Цель урока: показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины
Задачи урока.
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Постановка темы и цели урока.
Запишите предложение, определите, какое перед нами по структуре.
Прохладой веяло отовсюду, где лежит густая тень деревьев.
Справа, где стоит вековой дуб, вырос тоненький стебелёк берёзки.
Объяснение нового материала
1) Продолжим изучение сложноподчиненных предложений. Запишем предложение:
Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.
- Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
- Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?
[…], (потому что…).
- Почему я не удивился его поступку? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).
- Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины.
2) Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении.
Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?,
относятся ко всему главному предложению и
присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:
1) [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) — [ ], (потому что)
2) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы), [театр наш довольно охотно посещался] (А. Куприн) — (благодаря тому что ), [ ].
Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:
[Оттого и дороги мне люди], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) — [ук.сл. оттого], (что).
Вывод. На какие вопросы отвечают придаточные причины?
(Почему? отчего? по какой причине?)
Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению?
Закрепление
1. Творческая работа.
Добавьте к предложениям придаточные причины:
Я очень устал ________ .
Мы были в отчаянии _______.
Сразу потемнело_______
_____________ все попрятались.
_____________ мы были очень довольны.
Туристы остановились _____________.
Ребята внимательно наблюдали за птицами ___________.
Группа отдыхающих с утра отправилась на пристань __________.
2. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид.
1) Мама закрыла шторы
2) Первыми тронулись на юг болотные птицы
3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того
4) Я плохо спал этой ночью
что самолет улетел рано утром
так как было душно
потому что свет мешал малышу спать
так как болота уже начали замерзать.
7. Итог урока.
9. Домашнее задание
Написать сочинение не тему: «Что такое
Детские воспоминания?
Какой след в душе человека оставляют детские воспоминания?
10. Рефлексия
1. В чём же своеобразие СПП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?