В чрезвычайно широкий круг интересов моего папы в разное время входила масса увлечений, но главным было, безусловно, филателия. Примерно с 1962 года папа стал собирать марки по теме «Космос и космические исследования» и это было увлечение, переросшее в великую страсть. В конце 60-х — начале 70-х несмотря на то, что постоянно был занят на военной службе, он всегда находил время для главного увлечения своей жизни. Когда была возможность, папа регулярно посещал городское общество филателистов, благо один раз в неделю местное отделение «Союзпечати» предоставляло свои помещения для заседания общества. Встречался с другими коллекционерами, вёл активную переписку с коллегами из разных уголков Советского Союза и даже некоторыми зарубежными, постоянно получал и отправлял корреспонденцию.
Мама старалась не вмешиваться в процесс, хотя бывало, приговаривала что-то вроде: «Ты в доме гвоздя не забил, только и перекладываешь свои марки из альбома в альбом». Мама не разбиралась в вопросах филателии, но знала, а точнее чувствовала, что дело это серьёзное и в общем, на эту «территорию» лучше не посягать. Насчёт «гвоздя в доме» было отчасти правдой, папе просто некогда было заниматься вопросами благоустройства нашего жилища. Он появлялся дома очень поздно, а уходил очень рано. А в 1968 году произошли события в Чехословакии и он с танковой колонной отправился туда, в качестве заместителя командира ударного танкового батальона по политической части. В течение трёх последующих лет мы его видели только в отпусках.
Да, возможно по части забивания гвоздей, он был не большим умельцем, зато обладал тысячью и одним достоинством, которыми не могли похвастать отцы многих моих приятелей и знакомых. Литература, изобразительное искусство, фотография, домашнее кино, музыка и музыкальная аппаратура тех лет – лишь малая часть его увлечений помимо филателии. Это именно благодаря папе и семейному киноархиву, который он создал, я сейчас на экране ноутбука могу увидеть живыми своих бабушек и дедушек, других родных людей в 1960-1970 годах. Лет двадцать назад я оцифровал все киноплёнки отснятые папой с 1961 по 1978 годы.
Но филателия… Всё же это был отдельный мир и думаю, все кто является серьёзным коллекционером меня поймут с полуслова. Это мир – прекрасный, загадочный и фантастический, и, разумеется, я не мог оказаться вне его границ. С самого начала жизни меня окружали марки, кляссеры, каталоги, разговоры и обсуждения всего, что с этим связано. Само собой, я тоже стал юным коллекционером, который тогда, конечно, не мог знать, что когда-нибудь он превратится в старого коллекционера...
***
В середине 1970-х, когда папа (после окончания службы в Вооружённых Силах) уже был известным в нашем городе, и что называется профессиональным коллекционером - обладателем достаточно внушительной «космической» коллекции, размещавшейся в полутора десятках кляссеров производства ГДР и Чехословакии, у нас дома появились три больших, основательных и объёмных альбома для марок. Это были специализированные, посвящённые теме «Космос» альбомы-каталоги, которые выпускала французская фирма Lollini. Они объединяли почтовые марки и другие предметы филателии, посвящённые космической тематике и выпущенные в разных странах мира в 1920-х — середине 1960-х годов ХХ века. По сути, эти альбомы представляли собой космическую энциклопедию с классификацией по темам: «Космические полёты и ракетная техника», «Астрономы», «Полярные экспедиции», «Звезды и обсерватории», «Ядерные исследования», «Предшественники космических полетов» и даже «Метеорология».
Если покопаться в памяти, то можно вспомнить, как папа принёс из нашего почтового отделения увесистый картонный ящик, украшенный различными наклейками с надписями на французском языке и открывал его на кухонном столе как самый драгоценный подарок, который когда-либо получал в жизни. Пожалуй, это и был самый драгоценный приз, если учитывать, что папа был ребёнком войны, а после детства, когда он поступил в военное училище, сразу же наступила военная зрелость. Сейчас мне трудно представить, как можно было отыскать контакты, вступить в переписку с французской фирмой, заказать, а главное, получить такую посылку в середине 1970-х годов, когда соответствующие специальные службы осуществляли тотальный контроль за любой перепиской с «капстранами», а уж за посылками и подавно. Кроме того, ведь эти альбомы и пересылку нужно было ещё и оплатить. Как всё это удалось проделать папе, я не знаю. Знаю только, что альбомы были очень ценными и сами по себе являлись большой редкостью в СССР.
На каждой странице каждого альбома типографским способом были отпечатаны рамки с изображением марок, блоков и сувенирных листов со всего мира, которые было необходимо вставить в прозрачные клеммташе. Кроме того, почти на каждой странице приводилась информация на французском языке с пояснением какого цвета, образца (с перфорацией или нет) и номинала должна быть соответствующая марка, а также пояснительные карточки о важных космических событиях.
Три больших альбома, в каждом из которых примерно по 80-90 листов, представляли разные эпохи покорения космоса с изображениями марок из стран всех континентов Земли, включая Антарктические территории. Интересно, что исторический период покорения Космоса, который также охватывали эти альбомы, пришёлся на «горячий» этап космической гонки между ведущими космическими державами — СССР и США, поэтому истории советской космонавтики, запечатлённой на марках СССР и многих других стран (не только социалистического лагеря) было отведено особое, весьма значительное место. Конечно, всё это выглядело фантастически для середины 1970-х годов. Много позже я узнал, что и в СССР выпускались подобные альбомы-каталоги, но, разумеется, до нашего города они так и не дошли.
В папиной коллекции на тот момент уже имелось некоторое количество марок (как отечественного производства, так и других стран), которые значились в альбомах, но всё же это была лишь примерно одна треть, а то и меньше от необходимого. Теперь мне невдомёк, как можно было без интернета и современных средств связи и коммуникаций заниматься заполнением этих альбомов. Хотя это было время расцвета филателии в СССР и практически в каждом населённом пункте имелись и коллекционеры, и общества филателистов, дело это было достаточно сложным, затратным, очень растянутым во времени, а также сопряжённым с другими проблемами и сложностями.
Как заполнялись эти альбомы я не запомнил, да, в общем, папа меня в эти тонкости не посвящал. К этому времени меня захватили уже совсем другие увлечения и я как-то отошёл от филателии в общем. Папа же продолжал своё дело, несмотря на то, что к тому времени был уже серьёзно болен. В 1976 году в возрасте 44 лет он был уже на пенсии по болезни - службе в Вооружённых Силах он отдал слишком много сил и здоровья. Я это осознал в полной мере, когда уже служил сам. Я думаю, что единственным по-настоящему релаксирующим средством для папы была филателия. Он завершил службу в звании майора и прожил после этого всего три года. Сейчас мне трудно представить, как находясь в жесткой системе армейской действительности, ему удавалось заниматься коллекционированием и не забросить это увлечение.
Папа несколько раз показывал мне эти альбомы, но я листал их без должного понимания, хотя и не без интереса, настолько всё это было ярко, необычайно красиво и разнообразно. Я едва лишь догадывался, какую всё это имеет ценность, и не столько в деньгах, как в чём-то другом. Чётко сформулировать осознание этой ценности мне удалось примерно через 50 лет. А тогда я понимал, что эта область не очень-то и моя, и конечно не мог оценить всю глубину и значимость этого большого дела.
Так что альбомы Lollini пополнялись без моего участия и внимания, я был очень занят увлечением рок-музыкой, книгами, девочками и начинал свои пробы в музыке, принимая участие то в одном, то в другом вокально-инструментальном ансамбле.
Папа не успел собрать все необходимые марки для альбомов-каталогов Lollini. Он ушёл всего лишь через два года после их приобретения. Альбомы, как и вся остальная коллекция пролежали долгие годы не востребованными, и мама была их хранителем. Я окончил военное училище, затем служил то там, то сям, но когда бывал в отпусках, в коллекцию почти не заглядывал. Мне хватало мысли, что она сохранена и содержится в полном порядке. Если я не ошибаюсь, впервые после смерти папы мы заглянули в коллекцию и Большие альбомы лишь через десять лет, в 1988 году, когда я женился и после свадьбы мы с женой несколько дней провели у мамы. Потом родилась дочь и, приезжая в отпуск в 90-х мы периодически пересматривали и основные альбомы и кляссеры. Но и тогда я не обращал особого внимания на то, сколько и конкретно каких марок не хватает в альбомах Lollini. Я тогда находился в другом секторе пространственно-временного измерения относительно папиной коллекции.
Прошли годы, по сути пронеслась большая часть жизни. На рубеже веков я окончательно обосновался в Москве, где со временем оказалась и папина коллекция, практически в полном объёме, не считая некоторых утраченных, особенно ценных для нас конвертов первого дня гашения.
Несмотря на то, что тягу к филателии испытывал с самого детства, я долго не решался снова вернуться к (теперь уже серьёзному) коллекционированию, а если быть точным, то, практически до 2014 года просто не имел такой возможности из-за большой служебной загруженности и решения «первоочередных» задач в своей литературной деятельности.
***
Тем не менее, час настал. Однажды в сентябре 2014-го я выждал момент, когда жена уехала по дачным делам и наконец приступил к «операции», которой присвоил название «Большое Возвращение альбомов Lollini». Проблема состояла в том, что во время переправки коллекции в Москву, я по некоторым обстоятельствам был вынужден извлечь марки со своих мест в альбомах и упаковать в конверты, а сами альбомы прибыли позже с курьером.
Марки возвращались на свои законные места, где они находились с 1976 года. Дело это оказалось кропотливым, требовало внимания и аккуратности. Оказалось, что не так-то просто правильно разместить все экспонаты по своим местам, несмотря на то что конверты с марками были пронумерованы. Всё это заняло гораздо больше времени, чем я рассчитывал первоначально. Тем не менее я сам постепенно увлёкся и проникся филателистическим процессом в гораздо большей степени, чем когда бы то ни было до этого момента.
Вместе с тем я обнаружил, что в альбомах не хватает гораздо большего числа необходимых марок, чем представлялось ранее. Папа просто не успел их разыскать и приобрести. Нужно учитывать, что в середине 70-х это занятие растягивалось на месяцы и годы. Некоторые экземпляры, которых не было в нашем городе, нужно было разыскивать по зарубежным каталогам и филателистическим справочникам, которых часто тоже не было в городе, а возможно и во всём Советском Союзе.
Например, трудно представить, каким образом можно было найти ничем не примечательную марку зеленовато-болотного цвета с изображением скалы, поднимающейся из моря, выпущенную в Норвегии в 1957 году? И какое отношение она имеет к космической тематике? Тем не менее, она значилась в альбоме, и потом я узнал, что марка была выпущена в честь некоего международного геодезического форума 1957 года и каким-то образом имеет отношение к космическим исследованиям.
Или, например, две маленькие, невзрачные марки, размером чуть менее двух сантиметров в квадрате из Колумбии сороковых годов прошлого века. Надпись в альбоме (на французском) гласит, что это обсерватория в Боготе и одна из марок должна быть бледно-коричневого, а вторая светло-голубого цвета. При этом, одна выпущена в 1946-м, а вторая в 1948-м году… Где их можно было найти в то время в провинциальном городке, даже в среде знающих коллекционеров?
А вот ещё один, весьма интересный экземпляр. Издателем обозначена территория под названием Рюкю (группа островов в Восточно-Китайском море, принадлежащих Японии). Марка издана в 1957 году, на ней изображён карандаш в виде взлетающей космической ракеты и приурочена «Неделе журналистики». Много позже я обнаружил на одном из филателистических сайтов конверт первого дня, посвященный этому событию и, разумеется, сделал заказ. Интересно то, что марка издана 1 октября 1957 года, т. е., за три дня до исторического запуска Первого искусственного спутника Земли в СССР.
Вот раздел альбома, посвящённый учёным: астрономам, математикам, физикам, философам и другим, чьи открытия в далёком прошлом, так или иначе повлияли на приближение космической эры человечества. Очень часто в альбоме были отмечены марки с изображением учёных, входящие в серии, посвящённые самым разным великим личностям прошлого во Франции, Германии, Советском Союзе, Нидерландах, Японии, а это означало, что ради одной нужной марки, необходимо было приобретать всю серию…
До того очень важного для меня дня, когда я ощутил настоятельную внутреннюю потребность заняться поиском недостающих в альбомах марок было ещё целых семь лет. А тогда, в четырнадцатом, я в течение трёх дней распределил все марки по своим местам и на этом остановился. Жена убрала альбомы в дальний шкаф, кстати, и она и дочь очень благожелательно отнеслись ко всему, что связывало нас с филателией, за что им отдельное большое спасибо. Их поддержка и понимание мне были просто необходимы.
***
Альбомы Lolliniпростояли почти нетронутыми почти до середины 2021 года. Я, как принято говорить, снова выпал из процесса, занимаясь на мой взгляд, гораздо более насущными делами.
В 2020 году мы с коллегой по писательскому цеху Михаилом Ивановичем Лапшиным написали книгу «Лунная дуэль ХХ века» (М., «Новые Витражи»,2020) о заключительном этапе реализации космической программы NASA «Аполлон»1968 — 1972 гг. Сейчас я отдаю себе отчёт в том, что именно эта работа, именно энергетика и увлечённость Михаила Ивановича послужили мощным импульсом к тому, чтобы я возобновил своё увлечение марками, а конкретнее, космической филателией. И я, что называется, «вернулся».
Правда сначала я по памяти восстановил свою коллекцию по теме «Фауна», которая была у меня в детстве, затем разыскал и приобрёл несколько значимых для меня марок и серий по другим темам, с которыми было связано много воспоминаний, а затем приступил, собственно к «космической» теме. Я приобретал марки по Лунным программам СССР и США, в основном, бывая на Вернисаже, но так же и в клубах филателистов в Москве. Кроме этого я сосредоточился на марках, посвящённых космической тематике, выпущенных в СССР (после 1978 года) и современной России, это было второе направление. Постепенно моя коллекция становилась всё объёмнее и филателия увлекала меня всё больше и больше.
А однажды я посмотрел на шкаф, в глубинах которого стояли альбомы Lollini и принял решение. Поскольку почувствовал, что пора действовать: и если не теперь, то может быть и никогда. Долгие годы папа собирал коллекцию ещё до появления Lolliniи значительная её часть как раз и вошла в эти альбомы-каталоги, а теперь настало моё время завершить заполнение этих альбомов. У меня возникло острое желание, жгучий интерес к этому занятию и я тут же положил начало новому проекту с условным названием «Большие папины альбомы Lollini. Возвращение №2».При этом я притормозил другие свои филателистические изыскания (к этому времени я уже плотно занимался не только марками, но и другими предметами коллекционирования), поскольку понимал, что достать обозначенные в альбомах марки со всего мира, период издания которых охватывал 1920-1960 годы было гораздо более сложной задачей, и приступать к её выполнению следовало незамедлительно. Этому способствовали сложившиеся обстоятельства и главными факторами выступали наличие необходимого времени и финансов. Время, пожалуй, даже важнее, поскольку я прекрасно осознавал, что моего собственного времени, может быть, осталось не так уж и много…
***
Собственно, заниматься розыском и приобретением недостающих марок для заполнения альбомов Lollini я начал ещё в 2015 году. Правда всё это было бессистемно, да и взялся я тогда за дело без должной подготовки. Я наивно полагал, что многие из недостающих экземпляров, я легко смогу найти и по вполне доступным ценам приобрести на Вернисаже. Мне казалось, что стоит всего лишь внимательно изучить коллекции и подборки, которые предлагали тамошние коллекционеры. Ещё одно моё заблуждение: я думал, что смогу отыскать нужные мне марки у этих самых коллекционеров по памяти и не допускал мысли, что всё может оказаться значительно сложнее, чем казалось на первый взгляд.
Тем не менее, я сфотографировал все листы в альбомах, на которых не доставало нужных экземпляров, и поместил их в специальную папку на компьютере, чтобы каждый раз не искать в альбомах. Как я уже отмечал, информация о марках на альбомных листах часто давала лишь самое общее представление о том, какая конкретно марка, какого номинала и цветовых оттенков, с перфорацией или без таковой должна находиться на этом месте. Тем не менее, это обстоятельство лишь усиливало мой интерес и желание заниматься поиском.
В тот период мне удалось приобрести серию производства Республики Бурунди 1965 года выпуска, однако заглянув в альбом, я обнаружил, что к этой серии требуется ещё одна, такая же, но без зубцов (без перфорации). А ещё к этим же сериям требуются два блока. Потом мне случайно удалось там найти болгарскую марку, её недоставало в серии, уже имевшейся в альбоме. Это был без сомнения успех, но в итоге, настолько мелкий и незначительный, что я даже не стал просить жену, чтобы она достала надёжно упрятанный альбом, чтобы разместить там своё «важное» приобретение.
Потом мне попалась серия, посвящённая запуску космического корабля Mariner (США), выпущенная в Королевстве Йемен в 1964 году, но не совсем та, что требовалась и одна марка времён гитлеровской оккупации Польши 1940-го года, с изображением университетского дворика и памятником Копернику. И она оказалась не совсем той, что была отмечена в альбоме… На этом первая попытка в моих поисков и закончилась.
Но вот наступил май 2021 года, и настала пора заняться альбомами вплотную, на самой серьёзной основе. К этому времени я уже приобрёл некоторый, хотя и небольшой опыт поиска нужных марок в интернете и убедился в том, что на поиски нужных экземпляров на Вернисаже не стоит тратить время и силы.
Я ещё раз очень внимательно изучил, переснял на камеру все листы в альбомах, и, собственно приступил к делу. Достаточно трудоёмкий процесс – поиск в интернете реальных марок по описанию из альбома. Для этого мне приходилась разыскивать каждое изображение в различных российских и зарубежных электронных каталогах и загонять в поисковик Яндекса в раздел «картинки по запросу». Поиск тут же выдавал мне сразу несколько сайтов, где можно было приобрести нужную марку. Мне удалось за небольшое время найти очень много необходимых экземпляров. Это ещё не был поиск в целях заказа и приобретения. Это был общий сбор всех лотов, для ориентировки и правильного выбора. Я создал три папки-хранилища в компьютере, в которых разместил изображения нужных марок к каждому альбому и подробную информацию о них: страна, год издания, цвет, номинал. И главное, в честь какого события или исторической личности в мире науки издана та или иная марка. Если непосредственно по космосу было всё более или менее понятно, то с учёными, обсерваториями и всякими «сопутствующими», вроде каких-нибудь астрономических или метеорологических форумов нужно было разбираться. Но всё это к.г., было делом вторым. А первым и главным – соответствие марки её месту в альбоме-каталоге.
Находясь в поиске, практически каждый вечер, я довольно быстро сформировал объём необходимых марок – «экспонатов», сувенирных филателистических листов и блоков за некоторым, очень малым исключением. Когда я занимался этой работой, то испытывал ни с чем несравнимое чувство поисковика, открывателя, пионера, добытчика, который в тоннах породы отыскивает крупицы драгоценного металла или горсточки драгоценных камней.
Наконец исходная база была сформирована, и я решил пару дней отдохнуть, собраться с мыслями, прежде чем приступить ко второму этапу выполнения своего плана. Теперь мне всё представлялось гораздо проще, чем первоначально и гораздо интереснее, чем я предполагал ранее.
Конечно, двух дней отдыха я вытерпеть не смог, и уже на следующий вечер приступил к подаче в интернете запросов и заявок на необходимые марки. Как я и предполагал, сразу несколько сайтов предлагали свои услуги и товары, откликались интернет-магазины и частные коллекционеры. Я, не особенно обращая внимания на цены, заказывал то, что мне было нужно. Как выяснялось потом, во многих случаях я значительно переплачивал, поскольку позже мне нередко попадались уже заказные мной экспонаты, но по гораздо более низким ценам. Иногда случалось, что я покупал, казалось нужную мне серию, а потом оказывалось, что в альбоме такая уже имеется, и нужна такая же, но без перфорации или с другим цветовым оттенком. А это были уже совсем другие цены.
Например почтовый блок Венгрии 1961 года, в котором помещены четыре марки с зубцами стоил в два с половиной раза дешевле, чем такой же, но без внутренней перфорации. И нужен был именно он, поскольку «зубцовый» уже имелся в коллекции – папа видимо приобрёл его в том же 1961 году. Случалось, я покупал неполные серии в расчете на то, что потом смогу найти и остальные марки, но как назло они не обнаруживались, а попадались только полные серии, и опять же совсем по другим ценам. Так произошло с серией, выпущенной в Албании в 1962 году и посвящённой первым искусственным спутниками и полётам животных в Космос. Словом, много всяких неожиданностей подстерегало меня на нелёгком филателистическом пути, но я, увлёкшись в полной мере, уже ни перед чем не останавливался, а всё заказывал и заказывал. А с какого-то момента стал получать свои заказы. Наш почтальон Татьяна добросовестно приносила заказные письма и отправления первого класса (пересылку тоже оплачивал я) домой, так что на почту мне пришлось сходить лишь один раз, когда она на несколько дней ушла в отпуск.
С волнением и радостным ожиданием я вскрывал каждый конверт, и каждый раз у меня возникало чувство, что я обнаруживал там то, что очень-очень долго искал и, наконец, нашёл. Я ощущал невероятный подъём и восторг оттого, что получаю марки, по сути, со всего мира, которые незнакомые добрые и честные люди отправляют мне со всей России. В этом понимании Россия и стала для меня главной страной в филателистическом мире.
Из Кирова я получил блоки Бурунди 1965 года, те самые, о которых уже упоминал ранее, из Омска пришла редкая марка из Дании 1948 года, из Ростова-на-Дону – марка, выпущенная в Западном Берлине в 1960 году, посвящённая Максу Планку и две марки 1960 года, изданные в Венесуэле в честь Александра Гумбольдта - немецкого учёного физика, климатолога, метеоролога, географа, ботаника, зоолога и путешественника. Коллекционер из Пушкино Московской области прислал одну очень редкую и очень нужную марку, посвящённую Иоганну Кеплеру, выпущенную в Австрии в 1949 году и входящую в серию «Великие люди».
Большим успехом считаю находку и приобретение французской марки, посвящённой математику, механику, физику и астроному маркизу Пьеру-Симону де Лапласу, 1955 года. Дело в том, что она входит в серию «Деятели Французской республики» и вся серия стоит у нас очень дорого. Но у одного коллекционера нашлась одна, именно эта, нужная мне марка и я, несмотря на то, что стоила недёшево, тут же сделал заказ. Благодаря сразу нескольким коллекционерам из Москвы альбомы пополнились необходимыми марками из Парагвая, Бельгии, Франции, Тайваня, Венгрии, Ганы, Афганистана, Нидерландов.
Все эти марки обошлись мне не очень дорого, но их ценность для меня сразу возрастала в значительной мере, оказавшись на своём месте в альбоме Lollini. Для того, чтобы растянуть удовольствие, я их сразу в альбомы не помещал. Сначала марки «отлёживались», «обживались» в маленьких (ещё папиных) «походных» кляссерах.
Тем временем марки, сувенирные листы, сцепки, квартблоки и блоки продолжали приходить, среди них были и такие, которые при других обстоятельствах я даже и не понадеялся бы найти. Из Новороссийска пришли четыре больших сувенирных листа Республики Того 1961 года, посвящённые первым советским космонавтам и американским астронавтам: Юрию Гагарину, Герману Титову, Алану Шепарду и Вирджилу Гриссому. Два из четырёх (синих и зелёных оттенков) уже имелись в коллекции, но двух (красной и фиолетовой расцветки) как раз не хватало.
Из Омска, Владивостока и Санкт-Петербурга, Ломоносова (Ленинградской области), Щёлокова, Новосибирска пришли: Гватемала 1926 года, редкие японские марки 1956-1958 годов, итальянский выпуск 1933 года (посвящение Галилею), Швейцария (Леонард Эйлер, 1957 года) и Германия (Эммануил Кант, 1933 года), а также марки и блоки Дубая, Колумбии и того самого японского архипелага Рюкю. Это был просто филателистический парад в честь памяти папы. И я знал, что папа при этом незримо присутствует, всё видит и радуется за меня… за нас всех, за маму, за нашу семью.
Несмотря на довольно значительные первоначальные успехи в моём предприятии, ещё очень многие экспонаты ждали времени, когда я их закажу и выкуплю. Все они, в общем, были разысканы, но их цена в тот момент была достаточно высокой и не позволяла приобрести их сразу.
Интересна история долгого поиска и приобретения одной скромной марки производителем которой обозначен индийский город Джайпур (штат Раджастхан).
Речь идёт о марке из серии с названием «25-я годовщина правления Махараджи Ман Сингха II»(1947 -1948 гг. ), по другим источникам - «Серебряный юбилей махараджи Саваи Ман Сингха II» (1948 г.) с изображением обсерватории Джайпура. Серию я разыскал довольно быстро и цена её была для меня в тот момент «неподъёмной» (сейчас она ещё дороже). И я продолжал искать одну лишь, нужную мне марку. Я перекопал все филателистические сайты у нас и многие зарубежные, обшарил все интернет-магазины, в которых уже приобретал нужные мне марки. Всё было бесполезно. Честно говоря, я уже думал, что нужную марку мне найти отдельно не суждено и готовился выложить кругленькую сумму за всю серию. И тут, в один из вечеров мне попался какой-то сайт с марками, коллекционными банкнотами и некоторыми другими предметами коллекционирования Джайпура. Особенность состояла в том, что примерно треть предлагаемых лотов была с браком, аккуратной дырой в том или ином месте. И, (о, чудо!), среди этих лотов обнаружилась и моя марка, на поиски которой я потратил столько сил и времени. Разумеется, она была среди бракованных товаров и стоила до смешного дёшево. Кроме того, она была приклеена на кусочек плотной бумаги, видимо ранее размещалась на конверте. И всё же, моей радости не было предела. Я нашёл то, что искал! 21 июля 2021 года марка была торжественно размещена на своё место в альбоме, рядом с обсерваториями на марках Эстонии, Дании, Гватемалы, Колумбии. Конец истории? А вот и нет. Прошёл год и в один из «поисковых» дней, я случайно нашёл эту марку среди других, необходимых мне лотов у одного коллекционера, но теперь уже в отличном качестве и по совершенно «несерьёзной» цене. Это была, образно говоря» та самая «крупица драгоценного металла», для добычи которого я перелопатил тонны породы. Теперь эта марка на своём месте, а первоначальную, бракованную я тоже сохранил. Сохранил как память, поскольку для меня она имеет особое значение, как символ определённого этапа восстановления Больших папиных альбомов Lollini.
После получения ещё нескольких больших заказов и я решил, что нужно сделать перерыв. Мне было совершенно необходимо, чтобы всё это улеглось в сознании, нужно было несколько раз пересмотреть все листы в альбомах, чтобы в полной мере осознать и осмыслить итоги проделанной работы. Ещё раз убедиться в том, что вновь приобретённые марки «чувствуют себя хорошо» в новых условиях, а уж затем двинуться дальше.
Во всех трёх альбомах ещё имелись незаполненные места и моя задача состояла в том, чтобы довести дело до завершения.
***
Я полагал, что на это уйдёт не меньше года, но к моему немалому удивлению к концу 2021 года, работа по заполнению больших папиных альбомов 1976 года подходила к своему завершению. Мне удалось найти все марки, значившиеся на страницах всех трёх альбомов Lollini. Даже самые редкие и самые дорогие по нынешним ценам, мне удалось разыскать, приобрести и разместить в альбомы. Я накапливал определённое количество марок и устраивал торжественную их укладку в альбомы, сопровождая фотографированием и внесением всех необходимых данных в компьютер.
25 января 2022 года с получением из Новороссийска и Костромы двух серий и трёх блоков производства Парагвая, посвящённых полёту Алана Шепарда 1961 года, я завершил сбор марок для альбомов 1976 года. Я сделал несколько снимков и открыл бутылку шампанского по этому случаю. Пригласил жену, дочь и мы торжественно отметили это, безусловно, большое событие в истории коллекционирования нашей семьи уже в трёх поколениях.
Дочь в силу своей молодости, так же как я и когда-то, пока что не может в полной мере оценить значимость этого события, но я уверен, что придёт время, когда она заинтересуется и приобретёт «вкус» к космической филателии. Жене я выражаю большую благодарность за поддержку и понимание в этом увлечении, кто знает, как всё сложилось бы, если бы не она. И… мне в общем-то удалось выполнить главную задачу, свой долг перед памятью папы, который однажды приоткрыл для меня дверцу в необъятный и прекрасный мир Большого и Загадочного Космоса. Пусть, хоть и на почтовых марках. В то время у меня в работе было ещё несколько идей и проектов - «весь космос», выпущенный в России, начиная с 2000 года, «космические» конверты первого дня и картмаксимумы...
И всё же я задумался. А как же Lollini? Вот так, марки собрал, альбомы заполнил и на этом всё? А ведь я так привязался к этому процессу! Дни и ночи, проведённые у компьютера в поисках марок разных стран в России и за рубежом, выбор, приобретение, оплата и ожидание… А потом получение заветных заказных писем… Это стало для меня не просто удовольствием, интересным и увлекательным занятием. Таким образом обозначилась одна из форм моего нынешнего существования, когда мне уже за шестьдесят. Это, образно говоря, одна из тихих солнечных бухт с пальмами на берегу и маленькими киосками с мороженым и экзотическими напитками… И вдруг, в какой-то момент всё это закончится? Мне становилось грустно только от одной этой мысли.
Кроме того, коллекционирование марок по космической тематике в значительной мере повысило мой интерес ко всему, что связано с космическими исследованиями, как на заре космической эры, так и в современном мире. Я прочитал много новых книг, подписался в интернете на все возможные сайты по этой теме. Собрал массу очень интересной информации и фотографий. Сам написал несколько статей, которые сначала опубликовали в периодике, а затем, на их основе была издана очередная книга по «космической» теме («Визит американцев на Луну: миф или реальность?», - М. 2021).
Я подумал, что мне будет очень не хватать Lollini. Очень. Конечно, продолжать коллекцию я могу, собирая марки по космической тематике, главным образом, связанные с моим самым большим интересом - по «лунным» программам (этих марок по всему миру издано неисчислимое множество) и в простые альбомы. Это тоже очень интересно… Но…
В один из вечеров я набрал в поисковике «Яндекса»: «Lollini. Альбомы, каталоги, марки». На экране появилось множество ссылок, две из которых прямо указывали, что это сайт французской филателистической фирмы. Не скрою, с волнением и предвкушением чего-то необычайного я зашёл на этот сайт и обнаружил там… альбомы, каталоги и марки!
Да, это были они. Конечно, в образе и восприятии двадцать первого века. Современные, красочно оформленные листы альбомов, цветные изображения марок на листах, иллюстрации и пояснительные записки… всё это было! На главной странице я нашёл практически все направления, которые имеются в альбомах папы 1976 года: «Космические полёты и ракетная техника», «Астрономы», «Полярные экспедиции», «Звезды и обсерватории», «Ядерные исследования», «Предшественники космических полетов», «Метеорология». А полистав страницы, обнаружил на них очень много марок, которые мне удалось достать в новом времени.
Но это было ещё не всё. К знакомству предлагались варианты альбомов и отдельных листов для заказа, начиная с подборки, посвящённой первому искусственному спутнику Земли, запущенному в СССР в 1957 году и заканчивая марками, изданными в Австрии и посвящёнными российскому космическому проекту «Вызов» 2021 года с изображением Юлии Пересильд. Так же там имелись три совершенно новых конверта первого дня гашения, посвящённых проекту. Разумеется, там было всё по советским, американским, европейским и китайским космическим исследованиям. «Побродив» по разделам и отдельным страницам, я обнаружил, что многие марки уже имеются в альбомах 1976 года, и ещё во много раз больше тех, которые в этих альбомах не обозначены.
Я был очень взволнован, сразу возникло множество идей и даже планов по возможности их реализации… Я стал более подробно и внимательно изучать содержание каждой подборки тематических листов, особое внимание уделяя, конечно, «Аполлонам». Отметил для себя в первую очередь, тему «Аполлон-15» (очень знаковую для нас в связи с утратой двух конвертов миссии ещё в середине 80-х). Затем «Аполлон-8», поскольку совсем недавно прочитал книгу Джеффри Клугера о первом путешествии землян к Луне. Потом подумалось об «Аполлон-13» - художественный фильм с этим названием я часто пересматриваю, к тому же мне удалось достать несколько конвертов первого дня гашения, посвящённых самой успешной «космической неудаче» в мировой космонавтике, а также, марок, выпущенных в 1970 году. Потом я остановился на подборке, посвящённой «Аполлону-17». Книгу командира экспедиции Юджина Сернана я прочитал, когда готовил некоторые свои материалы, посвящённые освоению Луны, к публикации.
Итак, я перед собой снова обозначил дальнейшие перспективы. Я не знал пока, насколько это новое направление согласуется с моими нынешними возможностями, насколько хватит сил, интереса и желания… Но ещё я подумал о том, сколько времени я потратил на пустяки в этой жизни, в конце концов принял решение и, собственно, приступил к его выполнению
В одну из ночей декабря я написал на фирму Lollini письмо (контакты были представлены на сайте), суть которого сводилось к тому, что в далёком теперь уже 1976 году, мой папа приобрёл альбомы, которые сыграли определённую роль в жизни нашей семьи. Сбор марок в эти альбомы оканчивал уже я, и теперь, в 20-х годах XXIвека мне хотелось бы продолжить его дело, поэтому я хотел бы приобрести альбом (объёмом в 90 листов), посвящённый миссии «Аполлон-15». К своему обращению я приложил скан письма господина Бернарда Лоллини моему папе, датированного 19 мая 1976 года.
К моей большой радости, я очень скоро получил ответ. Госпожа Энни Лоллини — жена господина Александра Лоллини (сына господина Бернарда Лоллини) сообщала, что они очень тронуты моим сообщением и готовы представить всю интересующую меня продукцию их производства. Ещё Энни написала о том, что сейчас фирме эта деятельность не очень выгодна с финансовой точки зрения, но компания в третьем поколении (с 1939 года) продолжает дело, потому что космические достижения имеют значение для всего мира, а космическая филателия охватывает многие страны с различными основами культуры, общественного мировоззрения и менталитета, и в этой связи служит объединению и в конечном итоге делу мира во всём мире...
В следующем письме сообщалась подробная информация о ценах на альбомные листы, обложку и бокс для хранения альбома. К моему большому удовлетворению, эти цены в полной мере соответствовали моим возможностям. Параллельно я имел возможность ознакомиться с наборами марок, блоков, люкс-блоков и сувенирных листов размещённых на листах на сайте фирмы в интернете. Оказалось, что некоторые из них уже имеются в нашей коллекции, но, как и предполагалось, ещё большее количество предстояло разыскать и приобрести.
Относительно приобретения альбома я принял решение немедленно, оставалось лишь согласовать способ оплаты и доставки. Конечно, в двадцать первом году двадцать первого века всё оказалось гораздо проще, чем сорок пять лет назад, во времена «холодной войны» и «железного занавеса». Современный Интернет, сразу несколько очень удобных систем международных платежей для простых граждан, возможность легко отследить и перевод и пересылку заказа – всё это существенно упрощало задачу.
В начале января я оплатил заказ по системе «Золотая корона», а 2 февраля курьер доставил мне посылку из Франции, в которой находился заветный альбом фирмы Lollini, посвящённый «лунной миссии» NASA1971 года «Аполлон-15». Это было больше, чем счастье. Я держал в руках вещь, которая заключала в себе в компактном, сжатом виде целую эпоху в истории мировых космических достижений, отмеченную на марках более чем двух десятков стран. Воспоминания о далёком и недалёком филателистическом прошлом нашей семьи вихрем проносились в памяти, оживляя даже самые незначительные, на первый взгляд детали и события. Но главное, я снова был в деле. Очень яркие ощущения почти спортивного азарта вновь овладели мною, и я незамедлительно начал поиск необходимых экспонатов для альбома по филателистическим сайтам.
Я написал письмо, в котором от всей души поблагодарил господина и госпожу Lollini за то, что они любезно и лично занимались моей просьбой. Ведь для меня это не просто обычная операция, «заказал-оплатил-получил»… Это определённая веха в моей жизни, в жизни нашей семьи. Именно альбомы Lollini послужили основой системы коллекционирования, подбора именно тех экземпляров, которые значились в альбомах в соответствии с каталогами.
На следующий день я съездил в большой филателистический магазин «Коллекционер» на Проспекте Мира и купил упаковку фирменных немецких клеммташе фирмы Lindner для оборудования альбома. С особой осторожностью и аккуратностью, я вклеил клеммташе на нужные места в альбоме, в первую очередь на тех листах, марки к которым уже имелись в нашей коллекции.
6 февраля 2022 года состоялось торжественное открытие Нового Этапа в моём большом увлечении космической филателией. На свои места в альбоме были размещены марки, посвящённые миссии «Аполлон-15» и выпущенные в 1971-1972 годах в эмиратах Аджман, Умм-эль-Кайвайн, столице королевства Бахрейн Манаме, Монголии, Венгрии, Польше, США, Румынии, Бурунди, Экваториальной Гвинее и даже, на шотландском острове Стаффа (позже я узнал, что марки, выпущенные в 1970-х годах на острове Стаффа, всемирным почтовым союзом не были признаны и как знаки почтовой оплаты не использовались). А в течение следующих дней, я не откладывая дело в «долгий ящик», сделал заказы марок по этой теме в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Коломне, Кирове, Новороссийске, Павлово, Минске, Барнауле, Ростовской области…
По моему наблюдению, предложений было вполне достаточно, так что на ближайшее время, очень интересное занятие мне было обеспечено.
***
Сейчас альбомы фирмы Lollini по темам «Алексей Леонов», «Аполлон-15», «Аполлон-8», «Сергей Павлович Королёв», «Аполлон-13», «Валентина Терешкова», «Аполлон-17» и некоторым другим что называется в работе. Хотя самих листов и альбомов у меня ещё нет, я собираю марки по информации размещённой на сайте компании, а также в соответствии с ежемесячными обзорами LOLLINI, которые аккуратно получаю по почте. Я снова в поиске, снова в ожидании получения заказов. Наш почтальон Татьяна, с которой мы подружились с самого начала реализации моего проекта «Большие папины альбомы Lollini», приносит заказные письма и бандероли мне домой, за что я ей очень благодарен. Я очень признателен российской государственной компании «Почта России», благодаря прекрасной работе которой мне, главным образом и удаётся осуществить свои проекты.
Мне очень хотелось бы, пока позволяют силы, собрать по темам и классифицировать максимально возможное количество коллекционных экспонатов, имеющих отношение к космической филателии и посвящённых великим событиям в советской, российской, американской, европейской космических отраслях, а также в области космических исследований в Китае, Индии, Японии и других странах в ХХ-м и первой четверти ХХIвека.
Надеюсь, что впереди, уже в недалёком будущем – более основательное освоение Луны и покорение Марса, чему, безусловно, будут посвящены выпуски прекрасных, загадочных и очень исторически ценных почтовых марок на всех континентах планеты Земля.
Евгений СКОБЛОВ
При подготовке статьи с любезного разрешения господина Александра Лоллини использованы визуальные материалы компании Lollini (Франция), www.espacelollini.com
а также представлены филателистические материалы из коллекций М. Скоблова и Е. Скоблова