Найти тему
Мандаринка

Сыновья

У Валентины было 3 сына. Хорошие, ответственные мальчишки. По крайней мере, такими они казались ей в детстве. Сейчас, когда старшим сыновьям было за 30, их дороги разошлись: они практически не общались между собой. Даже с матерью они общались достаточно редко. Валентина часто думала о том, почему так произошло. «Наверное, я сама в этом виновата!» – вздыхала женщина… Она понимала, что не была идеальной матерью, теперь, по прошествии всех этих лет, женщина видела свои ошибки и понимала, что можно бы было их избежать, если бы ей её сегодняшний опыт да в то время, когда она воспитывала сыновей…

… Валентина вышла замуж в 20 лет. К тому времени она окончила ПТУ и даже устроилась работать парикмахером: собственно, на работе она и познакомилась с Василием. Так как девушка работала недавно, то и стричь ей доверяли преимущественно мужчин: тех, кому достаточно было машинной стрижки. То есть, в таком случае парикмахер мог не обладать особым мастерством и опытом. Василий был одним из таких неприхотливых клиентов, на которых Валентина оттачивала своё мастерство. Он приходил в парикмахерскую раз в 1,5 – 2 месяца, чтобы обновить стрижку: стригся мужчина коротко. Естественно, что вскоре он познакомился с молоденькой парикмахершей и даже попытался пригласить её на свидание. Валентина поначалу отказывалась: мол, с незнакомыми мужчинами я на свидания не хожу. Но раз, наверное, на третий или четвёртый согласилась: в конце концов, назвать постоянного клиента незнакомцем у неё просто не поворачивался язык... Вася оказался обычным парнем, он работал на заводе и жил в общежитии. В этот городок он, как и Валя, приехал из деревни и, как и она, получив образование и профессию, остался здесь.

- Я не хочу возвращаться в деревню! – говорил Василий девушке, когда они бродили тёмными городскими улицами, – Там ведь работы толком нет, а за копейки на ферме горбатиться не охота! Развлечений тоже нет – ни кафе, ни кино, ни дискотек, – молодёжь повально выезжает…

- И я не хочу, – протянула Валя, – только у меня причины другие. Я старшая у родителей, а после меня ещё 5 братьев и сестёр. Родители всё время на работе: они у меня как раз на ферме и работают. С утра до ночи. Денег всё равно не хватает. Младшие всё донашивают за старшими: одежду, игрушки, санки… А я, получается, к тому же всем младшим за няньку. И покормить, и одеть, и проследить за всеми, и помыть, и во дворе присмотреть, чтобы не влезли куда… А кроме этого, сам понимаешь, хозяйство у родителей: корова, бычки, свиньи, гуси, куры… Всё это тоже на мне! Огород: то прополка, то полив, то урожай собрать. А к возвращению родителей ещё нужно было и ужин приготовить! Мне школа раем казалась! Хотя нередко меня мать дома оставляла: не кому было за малышнёй присмотреть. Или по хозяйству помочь… Мы картошку неделю копали всей семьёй: садили-то много, чтобы и на продажу хватало. Я тогда неделю в школу и не ходила… Как я радовалась, когда в город учиться уехала! Поэтому туда возвращаться я точно не собираюсь…

Совместную жизнь молодые люди начинали в семейном общежитии, где им выделили комнату после свадьбы. Хотя и свадьбы-то никакой и не было: Валентина и Василий подали заявление в загс, где их через месяц расписали. После этого на выходных свадьбу отпраздновали у родителей невесты: те по случаю даже поросёнка закололи. Туда же приехали и родители Василия, его взрослая сестра с мужем и детьми. Пригласили соседей и местных родственников, выставили столы во двор… Гуляли весело и дружно 2 дня и 2 ночи. В понедельник под вечер молодые супруги вернулись в город… 

Жили Валентина и Василий хорошо и дружно до тех пор, пока молодая женщина не забеременела. Узнав о беременности жены, Василий будто с ума сошёл: пустился во все тяжкие. Мужчина не пропускал ни одной юбки. Сколько раз Валентина заставала его в объятьях очередной подружки! Сколько раз они ссорились и скандалили по этому поводу! Однако менять что-либо в своём поведении Василий не считал нужным. Он был уверен, что жена теперь никуда не денется. А вокруг было столько красивых женщин…

-2

Валентине, действительно, идти было некуда: комнату в общежитии выделили Василию, а не ей. Дома, в деревне, её тоже не ждали: там и без неё, беременной, было тесновато… Приходилось терпеть и надеяться, что всё это закончится, когда она родит… 

Закончилось всё гораздо раньше. Закончилось тем, что мужчина подцепил очень неприятное венерическое заболевание. Естественно, принёс его домой, наградил жену…

Такого позора Валентина не переживала больше никогда! Ей, на 8-м месяце беременности, и вдруг – направление в венерический диспансер! Однако позор, как оказалось, был не самым страшным в этой ситуации. Самым страшным было то, что лечиться по стандартной схеме женщине было нельзя из-за беременности. А ребёнок внутри её тоже мог пострадать…

… Валентине сделали плановое кесарево сечение на 9-м месяце. После этого она прошла требуемый курс лечения. Естественно, от грудного вскармливания пришлось отказаться. Ребёнок, а у Вали родился мальчик, успел пострадать. Как выяснилось немного позже, заболевание сказалось на его умственном развитии: ему ещё в детском саду поставили диагноз «педагогическая запущенность»: воспитатели укоряли мать в том, что она недостаточно внимания уделяет воспитанию и развитию сына. Но уже в первом классе запущенность сменила ЗПР…

Валентина от мужа ушла. Этому поспособствовало не только то, что он её заразил. Не только то, что это отразилось на ребёнке. Но, главным образом то, что в то время, когда она лежала в роддоме, Василий, уже прошедший курс лечения, снова пошёл «налево». Он даже не знал, когда жену выписывают: та не смогла до него дозвониться, а на работе он взял отпуск за свой счёт. Вернувшись домой с младенцем на руках, Валентина застала мужа с соседкой. Та никогда не отличалась нравственностью и высокими моральными устоями. Они мирно спали, обнявшись, в супружеской постели Валентины и Василия, а на столе громоздились пустые бутылки из-под водки – по всей видимости, праздновали рождение сына. Такого позора Валентина пережить не смогла. Женщине дали комнату в другом общежитии, и спустя несколько дней она переехала. Муж, который так радовался рождению наследника, даже не помог ей перевезти вещи. Да и в жизни Рустама мужчина появлялся только в виде минимальных алиментов… Отец с сыном не общался. Особенно после того, как узнал о его диагнозе. Хотя в этом диагнозе была преимущественно его вина…

Валентина вышла на работу, когда Рустаму исполнилось 2 года: ей нужно было кормить сына. Мальчик пошёл в детский сад. Рустам рос не общительным, он мог часами сидеть, всматриваясь в одну точку или играть сам с собой одной машинкой. Дети мальчика не любили: нелюдимый, пассивный, тихий… Разговаривать Рустам начал уже после трёх лет, да и то кое-как. Рисовать, лепить, делать аппликации он так и не научился… У него не получалось учить стихи наизусть, он не отвечал на вопросы воспитателя на занятиях… Валентина тоже замечала, что с сыном не всё в порядке, но времени на то, чтобы заниматься с ним дополнительно, у неё не было. Она, в первую очередь, думала о том, чем ей его накормить и во что одеть… От родителей особой помощи не было: разве что продуктами. Да и то, чтобы их привезти, Валентине нужно было самой ехать в деревню, а это было не близко…

Со вторым мужем, Виктором, Валентина познакомилась случайно: он выходил из подъезда её общежития, когда она туда входила. Виктор и Валентина столкнулись. Мужчина попытался уступить дорогу женщине, а та – ему. В конце концов, они просто рассмеялись…

Оказалось, что Виктор приходил к другу, который живёт на Валентинином этаже. В следующий свой приход он зашёл к женщине с гостинцами. Вместо цветов он принёс им с сыном палку хорошей колбасы и банку шпротов. Для Валентины этот подарок оказался гораздо более ценным…

Виктор недолго ходил к Вале в гости: уже спустя пару месяцев она с сыном переехала к нему в однокомнатную квартиру. От Виктора Валя забеременела, когда они прожили вместе всего год. Они решили оставить ребёнка, расписались. Вскоре Валентина и Виктор получили трёхкомнатную квартиру… 

К Рустаму Виктор относился прохладно. Он пасынка не обижал, но как бы не замечал. Не сказать, что Рустам от этого страдал: мальчик привык сам себя занимать, привык к тому, что на него не обращают особого внимания ни дома, ни в саду, ни на улице… Рустам привык быть незаметным…

Гриша, второй сын Валентины, родился здоровым и активным малышом. Он быстро стал любимцем семьи: мать и отец души в нём не чаяли. Роль 6-тилетнего Рустама теперь сводилась к тому, что он не мешал матери, не отвлекал её от младшего брата.

- Мам, я хочу есть, – тихо говорил мальчик, дёргая Валентину за руку.

- Я занята, Рустам, ты что, не видишь?! – хмурилась женщина, – Уложу Гришу, потом тебя покормлю!    

Если сын не подходил к ней снова, Валя могла просто забыть о том, что тот не ужинал и отправить его спать голодным…

Лето Рустам проводил у Валиных родителей. Не сказать, чтобы там он был желанным гостем: возиться со странным малышом ни у кого не было особого желания. Да и времени тоже… К тому времени с отцом и матерью жили 3-е детей: 14-летние братья-близнецы Максим и Илья и 12-летняя Марина. Они-то и нянчили племянника. Ну, как нянчили… Кормили утром и отправляли гулять во двор. Здесь Рустам самостоятельно знакомился с окружающим миром. Иногда вечером, когда возвращались домой после работы бабушка и дедушка Рустама, они находили мальчишку в конуре Бобика – их дворового пса. Благо, тот был добрый и детей любил…  

Рустам пошёл в школу. Он так и не смог за первый класс научиться читать… Мальчика оставили на второй год… Возможно, если бы Валя уделяла ему хоть немного внимания, то он бы кое-как смог хоть чему-то научиться, но та была занята младшим ребёнком. Старший был предоставлен сам себе…

- Позорище! – выговаривала женщина сыну после разговора с учительницей, – Все нормальные дети пойдут во второй класс, а ты… Какой позор!

После того разговора Рустам понял, что к нормальным детям он не относится…

- А чего ты хотела?! – презрительно хмыкнул Виктор, – Он весь в отца, то есть ни умом, ни сообразительностью не отличается! Это же невооружённым взглядом видно! 

Валентина на защиту сына не встала, только вздохнула. Так Рустам убедился в том, что отчим был прав…

Гриша подрастал. Он радовал родителей своей сообразительностью, был шустрым и активным ребёнком. Его хвалили в детском саду, он был лидером в играх на детской площадке… Гриша прекрасно умел «управлять» своими родителями: они делали всё, что он хотел. Так же он волшебным образом руководил старшим братом. Рустам всегда делал то, что ему говорил брат. Он же отвечал за все его «залёты»: разбил Гриша любимую мамину вазу – наказали Рустама, потому что младший брат указал на него. При этом Рустам своей вины не отрицал. Упал Гриша на улице и порвал брюки: виноват Рустам, потому что не уследил за братом…

Гриша ел самые вкусные конфеты из новогодних подарков, ему всегда доставались самые вкусные куски и лучшие игрушки… Рустам относился к этому терпимо. Как и ко всему прочему. Иногда Валентина на эмоциях срывалась на старшем сыне. Тот молчал, и от этого она ещё больше злилась. Иногда Валентине казалось, что Рустам делает это специально…

Рустаму было 16, а Грише – 10, когда Валентина забеременела снова.

- Будем рожать! – сказал Виктор, – Вдруг будет девочка!

Мужчина очень хотел дочь… 

- А если снова пацан? – сомневалась Валентина.

- Ну, пацан – так пацан! – улыбнулся Виктор, – Где двое растут, там и третий не помеха! Поднимем! 

- Вить, я-то уже не молодая! – покачала головой Валентина, – Что люди-то скажут?! 

- А люди здесь причём?! Нам ребёнка воспитывать! – усмехнулся муж, – Можем себе позволить!

На тот момент Виктор работал водителем междугороднего автобуса и зарабатывал, действительно, неплохо…

Однако узнать о том, кто у него родился, Виктору было не суждено. Мужчина попал в аварию: его автобус на трассе столкнулся с фурой, водитель которой уснул за рулём. Виктор погиб на месте, но автобус от столкновения практически увёл: пострадал только он. Пассажиры остались живы…

В тот день, когда мужчина попал в аварию, Валентина попала в роддом. Ночью она родила сына. Назвала она малыша Сашей: так хотел назвать ребёнка муж. Валентина всё никак не могла поверить в то, что мужа больше нет. С рождением этого малыша жизнь Валентины изменилась. Она, казалось, растворилась в этом младенце. Для неё он стал воплощением мужа и их любви. Старшие дети оказались практически заброшенными. Если для Рустама ничего удивительного в этом не было: он жил так всю жизнь, то для Гриши такое отношение матери стало неприятной неожиданностью. Он всячески пытался привлечь её внимание к собственной персоне. Некоторые методы даже срабатывали… Чем старше становился Гриша, тем кардинальнее – его методы привлечения внимания…

- Что это?! – кричала Валентина, доставая из кармана сына пачку сигарет, – Это твоё, я спрашиваю?! 

- Моё, а что?! – ухмылялся Григорий, – Что ты мне сделаешь?! Запретишь?!

- Как ты с матерью разговариваешь?! Рустам в твоём возрасте такого себе не позволял!.. – ругалась Валентина, – Тебе всего 14 лет, не забыл?!

- Он и сейчас тихо в тряпочку молчит! С матерью живёт в 20 лет! – насмехался над братом Григорий, – От меня ты такого не дождёшься! Я тебе в рот заглядывать не буду!

В доме постоянно разгорались скандалы. Григорий прогуливал школу, не выполнял домашнее задание, грубил учителям… Валентину вызывали в школу не реже, чем раз в месяц. На уговоры брата и матери Григорий не обращал никакого внимания, на их предупреждения и угрозы – тоже. Парень связался с плохой компанией, шлялся по ночам, не ночевал дома, мог даже деньги у матери стащить… Так продолжалось достаточно долго, пока однажды вместе с дружками парень не обокрал ларёк у дома. При этом мальчишки избили сторожа до полусмерти: пожилой мужчина скончался в больнице. Григорию предстоял суд…

Валентина будто очнулась после зимней спячки. Она вдруг увидела, что, кроме Сашеньки, которого она оберегала, холила и лелеяла, у неё есть ещё 2 сыновей. Женщина добилась свидания с Григорием, она наняла ему хорошего адвоката. Деньги на это у неё были: Валентина работала, да и муж оставил ей наследство…

- Зачем ты пришла?! – злобно смотрел на неё Гриша. Парень был зол и напуган.

- Я всё сделаю, сын! – расплакалась Валентина, – Всё сделаю для того, чтобы наказание максимально смягчили! Зачем ты это сделал?! Чего тебе не хватало?!

- Ты уже всё сделала! – презрительно проговорил Гриша, – Это из-за тебя я пошёл на кражу, из-за тебя это всё случилось! Я просто хотел, чтобы ты заметила меня, обратила на меня внимание! Но у тебя теперь только один фаворит – Сашенька! Вот с ним и оставайся! 

- Сынок, прости меня! – рыдала Валентина, – Я не думала, что ты всё это воспримешь именно так…

- Уходи! Я не хочу тебя видеть! – отвернулся от неё сын…

Валентина наняла адвоката. Григорию дали всего 6 лет. Парень отправился в колонию. Валентина каждый месяц посылала ему посылки, ездила на свидания. Но сын мать так и не простил…

… - Мам, я уезжаю! – Рустам встретил мать на пороге, налил ей супа. Парень работал поваром в кафе – он любил готовить, окончил ПТУ по этой специальности. Дома он тоже нередко готовил еду.

- Куда уезжаешь?! – удивилась Валентина, – А как же мы: я и Саша?! Как же мы без тебя?! Кто мне с Сашкой поможет?!

- Мам, Саше уже 6 лет. Он в первый класс в следующем году пойдёт… Вы прекрасно без меня справитесь. А я хочу построить свою жизнь…

- Какую жизнь?! О чём ты, вообще, говоришь?! – всё ещё не понимала его мать.

- Я уезжаю в деревню. Ты же знаешь, я туда в последнее время часто ездил: помогал бабуле. Она сама не справляется, а дядьки и тётка разъехались или заняты: у всех свои семьи, свои дела… Там я и познакомился с Верой…

- С какой Верой?! – подозрительно прищурилась Валентина, – Почему я об этом ничего не знаю?!

- С Григоровой Верой, – с улыбкой проговорил Рустам, – Я не говорил тебе: мало ли что… Мы решили пожениться…

- С Григоровой?! Но ведь она старше тебя на 10 лет! У неё и ребёнок, по-моему, есть… Зачем тебе это?! Зачем ехать в глухую деревню, у тебя ведь и тут неплохо дела идут! И эта Вера… Она же старая для тебя! Да и ребёнок чужой… Кому нужны чужие дети?! – возмутилась Валентина. Её не так волновало то, что Вера была старше и наличие у неё ребёнка, как то, что вместе с Рустамом уедет и его довольно неплохая зарплата, которую он практически полностью отдавал ей.

- Мам, я ведь понимаю, что далеко не красавец, а и умом не блещу: ты мне это хорошо объяснила с самого детства. Поэтому на какую-то фотомодель не претендую. А Вера – она старше всего на 7 лет, кстати, – она хорошая, добрая и мне очень нравится. Я люблю её, а она – меня. Поэтому мы решили быть вместе. У неё есть жильё: старый дом её бабушки. Мы там вместе ремонт сделаем – и будем жить счастливо. Работу я уже нашёл: там в центре кафе открывается, меня к ним поваром позвали. Зарплатой обещали не обидеть: бабулин сосед – хозяин заведения. Кстати, и бабушка под присмотром будет: ей тяжело одной… Так что всё складывается хорошо…

- Я против того, чтобы ты уезжал! – нахмурилась Валентина, – Вера эта – хитрая и бывалая, она тобой просто пользуется! Знаю я таких, как она…    

- Я всё равно поеду, мам, – пожал плечами Рустам, – билет я уже купил, вещи собраны… А пользуешься мной, мне кажется, ты, а не Вера…

… У Валентины было 3 сына. Хорошие, ответственные мальчишки. По крайней мере, такими они казались ей в детстве. Сейчас, когда старшим сыновьям было за 30, их дороги разошлись: они практически не общались между собой. Валентина часто думала о том, почему так произошло. «Наверное, я сама в этом виновата!» – вздыхала женщина… Она понимала, что не была идеальной матерью, теперь, по прошествии всех этих лет, женщина видела свои ошибки и понимала, что можно бы было их избежать, если бы ей её сегодняшний опыт да в то время, когда она воспитывала сыновей…

… - Мам, да поедешь ты к своему Сашке! – вздохнул Рустам, – Отдохнёшь у нас – и поедешь! Он и сам скоро приедет сюда…

Рустам забрал мать из больницы: у той случился инсульт. Валентина жила в отдельной комнате в их большом, перестроенном из старого бабушкиного дома, коттедже. Невестка Вера ненавязчиво ухаживала за свекровью, помогала ей. У Веры с Рустамом было трое детей. Общим мужчина считал и Вериного сына от первого брака, который называл его «батей» и старался держаться рядом с ним.

- Я соскучилась по Саше! – капризно поджимала губы Валентина, – Когда уже он приедет?! Когда я смогу его увидеть?! 

- Да вот сессию сдаст – и приедет! – улыбался Рустам. Он вспоминал о том, как на днях наведался к брату в город: привёз ему продуктов и напомнил о том, что мать только что выписали из больницы, и она его очень ждёт. Саша же хвастался ему зачёткой с одними «5», говорил, что будет поступать в аспирантуру… А вот к матери он ехать не спешил: ждал какой-то конференции с каким-то известным профессором, который должен был приехать из Москвы… Привык он думать только о себе: таким уж его воспитали…

- Что там Гришка, не звонил? – подняла глаза на сына Валентина.

- Звонил, денег просил перевести… Он снова на зоне… – вздохнул Рустам, – Я немного скинул, но на этом всё: он взрослый мужик, пора за свои действия самому отвечать!

- Такой уж он уродился, – вздохнула Валентина. Хотя, конечно, прекрасно понимала, что это не так…  

… Было у Валентины 3 сына. Хорошие, казалось бы, мальчишки…

 Автор: Ирина Б.