Русский художник-портретист Валентин Александрович Серов (1865-1911), хоть и казался в жизни весьма серьёзным человеком, был не чужд юмора и любил пошутить.
☺
Иллюзия гвоздя
В мастерской Серова, справа от двери, в стену был вбит большой гвоздь.
На него слуга художника Василий, когда входил по вызову хозяина, всегда вешал свою фуражку.
И как-то раз Серов и Фёдор Шаляпин решили слугу разыграть.
Шаляпин клещами вытащил гвоздь. А Серов нарисовал на этом месте точно такой же, вместе с тенью. Получилось очень правдоподобно.
— Эй, Василий! — зычно позвал певец. — Тебя хозяин зовёт!
Слуга вошёл, и по своему обыкновению стал вешать фуражку на гвоздь. Она тут же упала.
Василий поднял фуражку и опять попытался её повесить. Фуражка снова полетела на пол.
Шаляпин и Серов стали громко смеяться.
Слуга посмотрел на них, потом на нарисованный гвоздь. Затем потрогал стену рукой. И догадавшись, что над ним пошутили, обиженно ушёл.
Явившись на кухню, он стал жаловаться кухарке:
— Всё-то у них, у господ, в голове чушь вредная. Целый день себе хи-хи да ха-ха… А деньжищи-то получают ого-го какие!
☺
Эксперты
Серов и его друг Константин Коровин работали вместе, в одной мастерской.
Однажды к ним, будучи в приподнятом настроении, зашёл Илья Репин. И стал показывать картину, которую он недавно купил за 15 рублей на рынке. Чем-то она ему понравилась.
А Серов и Коровин, с видом знатоков, говорят:
— Ерунда полнейшая… Тут плохо прописано… Здесь цвета неправильно подобраны… Зря деньги потратили, Илья Ефимович.
Репин повертел, повертел картину. И разочарованно бросил её себе под ноги.
— Правда ваша, господа. Дрянь работа… Давайте, чай пить.
Через некоторое время Серов подбирает картину с пола и, подмигнув Коровину, говорит:
— Хотя, если присмотреться… Вроде бы и хорошо нарисовано. У автора талант всё-таки есть.
Коровин поддерживает:
— Да, в целом, очень неплохое исполнение.
Репин начинает радостно соглашаться. И снова любуется картиной.
А Коровин через пару минут меняет своё мнение:
— Нет, мазня-мазнёй. Талантом тут и не пахнет. Любительщина какая-то.
Серов с серьёзным видом ему поддакивает:
— Верно, верно. Никудышная работа. Она и пяти рублей не стоит.
Репин снова в расстройстве.
— Запутали вы меня, братцы. Пойду-ка я лучше домой. Благодарю за чай.
☺
Розыгрыш наоборот
Как-то раз Серов задумал подшутить над Фёдором Шаляпиным.
Он незаметно проник в дом певца, и стал дожидаться, когда тот приедет с вечернего спектакля.
В планах художника было спрятаться, а потом внезапно выскочить из своего укрытия в карнавальной маске, напугав Шаляпина. Но тот очень долго не появлялся.
Утомившись от ожидания, Серов, прилёг на диван и укрылся пледом. Да так и уснул.
Явившийся под утро певец увидел спящего друга в карнавальной маске, подкрался к нему и гаркнул во всё горло:
— Полиция! Что Вы тут делаете?!
Серов тут же вскочил, не понимая, где он находится и что происходит.
Шаляпин долго смеялся:
— Хотел меня напугать, да сам напугался. Вот не надо рыть другому яму. Так-то.
☺
Царская шутка
Когда Серов закончил писать портрет царя Николая Второго, он принёс его в редакцию журнала «Мир искусства», с которым активно сотрудничал, чтобы показать своим друзьям.
А до этого он всем сотрудникам сказал, что государь вроде бы собирается лично посетить редакцию, чтобы пожертвовать журналу некоторую сумму денег.
Придя утром в редакцию раньше всех, художник установил царский портрет возле стола, чтобы было похоже, будто император сидит, положив на него руки. После чего он задрапировал верх картины и, с помощью штор, создал в комнате нужное сумрачное освещение.
Все входившие в помещение работники редакции испытали лёгкий шок и испуг.
А некоторые даже поздоровались с Их Императорским Величеством.
Серов был очень доволен, как портретом, так и своим розыгрышем.