Найти тему
Микрофоны «Октава»

Запись и обработка вокала - техники компрессии, эквализации, записи

За время существования индустрии звукозаписи появилось великое множество техник по работе с вокалом и вполне вероятно, что даже целой жизни не хватит, чтобы изучить их все. В этом посте мы разберём некоторые нюансы, которые актуальны для большинства жанров и ситуаций, возникающих в процессе работы.

Первое - акустика помещения. Да-да, в очередной раз, именно акустика помещения.

И если вы работаете в студии звукозаписи, то скорее всего, с такими проблемами не столкнётесь, а вот при работе дома придётся приложить усилия - заглушить углы комнаты и отдельные фрагменты стен, поискать наилучшие точки в помещении. Также можно приобрести акустические изолирующие щиты. Если ваша комната достаточно больших размеров - можно организовать и установить в ней целую вокальную кабину, с высоким шумоподавлением. Такое сейчас часто встречается в домашних project-студиях.

Следующее - микрофон. Мы рекомендуем обратить внимание на широкомембранный конденсаторный микрофон. Оптимальным вариантом станет МК-115 или МК-117, а также флагманский ламповый микрофон МКЛ-5000.

МК-115
МК-115

В последнем случае, вы получаете ещё и изменяемую характеристику направленности трёх типов - “восьмёрка”, кардиоида и круг. Также не лишним будет использование ещё и ленточного микрофона, например, МЛ-52-02 в отдельных случаях, для передачи богатства низких тембров.

МЛ-52-02
МЛ-52-02

Про общие принципы записи вокала мы рассказывали в предыдущих постах, в этот раз заострять на них внимание не будем. Посмотрите, если ещё не читали.

Рассмотрим некоторые способы обработки записанного вокала.

Для начала эквализация. Особое внимание уделим методике, из описанных выше, когда используется два микрофона - конденсаторный и ленточный.

Допустим, у нас есть МК-117 и МЛ-52-02. Чтобы создать правильный баланс частот, мы будет использовать параметрический VST эквалайзер, о брендах говорить, не будем, у каждого свои фавориты. На верхнем и среднем диапазоне частот мы подробно останавливаться не будем, так как эти области всегда довольно индивидуальны. А вот на низкой середине мы заострим внимание.

МК-117
МК-117

Сигнал с МК-117 мы “вычищаем” плавным Low Cut фильтром примерно до 100Hz-150Hz, регулируя Q (или добротность) и влияя, таким образом, на количество и баланс низкочастотных гармоник полученных от конденсаторного микрофона. Также, в зависимости от ситуации, можно увеличить или уменьшить частоту среза. Порой даже до 250Hz. Ориентируемся на слух. А вот в сигнале ленточного МЛ-52-02 стоит срезать только субниз, примерно до 30Hz-40Hz. Делается это Low Cut фильтром, лучше всего использовать 12db/oct или 18db/oct. Старайтесь избегать экстремальных настроек для фильтра, например, таких как Brickwall. Для контроля низа и низкой середины, которые МЛ-52-02 очень детально и активно передаёт, можно использовать также и динамический эквалайзер в паре с параметрическим. Как правило, срабатывания в диапазоне -5dB -7dB бывает более чем достаточно. Также иногда используется мультибэнд-компрессор. Полосы компрессора настраиваются так - быстрая атака, быстрый или средний релиз. К слову, мультибенд ещё часто применяют для устранения deharsh-эффекта - очень активной середины и верхних частот.

Общая компрессия вокальных дорожек может быть двух типов - последовательной и параллельной. Последовательная компрессия - это, собственно, компрессия из инсерта или слота вашей DAW. Компрессор устанавливается последовательно в цепочку эффектов, зачастую, уже после эквалайзера. Параллельная компрессия используется для придания плотности, склеенности, а ещё порой и сатурации вокалу. Для параллельной компрессии используется aux-шина, куда посылается “сухой” сигнал вокальной дорожки и потом уже обработанный сигнал подмешивается к основному.

В разных жанрах используются разные типы компрессии. В джазе и лёгкой музыке, как правило, избегают экстремальных значений в сжатии, в то время как современной электронной или рок-музыке - наоборот. Всё дело в общей громкости (LUFS/RMS), аранжировке, подаче. К слову, обычно джаз и проистекающие жанры по своим тембрам более сфокусированы на средних и верхних частотах, как раз в противовес современным жанрам музыки, где low-end играет крайне значимую роль.