Найти в Дзене
Вестник

Падал прошлогодний гнев: как справляются со снегом в Сургутском районе

Снегопады ежегодно становятся испытанием не только для пешеходов и автомобилистов, но и для дорожных служб поселений. В этом году осадков существенно больше нормы, и это уже проблема для коммунальщиков. В том, что происходит на дорогах Сургутского района, разбиралась Элина Гайсина.Снежная реальность.Зима – время больших снегопадов. Как утверждают метеорологи, количество осадков, выпавших в Сургуте и Сургутском районе с начала зимнего периода, превысило нормативные значения.– В период с ноября 2023 года по первую декаду января 2024 в Сургуте высота снежного покрова оказалась значительно выше нормы, – поделилась информацией начальник отдела метеопрогнозов Ханты-Мансийского ЦГМС – филиала ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» Татьяна Соколова.«Не хуже, чем в Сургуте».Все вопросы по уборке снега в Сургутском районе – полномочия исключительно местных поселений. Именно администрации несут ответственность за каждое решение. Так, в Локосово более 10 лет основным партнером, поддерживающим чистоту на улицах поселения, было ИП, чьих мощностей всегда хватало. – Подрядчик у нас доморощенный, специфику поселения они знают. У нас к нему нареканий нет, всегда идут с нами на диалог. Предприниматель сам обслуживает три единицы техники, нанимает работников, водителей, слесарей. После сильного снегопада они моментально выезжают и чистят все дороги, убирают накаты. Потом мы принимаем работы, бывает, видим заносы, они реагируют и сразу устраняют недочеты, – рассказал глава Локосово Николай Свечников. Успешно с частником сработались и власти Белого Яра. По дорогам там колесят 12 единиц техники: три самосвала, три погрузчика, грейдер, два мини-погрузчика, два трактора и машина с пескосолью. Их обслуживает ИП Ганиев, который также работает в поселке не первый год.– Я не считаю, что Белый Яр почищен хуже, чем Сургут, особенно если учесть тот факт, что там работают много подрядчиков, а у нас один. В настоящее время центральные дороги вычищены, исполнитель приступил к расчистке внутриквартальных проездов. Когда выпадали обильные осадки, например, после Нового года, он к своей технике нанимал дополнительно девять самосвалов, – отметил глава поселения Валерий Лупырь. К слову, в Сургуте за халатное отношение к работе подрядчикам уже анонсировали серьезные штрафы. Как показала последняя проверка, после новогодних праздников 38% улично-дорожной сети города оказались не готовы встречать отдохнувших автомобилистов. «Никто не заходит».Ответственный подрядчик в «снежном вопросе» на практике – скорее, удача, чем данность. И все же это лучше, чем, когда его нет вообще.Именно с такой проблемой столкнулись этой зимой некоторые поселения Сургутского района. Пример – Барсово. Путь коммерческим подрядчикам открыт, но браться никто не хочет. Вопрос поднимали сами жители на недавней встрече населения с главой Барсово и представителями районной администрации.– У нас спальный район, предприятий здесь практически нет, нам приходится надеяться на того подрядчика, который работает по условиям контракта с осени 2022 года. С ним мы постоянно находимся на связи. Сейчас улицы более-менее прибраны, а в целом не очень, потому что у него есть и обязательства перед другими заказчиками, и объективные причины, почему нарушены сроки, например, поломка техники. Были предложения сменить этого подрядчика, но ни одна фирма не хочет выходить к нам, – рассказал глава Барсово Виталий Волкогон. С точки зрения главы поселения, сам договор с бизнесменами нужно пересмотреть. А конкретно два пункта: организацию уборки снега и санкции за неисполнение – поскольку «в договоре нет четкого понимания объема работ, а штрафные санкции низкие: от одной до пяти тысяч рублей».Похожая ситуация в Сытомино. В январе 2024 года в село зашел новый подрядчик – сургутская ООО «Северснаб». С фирмой заключен разовый контракт. Теперь по улицам бороздит трактор «К-700». В настоящее время власти поселения ведут переговоры и с рыбодобывающим предприятием «Восход», которое в прежние годы проводило работы по зимнему содержанию дорог.– Подрядчики к нам идут неохотно, каждый год меняются, потому что у людей всегда много претензий к очистке дорог от снега. Дороги у нас не везде капитальные, есть грунтовые. Например, в ноябре один из них расторг договор со словами, что все обязательства, которые он взял на себя, выполнить не сможет. Сейчас люди жалуются на снежные валы, которые тянутся вдоль обочин и становятся преградой для выхода за ворота частных домов, – рассказала глава Сытомино Ольга Звягина.Острая ситуация сегодня в Угуте. Новый год поселение встретило без подрядчика. Фирма просто отказалась оказывать услуги по уборке снега. – С 31 декабря вопрос очистки дорог в Угуте стоит остро. Предыдущий подрядчик перестал выполнять свои обязанности, на этот год власти поселения аукцион не разыгрывали. Тяжело дела обстоят. Сами находим, просим кого-то. Договариваемся с человеком, он проходится трактором, но в холодную погоду не может работать в полной мере, – прокомментировал проблему глава Угута Евгений Титоренко. Однако по словам Евгения Титоренко, в ближайшее время ситуация может быть урегулирована. Власти упорно ищут подрядчика, готового заключить разовый контракт, а в последующем планируют провести и аукцион. Хочешь сделать хорошо – сделай сам.Чтобы избежать таких ситуаций, четыре поселения муниципалитета вышли в суверенное «дорожное плавание». Администрации Лянтора, Ляминой, Солнечного и Ульт-Ягуна закупили технику и «рулят» процессом уборки сами. Без подрядчиков и независимо от их настроений.Наглядный пример: Лянтор. К мысли о закупке техники они пришли после коммунального коллапса, когда все 40 тысяч жителей поселка жаловались на неочищенную трассу, тротуары, проезды, в сугробах застревали даже автобусы. Хотя подрядчик имелся и «работал». В итоге от его услуг администрация отказалась и приобрела свою технику. В текущем году чистить лянторские улицы от снега будут 19 механических помощников. Это и «дорожный мастер» с краном манипулятором, и экскаваторы, и универсальные погрузчики, и грейдеры.– В этом году к нам добавится еще пять единиц техники, когда Гостехнадзор поставит их на учет. Фронт работ большой: 117 километров магистральных и 80 километров внутриквартальных дорог, но мы справляемся. Ведем постоянный мониторинг соцсетей, жалобы от жителей, как правило, обоснованы и связаны с уборкой межквартальных проездов, но есть и те, кто пишет просто потому, что есть возможность написать и пожаловаться, – подчеркнул глава Лянтора Алексей Луценко. В конце декабря 2023 года на традиционном пресс-чае с журналистами глава Сургутского района Андрей Трубецкой отметил, что с момента, когда в Лянторе стали пользоваться собственной техникой, жалоб стало меньше. По его словам, закупка своего снегоуборочного транспорта – это практика, которая должна распространяться.– За последние года два мы нарастили парк собственной техники. Пользуясь случаем, каждый раз говорю главам, агитирую за то, чтобы оставить на подряде только самосвальную не специализированную технику. А во всем, что касается очистки, уборки, посыпки, использовать свои силы. Там, где главы соглашаются на самостоятельность в этом вопросе, мы охотно помогаем, – говорил глава района. По мнению директора департамента ЖКХ, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района Константина Карпеткина, помочь в решении «снежного вопроса» иной раз могут и сами жители населенных пунктов. Достаточно взять в руки лопату.– Когда я выхожу во двор и вижу, что там не выехать, то беру лопату и откапываю свою машину и рядом стоящую вместо того, чтобы звонить в управляющую компанию и ругаться с сотрудниками, – подчеркнул он.Сегодня снегопад в нескольких поселениях воспринимается как стихийное бедствие. Это, конечно, неудобство, пробки и даже причина ДТП, а для пешеходов еще и повод заглянуть в травмпункт. Победить капризы природы на сто процентов не получится, но при внимательном подходе властей и дорожников снежные «углы» сгладить можно. В любом случае станет легче. Есть надежды либо на собственные силы, либо на появление ответственных подрядчиков. Или хотя бы на весну – до календарной осталось чуть больше месяца!