Найти тему
Петр Власов

2МВ. Германские САУ огневой поддержки пехоты

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Кроме танков Германия располагала многочисленной самоходной артиллерией. Самоходки организационно могли входить в танковые и моторизованные дивизии, а также действовать самостоятельно в составе дивизионов и бригад штурмовых орудий, или противотанковых дивизионов резерва главного командования. В период с 1939 по 1945 год было сформировано около 25 бригад штурмовых орудий и несколько десятков отдельных штурмовых и противотанковых самоходных дивизионов и батарей.

Самоходная артиллерия Германии подразделялась на истребительную (противотанковую), и штурмовую (огневой поддержки пехоты). Вот о штурмовых САУ речь сегодня и пойдет. Уже польская кампания 1939 г. показала, что тяжелые полевые полковые орудия не поспевают за стремительно продвигающейся вперед пехотой, а ей для успешного ведения боев крайне необходима маневренная огневая поддержка. Это и заставило немцев заняться разработкой самоходных артиллерийских установок, которые огнем своих крупнокалиберных орудий прокладывали бы дорогу немецкой пехоте, осколочно-фугасными снарядами уничтожая вражеские артиллерийские батареи, пулеметные гнезда и другие опорные пункты обороны.

ПРИМЕЧАНИЕ: при написании статьи я столкнулся с проблемой неясности названий ранних немецких самоходок, вооруженных 150-мм полевой гаубицей sIG.33. Первые самоходки малых серий с этим орудием в одних русскоязычных книгах названия не имеют, в других их называют «Bison». Более поздние крупносерийные САУ с sIG.33 в одних книгах величают «Bison», в других - «Grille». В «забугровой» же литературе при описании этих САУ вообще обходятся без названий, обозначая их длиннющими безликими частоколами немецкой штатной аббревиатуры, от кажущейся одинаковости которых нормальному русскому человеку вообще немудрено запутаться. Поэтому для облегчения чтения я расставил этот «кроссворд названий» в силу своей логики и понимания. Кто не согласен с моей трактовкой, может выразить свое «фи» (или даже «кю») в комментах… :))

Малосерийные САУ огневой поддержки пехоты

-2

Самоходную артиллерию для огневой поддержки немецкой пехоты в Германии одновременно разрабатывали фирмы «Daimler-Benz» и «Alkett». К началу 1940 г. «Daimler-Benz» создала на базе шасси среднего танка Pz.III довольно удачную САУ StuG.III с 75-мм короткоствольной пушкой. А вот «Alkett» экспериментировала с установкой более мощной (и, соответственно, более тяжелой) 150-мм полевой гаубицы sIG.33 на шасси только легких танков. Это привело к разработке ряда самоходок, очень эффективных по огневой мощи, но совершенно неудобных в эксплуатации, что и определило их малосерийный выпуск. Так, первой «серийной» версии 15-cm sIG.33 auf Pz.Kpfw.I Ausf.B изготовили в начале 1940 г. всего 38 машин. САУ «сконструировали», просто загнав (вместе с лафетом и колесами!) полевую гаубицу sIG.33 на оставленный без башни корпус танка Pz.IB. А чтобы гаубица случайно не свалилась с самоходного шасси, ее с трех сторон окружили П-образной рубкой из стальных листов во всю высоту гаубицы (вместе с колесами и щитом)! Все это сформировало чрезвычайно высокий силуэт САУ при коротком корпусе, что сделало самоходку весьма неустойчивой. К тому же полевая гаубица в полной комплектации оказалось слишком тяжела для хлипкой ходовой части легкого Pz.IB, что постоянно приводило к поломкам. Пожалуй, единственным преимуществом данной САУ являлось то, что в случае необходимости гаубицу можно было быстро скатить с машины и использовать, как обычное полевое орудие (что не раз и проделывали в боевой обстановке). Чтобы не повторять «зубодробильный» частокол аббревиатур данного «шедевра», согласимся с теми книгами, что называют это САУ «Bison». Так вот, «Bison» немцы использовали в боях во Франции, на Балканах, и на Восточном фронте. К осени 1943 года одна такая машина еще сохранялась в 704-м дивизионе тяжелых пехотных орудий…

-3

Так как первый «Bison» показал высокую боевую эффективность и никудышные возможности эксплуатации, фирма «Alkett» решила поставить ту же гаубицу на «более крепкое» шасси танка Pz.II (который, вообще-то, был всего на 3 тонны тяжелее Pz.I). Теперь экспериментаторы пошли другим путем: колеса и лафет орудия убрали, силуэт САУ максимально занизили, смонтировав ствол гаубицы в лобовом листе низкой, открытой сверху рубки. Корпус САУ удлинили на 60 см, и добавили в ходовую часть еще один опорный каток. Этих 15-cm sIG.33 auf Pz.Kpfw.II (Sturmpanzer.II) изготовили в начале 1941 г. всего 12 экземпляров (в некоторых книгах эту САУ величают «Bison-2»). Они поступили на вооружение 707-й и 708-й рот тяжелых пехотных орудий, воевавших в Северной Африке. После их участия в сражении под Эль-Аламейном (Тунис) о Sturmpanzer.II сведения больше не встречаются...

Так как эксперименты «Alkett» с установкой sIG.33 на шасси легких танков положительных результатов не принесли, инженеры фирмы решили приспособить эту 150-мм гаубицу на «чужую» самоходку - хорошо зарекомендовавшую себя в боях штурмовую САУ «Daimler-Benz’a» StuG.III. Осенью 1942 фирма «Alkett» перемонтировала 24 StuG.III, поставив на них высокие прямоугольные броневые рубки с 150-мм гаубицами и одним 7,92-мм пулеметом. Эти машины, переименованные в Sturminfanteriegeschutz.33В, отправили воевать в Сталинград; 16 из них были потеряны в боях, судьба остальных мне неизвестна…

Крупносерийные САУ огневой поддержки пехоты

15-cm sIG.33 auf Pz.38(t) (Sd.Kfz.138/1) «Grille»

-4

Конструкция, производство:

САУ «Grille» («Сверчок») представляла собой тяжелое пехотное орудие на шасси танка Pz.38(t). Выпускалась в двух модификациях с января 1942 (версия «Grille» Ausf.H) и с октября 1942 (версия «Grille» Ausf.M) по сентябрь 1944 года. Всего выпущено 372 машины.

ТТХ САУ «Grille» Ausf.H:

Боевая масса: 11,5 т. Броня: лоб корпуса 50 мм; лоб рубки 25 мм; борта 14,5 мм. Вооружение: 150-мм гаубица sIG.33. Боекомплект 18 артвыстрелов. Двигатель Praga EPA мощностью 125 л.с. Скорость: 35 км/ч. Запас хода по шоссе: 185 км. Экипаж 5 чел.

Боевые качества:

САУ «Grille» создавалась фирмой «ВММ» под впечатлением от успешного применения штурмовых самоходок «Bison» 15-cm sIG.33 auf Pz.I Ausf.B и Sturmpanzer II. Эти «скороспелые» САУ постройки 1940 и 1941 гг. показали высокую боевую эффективность, но низкую техническую надежность (из-за чего их построили всего 38 машин на базе Pz.I и 12 штук – на базе Pz.II). Поэтому инженеры приняли решение повторить установку полевой 150-мм гаубицы sIG.33, но уже на шасси более крупного и надежного легкого Pz.38(t).

-5

Модификация «Grille» Ausf.H с задним расположением мотора имела рубку со 150-мм тяжелой пехотной гаубицей в лобовом листе, размером почти во всю длину корпуса; механик-водитель располагался в рубке справа по борту. По одним сведениям, машин этой версии изготовили 90 единиц, по другим – около 200 САУ. На модификации «Grille» Ausf.M двигатель был смещен в середину корпуса, боевая рубка – в заднее положение, а отделение управления — вперед. Экипаж этой версии состоял из 4 человек. Количество изготовленных Ausf.M в разных источниках колеблется от 282 до 180 машин.

При высокой огневой мощи в эксплуатации «Grille» оказалось все же малоудачной самоходкой. Короткое шасси было слишком легким для тяжелой гаубицы, и из-за сильной отдачи САУ при выстреле отпрыгивала назад (что и дало ей прозвище «сверчок»). К тому же сильная отдача орудия отрицательно сказывалась на технической надежности самоходки, довольно часто приводя к поломкам. Несмотря на все перечисленные выше недостатки, за неимением иной альтернативы «Grille» сохранялись в серийном производстве вплоть до сентября 1944 года.

Малые размеры «Сверчка» определили ограниченность перевозимого боекомплекта - всего 15-18 артвыстрелов. Поэтому на базе САУ «Grille» выпустили 102 транспортные невооруженные версии этой машины для подвоза боеприпасов (на них удавалось разместить до 90 артвыстрелов). Но при необходимости прямо в полевых условиях пехотное орудие sIG.33/2 можно было установить и на подвозчик боеприпасов, превратив его в полноценную САУ.

Боевое применение:

Самоходные орудия «Grille» состояли на вооружении рот тяжелых пехотных орудий и применялись для огневой поддержки пехоты на всех фронтах – с битвы по Курском и вплоть до конца войны. В марте 1945 года в строю еще оставались 173 таких САУ.

10,5-cm le FH 18/2 auf Pz.ll «Wespe» (Sd.Kfz.124)

-6

Конструкция, производство:

САУ «Wespe» («Оса») создана фирмой «Alkett» на базе легкого танка Pz.II путем установки на его ходовой части 105-мм легкой полевой гаубицы. Компоновка базового танка изменена: двигатель расположили в передней части корпуса, механика-водителя разместили в специальной рубке со смотровым люком в передней части и двухстворчатым посадочным в верхней. Боевое отделение с открытой сверху и сзади рубкой расположили в корме корпуса. Число поддерживающих катков в ходовой части танка сократили с четырех до трех. Средство связи: радиостанция Fu5. «Wespe» производили в 1943–1944 гг.; всего построено 682 САУ.

ТТХ:

Вес 11,48 т. Бронирование: 10-20 мм. Вооружение: 105-мм гаубица Ie FH 18/2. Двигатель: карбюраторный «Майбах» HL62TRM жидкостного охлаждения, 6-цилиндровый мощностью 140 л.с. Скорость: 40 км/ч, запас хода 140 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 30 град., ширина рва – 1,7 м, высота стенки – 0,42 м, глубина брода – 0,8 м. Экипаж: 5 человек.

-7

Боевые качества:

«Wespe» получилась компактной и подвижной машиной небольших размеров; ее легкая гаубица отличалось отличной баллистикой и высокой поражающей способностью. Все это делало «Осу» очень удачным образцом легкой самоходной артиллерийской установки.

Боевое применение:

С 1943 года «Wespe» состояли на вооружении дивизионов самоходных орудий артиллерийских полков танковых дивизий Вермахта (две батареи по 6 САУ в каждой) и широко использовались на всех фронтах. Впервые «Wespe» вступили в бой во время битвы на Курской дуге. Возимый боекомплект «Осы» составлял 32 снаряда. В 1944 году фирма FAMO выпустила 158 транспортеров для перевозки боеприпасов, представлявших собой САУ «Wespe» без вооружения. В каждой из них размещалось до 90 выстрелов. Транспортеры придавались по две машины каждой батарее «Ос». САУ «Wespe» применялись до самого конца войны: в марте 1945 года в войсках еще имелась 301 самоходная гаубица этого типа..

15-cm Panzerhaubifze auf GW MI/IV «Hummel» (Sd. Kfz.165)

-8

Конструкция, производство:

САУ огневой поддержки «Hummel» («Шмель») фирмы «Alkett» по конструкции, компоновке и бронированию представляла собой «близнеца» противотанковой САУ «Nashorn», и отличалась только другим орудием – 150-мм гаубицей, позволявшей вести навесной огонь. Обе САУ изготавливались на базе ходовой части танка Pz.IV, но двигатель и трансмиссия стояли от танка Pz.III. И «Hummel», и «Nashorn» производились параллельно в 1943-1945 гг.; всего было выпущено 666 САУ «Hummel».

ТТХ САУ «Hummel»:

Вес 24 т. Бронирование: лоб корпуса 50 мм, борт 30 мм, рубка - 10 мм. Вооружение: 150-мм гаубица SFH 18/1, 1х7,92-мм пулемет. Боекомплект 18 артвыстрелов. Двигатель: карбюраторный «Майбах» HL.120.TRMжидкостного охлаждения, 12-цилиндровый мощностью 265 л.с. Скорость: 40 км/ч, запас хода 215 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 30 град., ширина рва – 2,3 м, высота стенки – 0,6 м, глубина брода – 0,9 м. Экипаж: 6 человек.

Боевые качества:

Двигатель располагался сразу позади трансмиссии, и образовывал с нею единый блок. Рубка со 150-мм гаубицей находилась в корме машины, и была открыта сверху и частично сзади. Пулемет постоянной установки не имел, так как использовался для самообороны в зависимости от возникшей ситуации. Все машины оснащались радиостанцией Fu.Spr.«F».

-9

САУ «Hummel» представляла собой чрезвычайно мощное и эффективное оружие, которое могло уничтожать любые цели. Поэтому спрос на нее, как на средство огневой поддержки, был невероятно высок. Однако промышленность не могла удовлетворить запросы армии в полном объеме, и эта САУ поступала на вооружение только элитных частей. Недостатком «Шмеля» была ограниченность возимого боекомплекта; что вызвало появление специального транспортера для боеприпасов – того же «Hummel’а», но с демонтированной гаубицей. Было изготовлено 150 таких транспортеров.

Боевое применение:

Первые САУ «Hummel» поступили в войска в мае 1943 года, а в боях стали использоваться летом под Курском. Сначала они поступали на вооружение войск СС, а затем и Вермахта. Этими машинами оснащалась одна батарея (6 САУ) дивизиона самоходных орудий в артиллерийских полках танковых дивизий. Хотя САУ «Hummel» позиционировалась как штурмовое орудие, на Восточном фронте она гораздо чаще использовалась как противотанковая, так как была способна вести стрельбу прямой наводкой на большие дистанции, и при ее огромной боевой мощи превращалась в дополнительное огневое средство танковых войск. «Шмели» широко применялись до самого конца войны, и несмотря на потери к апрелю 1945 года в германских войсках имелось еще 168 машин этого типа.

Sturmpanzer IV «Brummbar» (Sd.Kfz.166)

-10

Конструкция, производство:

Sturmpanzer IV «Brummbar» («Гризли»), детище союза фирм «Krupp» и «Alkett», стал наиболее удачной попыткой установить 150-мм тяжелую пехотную гаубицу на танковое шасси. «Brummbar» позиционировался не как САУ, а как штурмовой танк, что отразилось в наименовании - Sturmpanzer IV. Машина собиралась на шасси Pz.IV, и вооружалась 150-мм орудием StuH.43 L/12, разработанным на основе орудия sIG.33 компанией Skoda. «Brummbar» производился с весны 1943 по весну 1945; всего изготовлена 341 машина.

ТТХ Sturmpanzer IV «Brummbar»:

Вес 28,2 т. Бронирование: лоб корпуса и рубки 100 мм; борт 30 мм. Вооружение: 150-мм гаубица StuH.43 L/12, 1х7,92-мм пулемет. Боекомплект 38 артвыстрелов. Двигатель: карбюраторный Maybach HL.120TRM жидкостного охлаждения, 12-цилиндровый мощностью 265 л.с. Скорость: 40 км/ч, запас хода 210 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 30 град., ширина рва – 2,2 м, высота стенки – 0,6 м, глубина брода – 1 м. Экипаж: 5 человек.

-11

Боевые качества:

Шасси танка Pz.IV осталось без изменений; в передней части разместили сильно бронированную рубку простой формы с 150-мм пехотной гаубицей в шаровом яблоке в лобовом листе. Ее углы горизонтального обстрела составляли 30 град.; угол возвышения +30, склонения -8 град. В ходе серийного производства форма рубки и оформление места механика-водителя менялись. На машинах последних выпусков появился лобовой пулемет и командирская башенка. Все машины оснащались радиостанцией Fu5. «Brummbar’ы» отличались хорошим бронированием и мощным вооружением, что делало их очень эффективным оружием на поле боя. Слабыми местами машины были недостаточная для такого веса энерговооруженность двигателя, и непомерно громадное потребление топлива.

Боевое применение:

Первые машины «Brummbar» получил 216-й батальон штурмовых танков на Восточном фронте, принявший участие в битве на Курской дуге, где он потерял 17 «Brummbar» В последующем «Brummbar’ы» воевали как на Восточном фронте, так и на Западном, а также в Италии. Они успешно применялись и как огневая поддержка пехоты, и как истребители танков - благодаря тому, что в их боекомплект входили как осколочно-фугасные и дымовые, так и кумулятивные снаряды. Sturmpanzer IV воевали вплоть до окончания войны – к марту 1945 года в Вермахте еще имелось 188 штурмовых танков «Brummbar».

Sturmgeschutz III (Sd.Kfz.142) и StuH.42 (Sd.Kfz.142/2)

-12

Конструкция, производство:

StuG.III - самая массовая гусеничная бронированная машина германской армии во Второй мировой войне. Создавалась на шасси танка Pz.III как штурмовое орудие - самоходная машина артиллерийской поддержки пехоты. Но с 1942 года, после встречи с советскими непробиваемыми танками Т-34 и КВ-1, новые строившиеся StuG.III начали вооружать длинноствольной пушкой, сделав эту САУ основным противотанковым средством Вермахта. Функции же самоходного орудия поддержки пехоты стала выполнять созданная на той же базе штурмовая версия StuH.42, получившая на вооружение 105-мм гаубицу. САУ StuG.III строились с февраля 1940 по апрель 1945 гг.; за это время было выпущено более 10.500 машин. Из них в вариантах штурмовых самоходных артустановок огневой поддержки пехоты было произведено 784 StuG.III с короткоствольной 75-мм пушкой, и 1.299 экземпляров StuH.42 с 105-мм гаубицей.

-13

ТТХ StuH.42 auf G(1.299 шт.):

Вес 23,4 т. Бронирование: лоб корпуса и рубки – 80 мм, борт – 30 мм. Вооружение: 1х105-мм гаубица StuH.42 L28. Боекомплект 36 снарядов. Двигатель: Maybach NL 120TR мощностью 300 л.с. Скорость: 38 км/ч. Запас хода: по шоссе 155 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема - 30 град.; ширина рва - 2,3 м; высота стенки - 0,6 м; глубина брода – 0,8 м. Экипаж: 4 человека.

Боевые качества:

Качества штурмовых машин с 75-мм «короткостволкой» я уже описывал в статье «Германские танки и САУ начала войны». Машины разных модификаций с такой пушкой, выпущенные до начала 1942 г., по своим боевым возможностям практически не отличались от самых ранних версий 1940 г. А к производству более мощной САУ StuH.42, специализированной именно для поддержки пехоты и выполнения чисто штурмовых задач, приступили в марте 1943 г.

-14

Эта штурмовая САУ представляла собой ту же StuG (в основном модели G), отличавшуюся от «истребительных» вариантов только 105-мм гаубицей, имевшей более короткий и толстый ствол с мощным дульным тормозом (хотя встречались гаубицы и без тормоза). Гаубица StuH.42 L28 была значительно более мощной и эффективной в пехотном бою, чем предыдущее 75-мм короткоствольное орудие. Ее крупные снаряды обладали мощным осколочно-фугасным действием, а возможность ведения навесного огня способствовала уничтожению полевых укрытий и укреплений. Боекомплект StuH.42 состоял из 36 снарядов: 24 осколочно-фугасных, и лишь 6 – бронебойных, а 6 – кумулятивных.

Боевое применение:

С момента своего поступления в войска штурмовые гаубицы StuH.42 находились на вооружении батарей совместно со StuG.III: ихне сводили в отдельные подразделения, и StuH.42 действовали в тех же частях - совместно с «истребителями». На поле боя обычно StuG боролись с вражескими танками, а StuH уничтожали обнаруженные огневые точки и опорные пункты противника.

-15

Бронеавтомобили Вермахта

2МВ: немецкие Панцерваффе. Легкие танки.

2МВ: германские средние танки и САУ начала войны (1939-1941 гг.)

2МВ: германские средние танки периода 1941-1945 гг.

Список других статей канала по теме «Вооруженные силы 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.