За свою более чем сорокалетнюю киноисторию Индиана Джонс пережил множество удивительных приключений. Какие-то из них были похожи на правдивые, вроде похищения золотого идола в пирамиде майя, какие-то выглядят совершенно фантастично, вроде перемещений во времени или контакта с инопланетянами. Но за все пять фильмов, кажется, не было другой такой сцены, которая так бы взбудоражила преданных фанатов и обычных зрителей своей нереалистичностью, как это случилось со спасением в холодильнике от атомного взрыва в "Индиане Джонсе и Королевстве хрустального черепа".
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Самое интересное в этой сцене даже не то, как она была решена драматургически, художественно или технически, а то, что Стивен Спилберг настаивал на ее включении особенно жарко и даже вопреки скепсису своих соавторов. Почему для него так важно было посадить Инди в свинцовую коробку, и причем тут DeLorean, мы и попытаемся сегодня разобраться.
Строго говоря, абсурда в четвертой картине об отважном археологе хватало и без атомных бомб – чего стоят одни только полеты летающей тарелки или прыжки по лианам с обезьянами сына доктора Джонса Матта Уильямса. Холодильник переплевывает и их, и последовавшие в пятой части полеты в гости к Архимеду – путешествия во времени проще объяснить, чем спасение в чреве бытового прибора от смертельного воздействия ударной волны и радиации. Только ленивый не раскритиковал создателей "Королевства" за этот эпизод, но Спилберг и бровью не повел. Всё дело в том, что он задумал этот сюжетный твист задолго до 2008 года.
Изначально погружение персонажа в нутро обитого свинцом холодильника было придумано для сценария совсем другой картины – на раннем этапе разработки одного из своих проектов Спилберг вплотную подошел к тому, что его герою нужно было выжить в непосредственной близости от эпицентра ядерного взрыва, и ничего иного мэтр не придумал, как поместить персонажа в морозильную камеру. В финальный вариант того изначального проекта история с взрывом и холодильником не попала, сюжетную коллизию удалось разрешить иным способом, но, как говорили герои "Начала": "Идея – самый живучий вирус" – Спилберг отложил реализацию замысла до лучших времен, и эти времена наступили в середине 2000-х.
Уже догадались, где в свое время должен был появиться холодильник? В "Челюстях"? В "Инопланетянине"? В "Парке юрского периода"? Всё не так тривиально...
Переживший ядерный взрыв холодильник изначально должен был появиться в... "Назад в будущее". Да, в титрах популярного фантастического фильма Стивен Спилберг числится исполнительным продюсером, но на самом деле он являлся активным соавтором сценария, как минимум, на этапе поиска решений для отдельных сюжетных поворотов. И особенно активно Спилберг накидывал идеи на самом начальном этапе – тогда-то и возник холодильник в качестве... машины времени. А точнее, в качестве капсулы для путешественника – к корпусу морозилки был прицеплен временный контур, для работы которого требовалась энергия, доступная только в непосредственной близости от места взрыва атомного заряда.
Это потом возник футуристический автомобиль DeLorean DMC-12, на основе которого Роберт Земекис сделал окончательный вариант своей машины времени. После обновления для запуска временного контура по-прежнему требовались 1,21 гигаватта энергии, но получить их уже можно было с помощью компактного атомного реактора на борту (помните украденный у ливийцев плутоний?). Ну, или от молнии. Но изначально предполагалось, что Марти Макфлай залезет в холодильник, погруженный на грузовик, Док направит машину в адское пекло испытаний ядерного оружия на полигоне в Неваде – чих-пых – и здравствуй, 1958-й.
План, разумеется, немного отличался от того, что в итоге мы увидели в "Королевстве хрустального черепа". В четвертом "Индиане Джонсе" титульный персонаж оказался, буквально, в декорациях американского городка, который должен подвергнуться ядерному удару – единственным способом спасения для профессора оказался старый свинцовый холодильник, стоящий в одном из "домиков". Суть, впрочем, осталась той же – как и несостоявшийся путешественник во времени из забракованного черновика, Джонс укрывается в холодильнике от взрывной волны и радиационного облучения с абсурдной мыслью, что свинцовая оболочка спасет ему жизнь.
А теперь интересный вопрос. А почему, собственно, сюжет с холодильником настолько возмутил зрителей? Что такого в этой сцене, от чего все поморщились и покрутили пальцем у виска? Не возьмусь говорить за всех, но в самом общем виде видится в этом эпизоде выход за пределы устройства мира и мифологии Вселенной Индианы Джонса. На протяжении трех предыдущих лент Спилберг учил нас тому, что в пространстве фильмов есть место сверхъестественному: здесь из Ковчега Завета могут вылететь злые духи и сжечь ваше лицо, здесь работает магия вуду и волшебные камни, здесь рыцарь сотни лет стережет дающий бессмертие Святой Грааль. К таким вещам мы готовы. Но когда в чудеса вмешиваются бытовой холодильник и расщепление ядра, это несколько ломает атмосферу сказки.
Выход за пределы оговоренных правил может привести к самым разным последствиям – иногда это добавляет адреналина, подстегивает воображение, увеличивает ставки. Но в "Индиане Джонсе и Королевстве хрустального черепа" желание Стивена Спилберга куда-то "впиндюрить" свою идею с холодильником на ядерном полигоне сыграло с историей скверную шутку – реалистичное (насколько это возможно) оказалось недопустимым. И тут я хочу дать вам небольшое домашнее задание, сформулировать вопрос, ответы на который буду ждать в комментариях к тексту. Вопрос такой – как вы думаете, как бы воспринималась сцена с холодильником, останься она в "Назад в будущее"? Приняли бы ее зрители? Вписалась бы она в сюжет? Соответствовала бы общей атмосфере картины? Дело даже не в отсутствии культового DeLorean, а в том, какие пути изыскивали бы Док и Марти для своих полетов.
Кино – удивительная вещь. Даже самые незначительные детали в нем способны радикальным образом изменить впечатление об увиденном, а развлекательные фильмы, снятые с душой и талантом, легко могут рассчитывать на внимательный разбор спустя десятилетия после премьеры. Мне очень нравится менять фокус при рассмотрении даже самых хорошо изученных сюжетов, менять исходные условия и представлять себе персонажей в иных обстоятельствах. И я рассчитываю на ваш столь же глубокий интерес как к упомянутым в материале картинам, так и к внутренним механизмам кинодраматургии – поразмышляйте на досуге о холодильнике в "Назад в будущее", интересно ваше мнение.
А пока вы представляете себе Марти Макфлая на полигоне, я переключусь на другие темы – мне интересно обсуждать не только классику, но и актуальные фильмы и сериалы. Новые мои материалы вы всегда можете найти на канале Киноведа в штатском – заглядывайте регулярно, разочарованы не будете. Для тех, кто посмелее, предлагаю подписаться еще и на телеграм-канал – в нем есть все ссылки на свежие тексты и много других занятных активностей. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не забирайтесь в холодильники – это опасно, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: