Найти в Дзене

412. Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?

Оглавление

Человечество за сотни лет существования на земле изменило мир больше, чем какое-либо другое живое существо. Смена цивилизаций, научные и технические революции, величайшие творения искусства — всё это результаты человеческого труда, тяжкого физического или вдохновенного, интеллектуального. Именно людям была дана возможность оставить свой след в вечности: запечатлеть собственную историю жизни, передать опыт потомкам. Тысячелетия нашего существования на земле сохранили множество имён великих гениев. Но мне кажется, что наравне с одарённостью не менее важны душевные качества: меняли мир к лучшему, создавали что-то великое и нужное лишь те люди, в сердце которых жила любовь к человечеству, доброта, честность и желание привнести в мир что-то полезное. Доказательства справедливости этой мысли можно найти во многих произведениях русской литературы.

В рассказе А.И. Куприна "Чудесный доктор" описано влияние доброты врача Николая Ивановича Пирогова на судьбу семьи Мерцаловых. Доктор не мог пройти мимо чужого горя: он не только вылечил больного ребёнка, но и помог материально, видя голодающих, оказавшихся в трудной ситуации людей. Его бескорыстная помощь и отзывчивость запомнилась Мерцаловым навсегда: спустя много лет, когда самого Пирогова уже не было в живых, Гриша Мерцалов смог добиться высокой должности и сохранил стремление не бросать людей в трудной ситуации, приходить на помощь нуждающимся. Следовательно, поступки врача вдохновили благодарных ему людей на добрые дела — и отзывчивости, взаимопомощи в мире стало больше. Николай Пирогов прославился открытиями в области анатомии, стал основоположником военно-полевой хирургии, разработал анестезию — все эти достижения подкреплены любовью к людям, заботой о больных, неравнодушием к человеческим страданиям, желанием облегчить выздоровление. Именно эти душевные качества вспоминают люди через десятилетия, чтут по-настоящему великого врача и Человека с большой буквы.

Также в жизни каждого человека огромное значение имеют учителя. В рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского" благодарный ученик вспоминает о доброте своей учительницы, Лидии Михайловны. Она искренне переживала за судьбу мальчика, не могла оставаться равнодушной, видя, как ребёнок недоедает. Ей была понятна и гордость подростка, отказывающегося от угощений. Потому Лидия Михайловна играет с ним на деньги, и это становится причиной её увольнения. Учительница не сомневается в своей правоте: она уважает своих воспитанников и готова на всё, чтобы помочь им. Впоследствии Лидия Михайловна отправляет рассказчику посылку из родного города с макаронами и яблоками — лакомством, которое ребёнок видел только на картинках в тяжёлые послевоенные годы. Память об уроках доброты, человечности, неравнодушии, полученных благодаря Лидии Михайловне, герой хранит всю жизнь.

Итак, даже небольшие добрые дела влияют на мир вокруг, вдохновляют людей на ответную помощь, воспитывают в них неравнодушие к чужим трудностям. Жизнь на земле становится лучше, когда вокруг нас появляется всё больше людей, наделённых благородством, стремящихся помочь окружающим. Не каждый человек с большим сердцем остаётся в истории, но именно на делах множества неравнодушных и отзывчивых людей держится мир.

(433 слова)

На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, — придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела.
Лев Николаевич Толстой

Другие возможные аргументы

Также оставлю здесь список возможных примеров из литературных произведений. Значком 🟩 отмечены положительные аргументы, а 🟥 — контраргументы. Ключевые слова (качества, меняющие мир к лучшему) выделены жирным шрифтом.

Примеры-аргументы из коротких рассказов

🟩 А.С. Грин "Зелёная лампа" — Джон Ив / Стильтон

Джон Ив, будучи бедным и необразованным человеком, захотел стать врачом, рассматривая анатомический атлас. Он самостоятельно изучал азы, читая книги в библиотеке, брал уроки у студента-медика, живущего по соседству. Лишениями, кропотливой работой над собой он добился поступления на медицинский факультет, выучился и стал работать в больнице, помогать людям.

🟥 Стильтон, когда-то пошутивший над Джоном — пример человека, который не способен улучшить жизнь окружающих. Когда у него были деньги, он распоряжался ими в угоду собственным эгоистичным желаниям. Но затем Стильтон разоряется, и никому нет дела до его трудностей.

🟩 Л.Н. Андреев "Рождественский ангел" — Маня

Девочка встречает плачущую женщину в храме накануне Рождества. Узнав о её беде — голодающих детях — Маня отдаёт бедному семейству свою ёлку и подарки. Этим поступком она вернула детям веру в чудо, в человеческую доброту.

🟩 А.С. Куприн "Чудесный доктор" — Николай Иванович Пирогов

🟩 М.А. Булгаков "Полотенце с петухом" — доктор (рассказчик)

Молодой врач после окончания медицинского института едет в дальнюю губернию по распределению. Ему хватает мужества приступить к трудной работе, помочь нуждающимся и больным. Крестьянскую девушку, ноги которой перемолола мялка льна, он спасает от смерти: проводит первую в своей жизни ампутацию, одну ногу удаётся сохранить. Такая серьёзная травма могла привести к смерти, но доктор совершил чудо — и семья молодой крестьянки благодарит юного врача за спасение.

🟩 В.Г. Распутин "Учитель французского" — Лидия Михайловна

🟩 А.П. Платонов “Песчаная учительница” — Мария Никифоровна

Юная героиня по распределению отправляется работать учителем в дальнее село, граничащее с пустыней. Её жизнь превращается в борьбу с песками: но Мария Никифоровна учит и детей, и взрослых справляться со стихией пустыни, облагораживать земли, высаживать деревья.

🟩 Л.С. Соболев "Парикмахер Леонард" — Леонард

Парикмахер, мечтавший стать скрипачом, во время войны оказался в убежище, заваленном рухнувшим домом. Он мужественно успокаивал людей, укрывавшихся вместе с ним, помог им не пасть духом и дождаться помощи. Впоследствии оказалось, что Леонарду в это время придавило руки тяжелыми обломками. Он навсегда прощается с мечтой стать музыкантом. Но при этом Леонард не поддаётся отчаянию, вселяет надежду в окружающих людей.

🟩 О. Генри "Дары волхвов" — Делла и Джим

Оба героя маленькой новеллы готовы пожертвовать тем, что есть у них, чтобы порадовать близкого.

Примеры-аргументы из школьной программы

🟩 Л.Н. Толстой "Кавказский пленник" — Иван Жилин

Попадая в плен, Жилин не отчаивается, не жалеет себя: он в первую очередь думает о бедной матери. Несмотря на угрозы, он не пишет ей письмо с просьбой о выкупе, надеется только на свои силы. В плену ему удаётся сохранить жизнелюбие: он добр к девочке Дине, делает своими руками глиняную куклу для неё. Также он всеми силами помогает Костылину, оказавшемуся вместе с ним в плену, не бросает товарища в беде.

🟩 А.С. Пушкин "Капитанская дочка" — Пётр Гринёв / Маша Миронова

Девиз обоих героев: "Береги честь смолоду". И Пётр, и Маша сохраняют мужество во время бунта Пугачёва, не присягают мятежникам под страхом смерти. Также и Пётр, и Маша готовы пожертвовать собой ради любимого человека.

🟩 Н.А. Некрасов "Русские женщины" (поэма) — княгиня Трубецкая / княгиня Волконская

Жёны декабристов отправляются в Сибирь вслед за своими мужьями. Они не бросают любимого человека в беде, забывают о собственном комфорте, борются за право быть рядом с мужьями и не теряют силы духа.

🟩 Н.С. Лесков "Левша"

Тульский мастер Левша — не только талантливый кузнец, которому удаётся подковать блоху. Он также истинный патриот, думающий в первую очередь о своей стране. Несмотря на то, что в Англии его талант высоко оценили, предлагали обучение и достойное содержание, Левша отправляется домой, чтобы передать генералам военный секрет.

🟩 Л.Н. Толстой "Война и мир" — Пьер Безухов / Наташа Ростова / Кутузов

И Пьер, и Наташа наделены добротой к окружающим, желанием улучшить жизни других людей. Пьер, получивший образование в Европе, не понимает общественных порядков, когда возвращается на родину. Но с возрастом он не предаёт юношеские идеалы, а находит способы повлиять на изменение жизни вокруг себя к лучшему.

Кутузов — талантливый полководец, в первую очередь думающий о сохранении жизней в своей армии.

🟩 А.И. Куприн "Куст сирени"

Вера Алмазова помогает мужу сдать решающий экзамен. Благодаря её самоотверженности и поддержке офицеру Алмазову удаётся не отчаяться, пройти испытания, решить проблему — испорченный чертёж местности.

🟩 Н.А. Островский "Гроза" — Кулигин

Кулигин является человеком, опередившим своё время. Люди вокруг него верят в предрассудки, не стремятся к развитию и живут "по Домострою". Однако механик-самоучка старается просветить окружающих, хочет улучшить мир, создав вечный двигатель.

🟩 М. Горький "Старуха Изергиль" — Данко

Данко убедил своих соплеменников, охваченных отчаянием, выбраться из зловонных болот и дремучего леса. Он готов переносить упрёки и жалобы уставших людей, сохранять веру в собственную правоту, в одиночку он прокладывает путь к спасению. Данко жертвует своим горящим сердцем, чтобы осветить людям дорогу к лучшему миру.

🟩 А.П. Платонов "Юшка"

Герой всегда отвечал добром на зло и насмешки. Все свои сбережения он каждое лето относил девочке-сиротке, заботился о ней, несмотря на собственную слабость, старость и болезни.

🟩 А.С. Грин "Алые паруса" — Ассоль и Грэй

Ассоль сохранила веру в детскую мечту, а Грэй сделал чудо своими руками — построил корабль с алыми парусами.

🟩 А.Т. Твардовский "Василий Тёркин"

Вася Тёркин — простой русский солдат, который шутками и добрым словом поддерживает окружающих. Он смел, готов пожертвовать собой, при этом мужественно воюет не ради наград.

🟥 А.С. Пушкин "Евгений Онегин" — Евгений Онегин / Владимир Ленский

Евгений Онегин — молодой дворянин, который мог бы принести обществу огромную пользу. Но разочарованность светской жизнью, сплин, отсутствие веры в идеалы превращают его в "лишнего" человека, прожигающего собственную молодость и упускающего счастье.

Ленский, хотя и получил в Германии образование, является оторванным от реальности мечтателем. Его знания и таланты едва ли способны повлиять на мир вокруг. После гибели молодого поэта автор размышляет над тем, какое будущее могло его ожидать: он стал бы обыкновенным помещиком, забыл о поэзии, светлых мечтах.

🟥 А.С. Грибоедов "Горе от ума" — Александр Чацкий

Ещё один герой, получивший образование в Европе, не способен прижиться в русском обществе и улучшить его. Критика Чацкого никак не влияет на окружающих: пусть его речи справедливы, важен также и подход к преобразованиям. Бичеванием людских пороков сложившихся в фамусовском обществе проблем не решить.

🟥 М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" — Григорий Печорин

Как и Онегин, Печорин является "лишним" человеком: обществу не нужны его таланты, тонкий ум, образованность, понимание психологии людей. Все свои душевные силы герой направляет на разрушение: губит и других, и себя.

🟥 И.С. Тургенев "Отцы и дети" — Евгений Базаров / Аркадий Кирсанов

Нигилист Базаров также лишён будущего. Он является талантливым химиком, мог бы стать учёным, врачом, политиком. Но его недостаток — отсутствие любви к людям, нежелание понимать их и прислушиваться к собственным чувствам — делает бесполезными все его познания. Разрушая существующее общество со всеми его недостатками, Базаров не способен создать что-то хорошее.

🟩 Аркадий Кирсанов со временем осознаёт заблуждения своего старшего товарища-нигилиста. Он понимает, что действительно важной задачей является не разрушение общественного уклада, а посильная помощь окружающим, человечность, саморазвитие.

🟥 Н.В. Гоголь "Мёртвые души" — Павел Чичиков и другие

Все герои поэмы Гоголя — воплощение человеческих пороков: жадности, самолюбия, чинопочитания, лести. Охваченные стремлением обогатиться, герои во главе с Чичиковым теряют свой человеческий облик.

🟥 И.А. Гончаров "Обломов" — Илья Обломов / Андрей Штольц

Обломов наделён многими положительными качествами: добротой, стремлением к истине, милосердием. Но из-за воспитания он не может реализовать свой потенциал, подчиняется обстоятельствам и оказывается неспособным ни к созидательному труду, ни к решению финансовых проблем. Герой лишён будущего: отказываясь от борьбы за собственное счастье, он упускает Ольгу Ильинскую — любимую девушку, предназначенную ему судьбой.

Штольц — деятельный герой, стремящийся к саморазвитию и улучшению мира. Он верен своему другу, но понимает, что без личных стараний Обломов обречён на духовную гибель. Самому Штольцу недостаёт качеств Ильи: мягкости, стремления к прекрасному, умения созерцать и слышать чувства других.

Единственный герой, который, возможно, сумеет совместить в себе положительные стороны Ильи и Андрея — сын Обломова, которого Штольц воспитывает как родного.

🟥 М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" — Мужик

Умелый мужик, который спас от гибели двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове, может показаться образцом трудолюбия и доброты. Но отсутствие в нём самоуважения, внутреннего достоинства лишь подпитывает деспотизм, с которым власть имущие относятся к народу.

🟥 Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" — Родион Раскольников и его теория

Раскольников, одержимый честолюбивыми идеями, стремится доказать собственное величие: проверяя свою теорию, он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету. Позже герой осознаёт, что гордыня и истинное величие — вещи несовместимые, и на пути к цели нельзя пренебрегать ценностями, губить душу безбожными поступками.

🟥 А.П. Чехов "Крыжовник" — Николай Николаевич Чимша-Гималайский

Духовная гибель — удел каждого человека, стремящегося к личному комфорту и пренебрегающего чужими страданиями. Николай Николаевич на пути к осуществлению мечты, собственной усадьбы с крыжовником, потратил лучшие годы на накопительство, уморил голодом жену, ограничивал себя во всём и отказывался от радостей. Так высоко ценить "три аршина земли" нельзя, цель человеческой жизни должна заключаться в чём-то более высоком.

Константин Федорович Юон "Новая планета" (1921)
Константин Федорович Юон "Новая планета" (1921)

📝 Буду благодарна вашей подписке! Так вы не пропустите новые сочинения и материалы для подготовки)