером 24 июля германские «клещи» сомкнулись в районе хутора Верхние Бузиновки. В результате операции немецко-фашистских войск 184-я, 192-я стрелковые дивизии, 84-й и 88-й стрелковые полки 33-й гв. стрелковой дивизии и 40-я танковая бригада были окружены. Чтобы не допустить прорыва неприятельской группировки, генерал Гордов (командующий Сталинградским фронтом с 23 июля) решил временно передать 13-й танковый корпус Танасчишина в подчинение генерала Колпакчи. Поздним вечером, 24 июля, командование 62-ой армии решило направить в расположение окружённых частей начальника оперотдела 62-й армии полковника К. А. Журавлева для руководства войсками.
Группе полковника Журавлёва с тяжёлыми боями и при помощи 13-го танкового корпуса Танасчишина удалось прорвать кольцо окружения и выйти из него, но в последующем остатки группы снова попадают в окружение, при этом 205-я стрелковая дивизия была полностью уничтожена с помощью господствовавшей авиации противника.
Остаткам остальных дивизий небольшими группами удалось выйти на соединение с советскими войсками в районе станицы Сиротинской.
24 июля 227-й пехотный полк 100-й легкопехотной дивизии вермахта выбил окончательно 427-й полк из станицы Клетской.
Частям 21-й армии генерала И.М. Чистякова, ценой неимоверных усилий удавалось удерживать плацдарм в районе Клецкой размерами по фронту от хутора Старо-Клетский до станицы Кременской. Станица Клетская неоднократно переходила из рук в руки, но из-за господствующих высот, занятых немецкими войсками, удержать её не было возможности.
Перед подготовкой к наступлению 19 ноября 1942 года, части 76-й стрелковой дивизии в составе 93-го стрелкового полка атаковали противника в станице Клетской и после упорных уличных боёв овладели населённым пунктом. Одновременно с частями 21 армии 278-я стрелковая дивизия 65-ой армии, стремительным броском захватила высоты вокруг Клетской, тем самым расширив плацдарм для начала операции «Уран». Впоследствии именно отсюда пошли в наступление наши войска, окружая немецкую армию в Сталинграде.
Напоминанием о том страшном времени служит братская могила, у которой мы, к сожалению, не останавливались, но о которой я нашёл информацию на просторах интернета. Здесь похоронены умершие от ран и убитые советские воины 321-й стрелковой дивизии 4-й танковой (65-й) армии, стоявшие насмерть при защите Клетского плацдарма. Всего 530 человек. Сколько ещё непогребённых наших солдат осталось лежать в окрестных полях, можно только догадываться. Поисковики ежегодно находятся всё новые и новые останки.
После войны хутор был восстановлен. С 1961 года он находится в составе Клетского района Волгоградской области.
Сегодня хутор Логовский - это тихое место среди бескрайних степей и меловых гор, где жизнь течёт неторопливо, без привычной городским жителям суматохи. Может даже показаться, что здесь никогда ничего не происходит. Однако у всех хуторов и станиц на Дону найдётся немало бурных событий в их истории. И хутор Логовский не является исключением.
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь