Найти тему
Евгений Трифонов

Эрдоган хочет Газу и её газ

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о стремлении послать турецкие войска в зону конфликта Израиля с ХАМАСом. Он предложил созвать международную палестино-израильскую мирную конференцию, в которой примут участие все заинтересованные стороны. Турция рассчитывает, что конференция признает её гарантом для Палестины. Идея эта не нова: примерно то же самое Эрдоган предлагал сразу после начала войны Израиля с ХАМАСом.

За прошедшие почти четыре месяца не изменилось самое главное: послевоенная судьба сектора Газа до сих пор не определена, как и будущее Палестины. Ведущие страны мира настаивают на предоставлении Палестине независимости, но все видят её по-разному: одни считают, что проблема будущих границ нового государства, статус Иерусалима и судьба израильских поселений на Западном берегу Иордана – предмет обсуждений, другие же настаивают на возвращении Израиля к границам 1967 г. К последним относится и Турция. Которая устами Эрдогана говорит о готовности взять ответственность не за сектор Газа, а за всю Палестину.

Идея, что и говорить, грандиозная. Турция хочет без единого выстрела получить контроль над землёй, за которую уже 76 лет воюют арабы и евреи; на которой стоит священный город трёх религий – Иерусалим. Если это у неё получится, Турция станет державой мирового уровня, и сможет диктовать свою волю всему Ближнему Востоку. Сбудется мечта Эрдогана о Турции как реинкарнации Османской империи в модернизированном виде. Этой цели подчинена вся внешняя политика Турции - помощь Азербайджану в отвоевании Карабаха, занятие турецкими войсками территорий в северной Сирии, военные операции в Иракском Курдистане (Эрдоган говорит о тюркских землях, включённых в состав Сирии и Ирака).

Помимо успеха в Карабахе, «неоосманистская» политика Анкары покамест не очень успешна. Бесконечная война с курдами продолжается, анклавы с высокой долей туркменского (считающегося в Турции турецким) населения в Сирии и Ираке (Алеппо и Киркук) Турцией не контролируются. В таких условиях установление фактического протектората Турции над Палестиной станет настоящим прорывом.

Правда, добиться этого Анкаре будет очень трудно, если вообще невозможно. Во-первых, если Израиль и согласится на появление «протектора» для Палестины, то только дружественного по отношению к нему. А Турция, президент которой сравнил правительство Израиля с нацистами, для этой роли не подходит. Во-вторых, появление Турции в новой роли не обрадует ни арабские страны, ни Иран – они без восторга вспоминают времена турецкого владычества в регионе, считают Палестину арабской землёй, а турок - чужим народом. Для Ирана появление турецких солдат в секторе Газа и тем более в Иерусалиме будет настоящим крушением всей геополитической стратегии – исчезнет идея освобождения Палестины иранцами. Нечего и говорить, что ни Россия, ни США, ни Европа не будут в восторге от вытеснения их с Ближнего Востока – ведь после прихода турецких войск в Палестину делать им там будет нечего.

Очевидно, что, замахиваясь на всю Палестину, Эрдоган рассчитывает в первую очередь получить мандат – ООН, Лиги арабских государств или специальной конференции – на сектор Газа. Теоретически это возможно: арабские страны не готовы брать на себя ответственность за разрушенный сектор, население которого привержено крайнему исламскому радикализму. Давать деньги на восстановление – готовы, но брать ответственность – нет. Израилю устанавливать режим долговременной оккупации над Газой не позволят ООН и его собственные союзники – США и Великобритания. Получается, что других претендентов, помимо Турции, нет. Поэтому нельзя исключить, что международное сообщество, хотя и без всякого удовольствия, согласится с приходом Турок в Газу.

Как первый этап операции Анкару это бы устроило. А может быть, Газы окажется достаточно. Во-первых, маленький кусочек Палестины в стратегически важном районе, между Египтом и Израилем – отличный плацдарм и «мост» между Турцией и арабскими странами. Туда после войны пойдут арабские деньги, западные и восточные инвестиции – и Турция будет ими «рулить».

Но есть и ещё одно. Бедная энергоресурсами Турция бьётся за доступ к шельфовым нефтегазовым месторождениям: с разной степенью успешности враждует с Грецией и Кипром, пытается договориться с Египтом и расколотой Ливией. Турция торопится принять участие в разделе жирного углеводородного «пирога», который представляет собой шельф восточной части Средиземного моря. Израиль уже качает газ, Ливан тоже готовится стать экспортёром дорогого сырья, а Турция пока не очень преуспела.

На шельфе Газы есть газовое месторождение Gaza Marine. Его разведанные запасы не очень велики, но прогнозные гораздо больше. В последние годы некоторые СМИ, правда, не ссылаясь на источники, писали, что сектор Газа может получать от экспорта углеводородов чуть ли не $60 млрд. в год, и стать «новым Кувейтом». Даже если эта цифра преувеличена в несколько раз, игра стоит свеч. Тем более, что акватория сектора граничит с зоной египетского контроля, а Турция и Египет договариваются о сотрудничестве в использовании шельфовых месторождений.

-2

Если Турция получит право контролировать сектор, у неё появится легальное основание для эксплуатации его ресурсов: ведь ей придётся финансировать сектор, а это большие средства. А уж какая часть выручки достанется местным арабам, вряд ли кто-нибудь спросит.

18 июня 2023 г. Израиль, Египет и Палестинская автономия договорились о разработке Gaza Marine «с акцентом на развитие палестинской экономики и обеспечение региональной безопасности». Теперь в проекте хочет поучаствовать Турция, что вполне соответствует её как внешнеполитической, так и экономической стратегии.

Правда, для того, чтобы этот план реализовался, Анкаре придётся значительно скорректировать свою политику. Потому, что в секторе Газа всё-таки находятся израильские войска, и израильтян нужно будет убеждать в благих намерениях Турции. А заодно и демонстрировать лояльность арабским странам, Евросоюзу и США, потому, что без их благословения ничего не получится.