Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Необычный модерново-готический доходный дом таинственных наследников Циркунова

Оглавление

Вы таки будете смеяться, но этот доходный дом в Чистом переулке, в трех сотнях шагов от особняка Марии Федоровны Якунчиковой – еще один «дом булгаковской Маргариты». Иногда так и хочется воскликнуть: да сколько ж можно! :)

От себя добавлю, что расположение этого дома – еще один повод сожалеть, что такое прекрасное здание совершенно невозможно снять целиком, анфас. Переулок очень узок, а здание хоть и не слишком, но все-таки довольно обширно.

Впрочем, мы все равно его постараемся рассмотреть во всех деталях и подробностях, ибо оно того совершенно точно достойно.

-2

Все, кто бы ни рассказывал о доме №10 по Чистому переулку, в один голос упоминают, что о его владельцах ничего толком неизвестно. Нигде ни слова не говорится ни о том, кем был этот загадочный коллежский асессор Николай Петрович Циркунов, ни, тем более, кто его наследники.

-3

К слову упомянуть, переулок этот вплоть до 1922 года назывался Обуховым (или Обуховским) по фамилии владельца самого крупного участка – полковника А.А. Обухова.

-4

Этот же дом выстроен в 1908-1909 годах по проекту целых двух архитекторов – Виталия Семеновича Масленникова и Николая Ивановича Якунина. Оба – знатные мастера московского модерна, оба – выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества, оба – авторы множества доходных домов и других построек. Правда, первый к моменту постройки дома только-только получил звание неклассного художника архитектуры и серебряную медаль, а второй уже был опытным, маститым зодчим, успел поработать на железнодорожном строительстве, к этому времени состоял в Северном страховом обществе и, помимо прочего, занимал пост директора Саратовско-Симбирского банка.

А вот здание, выстроенное ими сообща, создает полное ощущение, что над ним потрудились не два, а целых три совершенно разных автора, которые…

…Как будто три отдельные постройки связали воедино

Центральная часть – неоклассицизм, облицованный белой глянцевой плиткой, со вставками как будто из рыбьих чешуек и грубого, дикого камня, с почти коринфскими пилястрами и лепным фризом. А некие грубо оштукатуренные полосы-вставки раздробили изначально широкие окна так, что они стали больше похожи на ряды узких бойниц (9 фото).

Слева – натуральная готическая башня, из-за которой дом и «приписали» к и без того длиннющему списку «домов Маргариты». Знатоки, правда, уточняют, что готика здесь очень условна, а на самом деле это чистейший северный модерн (3 фото).

Сложно отрицать, что эта часть дома больше других привлекает взгляд. Снизу башня как будто выложена из камня, а окна третьего этажа скошены в форме трапеции – характерная для северных стилей деталь (3 фото).

А третья, правая часть – классический, чистый поздний модерн. В чем-то строгий, с простыми узкими окнами, но с ажурной кованой решеткой балкона, какие я очень люблю, и с боковой трапециевидной башней, увенчанной чешуйчатым куполом с полукруглыми окошками (5 фото).

Многие видят в нем некое подобие русского богатырского шлема, но на мой взгляд он больше напоминает водолазный (4 фото).

Единственная входная дверь – отдельное произведение искусства! (3 фото)

Все это великолепие непохожих деталей действительно выглядит как единое целое. И равнодушными оно вряд ли кого может оставить.

Одни в такой роскоши стремились арендовать квартиру, другие…

…Искали слова порезче

Причем не только вслух, но и в прессе.

«На втором этаже несохранившегося флигеля, прозванного "голубятней", в соседнем дворе (№ 9) в 1924 - 1925 гг. жил М. А. Булгаков. Как вспоминала жена Булгакова, "...мы переехали в покосившийся флигелек во дворе дома № 9... Здесь была написана „Дни Турбиных" и многое другое"…
…Биолог, профессор Московского университета Б. М. Житков жил в 1920-е гг. в соседнем доме № 10 (1908 г., архитектор В. С. Масленников), выделяющемся оригинальным оформлением фасада с псевдоготическими деталями. Появление таких зданий в идиллически тихих, старомодных арбатских переулках вызывало горячие споры и резкие отповеди в печати. Так, автор статьи в "Архитектурно-художественном еженедельнике" 1916 г. считал, что такие дома, как дом в Обуховом переулке, "ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно, красавице-столице". Сейчас такая отповедь кажется слишком уж суровой...»
(Сергей Романюк, «Из истории Московских переулков»)

К слову сказать, если к творчеству Михаила Афанасьевича я (ох, сейчас меня кто-нибудь обвинит во всех смертных, а иные и отпишутся) практически равнодушен, то детскую книжку Бориса Житкова, бывшую еще в дошкольные годы одной из моих настольных, я иногда до сих пор вспоминаю с теплотой. Даже сыну ее пробовал читать, когда ему было столько же лет, как и ее главному герою Алёше Почемучке.

Хотя, это уже совсем другая история.

-11

Пройдет совсем немного времени, и у этого дома появится практически брат-близнец – доходник Екатерины Ломакиной на улице Гиляровского. Поговаривали, что Екатерина Дмитриевна видела дом Циркунова и, вдохновившись, заказала Виталию Масленникову нечто похожее. Другие же (а мы ведь помним, что злые языки всегда где-то рядом) намекали, мол, архитектор решил схалтурить и продал новой заказчице уже готовый и опробованный проект.

-12

В советские годы дом был коммунальным. Его расселили сравнительно недавно – лишь в девяностые годы. А несколько лет назад отреставрировали, приведя в порядок фасад и усовершенствовав, обновив интерьеры.

-13
Москва, Чистый переулок, 10, 119034

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!