Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Дом семьи Якунчиковых, или Пример великолепия в кажущейся скромности британского модерна

Оглавление

Сегодня будет, как я и обещал, заключительный рассказ о маленькой группе зданий, построенных Московским торгово-строительным обществом в Пречистенском (в те годы Мертвом) переулке.

Если кто-то вдруг пропустил начало, то первые две истории можно прочитать здесь:

Три непохожих друг на друга особняка – №6, №8 и №10 – стоят в ряд, один за другим, в то время как их нумерация идет в обратную сторону от очередности их постройки. Так, сегодняшний наш архитектурный герой, хоть и обозначен на карте Москвы десятым номером…

…Был выстроен первым из трех, в 1899-1900 годах

Его, как и особняк Карла Гутхейля, построил русский зодчий британских кровей Вильям Францевич Валькот.

-2

Между ним и домом Гутхейля можно заметить определенное сходство – тот же высокий прямоугольный центр и два боковых крыла пониже. Но сходство, конечно, крайне условное.

-3

Начать хотя бы с того, что он, в отличие от своих соседей, стоит не на красной линии перекрестка, а чуть углубленный внутрь участка.

-4

А уж сам облик – вот тут и правда чистейший модерн! Никакой нормативности, никакой чопорной симметрии. И это притом, что внешне – опять-таки только внешне – за основу архитектор взял весьма строгий и скромный, в чем-то даже скупой английский модерн.

В целом же все выглядит так, будто сначала на свежем воздухе причудливо сформировали, скомпоновали залы, гостиные, спальни и кабинеты, соединили этажи лестницами, а залы коридорами, и уже потом всё это обрисовали стенами. Сверху покрыли плоской крышей и устроили широкий карниз с литыми кронштейнами.

-5

Балконы и окна оформили коваными ажурными решетками, а стены облицевали песочного цвета плиткой-«кабанчиком» и украсили изумрудной майоликой Абрамцевского завода и лепниной. И вот лепнина – да, она перекликается с оформлением соседнего особняка Гутхейля. Лорелеи прямо ну очень похожи (9 фото).

Иными словами, декор особняка, выстроенного в британской манере, весьма бельгийский.

Но самое интересное – необычный эркер, выполненный в форме трапеции, не выдающийся из стены наружу, а как бы вмурованный, вжатый в стену. Так сразу даже не вспомню, видел ли я где-то еще такой (5 фото).

Эркер соединяет все этажи центральной части: внизу – холл с приемной рабочего кабинета хозяина, а верхняя часть служит балконом будуара хозяйки.

А этой самой хозяйкой его сделалась племянница знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, дочь его родного брата Федора Ивановича…

…Мария Федоровна Мамонтова, в браке Якунчикова

Художница, мастер декоративно-прикладного искусства и совладелица «Магазина русских изделий» на Петровке, законная супруга купца Владимира Васильевича Якунчикова – старшего сына и наследника Василия Ивановича Якунчикова, коммерции советника и выборного московского купечества, создателя и владельца Товарищества Воскресенской мануфактуры и Товарищества Петровских торговых линий, а также соучредителя Московского Торгового банка. В последнем, к слову сказать, партнерами Василия Ивановича были создатель знаменитейших фотографических альбомов «Москва. Соборы, монастыри и церкви» Николай Александрович Найденов и отец последнего дореволюционного владельца Замятинской усадьбы на Гоголевском бульваре Павел Михайлович Рябушинский.

Сама же Мария Федоровна, умница и красавица, чей облик в 1888 году запечатлел художник Валентин Серов, смыслом жизни видела возрождение и развитие русских кустарных промыслов и прикладных искусств. И, не в меньшей степени, в благотворительности, являясь членом Иверской общины сестер милосердия, попечительницей Совета Городского женского училища и состоя в Дамском благотворительном тюремном комитете.

Мария Федоровна Якунчикова, портрет Валентина Серова. Изображение из открытых источников
Мария Федоровна Якунчикова, портрет Валентина Серова. Изображение из открытых источников

Она создавала всевозможные мастерские – швейные, бисерные, вышивальные, кружевные и даже по созданию паласных ковров.

«Женщина талантливая, разбирающаяся в искусстве и умевшая отличать подлинное от фальшивого, серьезное от пошлого»
(Историк, живописец и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь)

Своим любимым делом Мария Федоровна занималась и после революции, случившейся через год после кончины ее супруга. В 1923 году она основала Артель вышивальщиц в Тарусе Калужской области.

В 1928 году она все-таки...

...Была вынуждена покинуть Россию

Но, по словам знавших ее людей, даже живя во Франции, Якунчикова продолжала открывать и поддерживать художественные кустарные мастерские.

Есть, кстати, мнение, что дом в Мертвом переулке изначально строился для нее и под ее присмотром, хоть это и не точно.

В 1907 году архитектор Михаил Федорович Бугровский несколько реконструировал особняк. Тогда же появились дополнительный объем подъезда справа и великолепная ограда с кованой решеткой и кирпичными столбиками со скульптурными завершениями в виде девичьих головок.

В советские времена эти изваяния были утрачены, но их восстановили позднее (3 фото).

В 1910 году архитектор Хомко достроил в глубине двора хозяйственную пристройку, которая имелась в изначальном плане Валькота, но не была реализована.

-10

После Октябрьской революции особняк забрали в пользу молодой Страны Советов. В нем расположился Хамовнический райком комсомола, «Дом комсомола» Фрунзенского района, а затем и публичная библиотека. По одним данным имени Надежды Константиновны Крупской, а по другой версии имени Николая Островского.

А еще позднее особняк заняло посольство Заира.

-11
Особняк М.Ф. Якунчиковой, достопримечательность, Пречистенский пер., 10, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!