Человеческий мозг удивителен. Ученые проникают в тайны механизмов кодирования памяти и производства речи, узнают, где зарождаются творческие импульсы, и управляют ими. Открывают индивидуальную изменчивость мозга, делающую каждого человека уникальным; пластичность — поразительную способность мозга самоисцеляться и перестраиваться в ответ на травмы и повреждения. Показывают, как мозг за доли секунды с легкостью справляется с невероятно сложной системой передачи информации (чтение), считывая значки на экране монитора и понимая их смысл.
Но самое невероятное: большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, как мозг работает.
Автор: Людмила Озерова — эксперт кафедры «Генеративная психотерапия» Академии социальных технологий, медицинский психолог, аккредитованный супервизор.
Невежество нередко приводит к неприятным последствиям. Мы одновременно разговариваем по мобильному и при этом ведем автомобиль, не подозревая, что можем попасть в аварию, потому что мозг не способен выполнять несколько задач одновременно. Мы напряженно работаем в офисах, постоянно испытывая стресс, работаем во внеурочное время, не учитывая, что в таких условиях продуктивность работы мозга снижается. Зубрим конспекты перед экзаменами, в то время как могли бы осваивать новую информацию постепенно и повторять через определенные промежутки времени.
Несмотря на уникальное устройство человеческого мозга, в его работе существуют ограничения, о которых стоит знать и помнить. Эти ограничения связаны с быстрым истощением энергетических ресурсов при необходимости осознанного мышления, с удержанием в сознании лишь ограниченного количества элементов информации, с сознательными действиями лишь с одним объектом информации, с неспособностью быть внимательным, при воздействии отвлекающих факторов, с необходимостью правильного уровня возбуждения префронтальной коры мозга для эффективности любой деятельности.
Ограничение энергетических ресурсов
Человек не способен в любое время дня решать сложные задачи. В течение суток способность мозга генерировать новые идеи, усваивать информацию, припоминать события минувших дней и отвечать на требования окружения меняется. И эти изменения зависят от того, как работает префронтальная кора головного мозга.
Запасы энергии для работы префронтальной коры ограничены и уменьшаются по мере использования. Если префронтальная кора выполняет энергозатратные задачи, то запас энергии может истощиться уже через час.
Существуют несколько приемов, позволяющих усилить способности мозга:
- использование визуальных образов;
- вывод информации вовне;
- планирование на свежую голову;
- использование методики планирования рабочего времени по характеру мозговой активности;
- ментальная дисциплина.
Ограничение на количество удерживаемых в сознании элементов информации
Число объектов, которые мозг может удерживать в сознании одновременно, — не больше четырех. Но даже в этом случае число объектов зависит от их сложности: четыре числа — без проблем, четыре длинных слова — уже сложновато, четыре предложения, если они вам незнакомы — очень сложно. Количество информационных блоков, которые человек способен запомнить точно и без потерь, равно одному.
Несмотря на то, что человек способен помнить в каждый конкретный момент времени больше, чем об одной вещи, при серьезной нагрузке память о каждой из этих вещей понемногу деградирует. Идеально, если в сознании фигурирует лишь одна новая идея, в которой человек пытается разобраться. Если вам нужно принять решение, то эффективнее всего, если возможных вариантов будет всего два.
Чтобы повысить когнитивные возможности мозга, можно научиться выводить информацию в зону внимания и убирать ее оттуда за счет упрощения и группировки.
Ограничение на количество сознательных действий с элементом информации
Человек способен удерживать в сознании одновременно несколько блоков информации, но он не в состоянии совершать с ними одновременно больше одного сознательного действия; в принципе это возможно, но качество обработки информации обязательно пострадает. Сознательный процесс происходит последовательно.
Всякий раз, когда вы работаете в многозадачном режиме, на ваше внимание претендует не один, а несколько процессов. При этом аккуратность и точность вашей работы снижается.
Существует три возможных решения этой проблемы:
- автоматизировать как можно больше задач из тех, что вам приходится выполнять;
- эффективно организовать информацию, с которой вы работаете в данный момент;
- разделить внимание.
Ограничение внимания
Вокруг нас много отвлекающих факторов. Существуют внешние и внутренние отвлекающие факторы, с которыми необходимо что-то делать.
Чтобы сосредоточиться, следует:
- устранить все внешние раздражители за счет выработанных в процессе эволюции специальных нервных механизмов, которые позволяют тормозить ненужные вещи, не допуская их до сознания;
- уменьшить вероятность внутренних раздражителей (очистить сознание) перед тем, как браться за дело, осознанно следить за внутренними мыслительными процессами и ловить ненужные мысли прежде, чем они успеют закрепиться в мозге;
- улучшать свою систему мысленного торможения, тренируя торможение всех типов, включая физические действия: перехватывать реакцию прежде, чем она появится.
Мозг легко отвлекается, и на то, чтобы вернуться к прежним делам, уходит много энергии. Чтобы сохранять сосредоточенность, нужно не только отключать телефоны, но и научиться тормозить внутренние импульсы по мере их возникновения.
Ограничение в использовании оптимальных возможностей мозга
Для эффективного принятия решений и выполнения задач префронтальной коре мозга нужен правильный уровень возбуждения, который создается гормонами, продуцируемыми организмом в момент стресса. Префронтальная кора головного мозга очень капризна. Для максимально эффективной работы ей требуется оптимальный уровень дофамина и норэпинефрина, которые отвечают за внимание и интерес. К счастью, существуют ментальные упражнения для управления этими процессами.
Управлять уровнем возбуждения можно сознательно. Чтобы повысить уровень стресса, есть две стратегии: стимулировать выработку норадреналина в крови на реакцию страха или дофамина на реакцию удовольствия. В первом случае следует представить негативные последствия, во-втором представить поощрительные бонусы при своевременном достижении поставленной цели.
Если человек находится в состоянии довольства собой и жизнью, то уровень его стресса слишком низок. Он способен допускать оплошности, действовать автоматически, по привычке. Расслабленность мешает концентрации.
Однако чрезмерный страх, паника, напротив, вредят — сосредоточенность теряется. Уровень возбуждения при этом повышается настолько, что эффективность деятельности снижается. Слишком сильное возбуждение снижает работоспособность.
Конечно, использовать для повышения внимания позитивные ожидания или юмор, лучше, чем страх, поскольку юмор и позитивные ожидания стимулируют выработку как дофамина, так и норадреналина, а страх активизирует выработку других не полезных для организма веществ, которые со временем могут нанести ему вред.
Знание и использование законов работы мозга позволяет человеку рационально распределять свои энергетические ресурсы, избегать перенапряжения, быть максимально продуктивным в своей деятельности и сохранять здоровье на долгие годы.