Найти в Дзене
СЧАСТЬЕ и ОПТИМИЗМ

Занимательные истории о художнике Репине

Оглавление

В жизни выдающегося русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930) было много всего забавного и необычного. И вот смешные случаи из неё.

Не ждали

Несколько знаменитых работ Репина были куплены у автора создателем московской картинной галереи Павлом Михайловичем Третьяковым.

И как-то раз, когда Третьякова в городе не было, Илья Ефимович явился в галерею с красками и кистями.

Он сказал хранителям, что хозяин галереи, который был другом художника, разрешил ему немного подправить одну из работ. И попросил принести лестницу.

Затем, расположившись у своей картины «Не ждали», Репин стал вдохновенно переписывать лицо её главного персонажа — мужчины, который неожиданно для семьи вернулся домой с каторги.

Закончив писать, художник с довольным видом перетащил лестницу к картине «Иван Грозный и сын».

— Не волнуйтесь, — успокоил он встревоженных сотрудников, — я только чуточку подправлю в одном месте.

Однако после его подправки, голова царя на полотне приобрела совсем другой цвет.

А Репин уже разошёлся не на шутку, обрадовавшись возможности беспрепятственно дорабатывать свои картины. И, на глазах у изумлённых его наглостью хранителей, стал вносить существенные изменения в свою картину «Крестный ход в Курской губернии».

Через пару дней, узнав о такой самовольной авторской доработке экспонатов галереи, Третьяков (у которого художник разрешения не спрашивал) пришёл в настоящую ярость. И строго запретил пускать Репина с красками в галерейные залы.

В долгу не остался

Павел Михайлович Третьяков, после того, как Репин, без ведома хозяина галереи, дерзко подправил свои картины, вскоре и сам решился на подобное дело.

Ему давно уже не нравился цвет лица персонажа на одном из репинских портретов Льва Толстого. Он считал, что у писателя на картине выписан слишком румяный лоб, как будто он только что посетил баню.

А тут ещё и сильная обида возникла на художника, посмевшего без разрешения исправлять уже не принадлежавшие ему полотна.

И Третьяков, воодушевлённо взяв краски и кисть, принялся дорабатывать картину Репина, убирая красноту на портрете Толстого.

Все сделанные в тот день изменения так и остались на этой картине.

Картина Репина «Приплыли»

Это крылатое выражение известно всем.

Оно означает неожиданное попадание в неловкую ситуацию.

В которую прямо сейчас попадут те читатели этих строк, кто твёрдо убеждён в том, что у Репина есть такая картина.

А вот и нет у Ильи Ефимовича подобной работы. И никогда не было.

А существует некая картина под названием «Монахи (Не туда заехали)» кисти художника Льва Григорьевича Соловьёва.

На полотне изображены купающиеся в реке молодые женщины и внезапно подплывшая к ним по течению лодка с монахами, которые ошалело взирают на обнажённые женские тела.

Когда картина впервые предстала перед зрителями в Третьяковской галерее, её выставили в репинском зале рядом с известными работами Ильи Ефимовича. Поскольку она была написана в духе художников-передвижников, к которым относился Репин.

А на маленькую табличку с указанием автора, посетители внимания не обратили. Тем более, что у Льва Соловьёва других работ в галерее не имелось.

Народ тут же переименовал прикольное полотно в «Приплыли». И по свету пошла гулять не менее прикольная фраза о якобы репинской картине.

Илья Ефимович Репин.
Илья Ефимович Репин.

Бурлаки на Неве

Репину стал по-настоящему знаменит после своей картины «Бурлаки на Волге».

Однако впервые Илья Ефимович увидел бурлаков вовсе не на Волге. А на Неве. И он был буквально потрясён их угрюмым и истерзанным внешним видом.

Сначала художник хотел изобразить грязных и оборванных бурлаков на одной картине с праздной богатой публикой, показав этим яркий социальный контраст. Но потом отказался от такой идеи.

Работая над полотном, Репин специально ездил на Волгу, смотреть на работу тамошних бурлаков.

И его проникновенная картина стала явлением в мире живописи.

Эмиграция усадьбы

С 1903 года Репин жил с семьёй в усадьбе «Пенаты», в финской Куокколе, на живописном берегу Финского залива, в 45-ти километрах от Санкт-Петербурга.

И в 1917 году, когда после революции Финляндия обрела свою независимость, художник в 73 года, никуда не уезжая из России, вместе с усадьбой неожиданно для себя оказался в эмиграции.

Граница с СССР проходила совсем рядом с Куокколой.

А через 10 лет после смерти Репина в 1930 году (он был похоронен на территории «Пенатов»), сразу перед войной, усадьба вернулась из эмиграции обратно в Россию. И сразу же в ней был открыт музей художника.

К сожалению, во время Великой Отечественной войны все постройки в «Пенатах» сгорели.

Однако ценные мемориальные экспонаты, связанные с жизнью и творчеством Репина, были эвакуированы и сохранены.

С 1948 года Куоккола стала называться посёлком Репино.

А к 1962 году, по многочисленным довоенным фотографиям усадебных построек, все они были успешно восстановлены.

Активная жена

В 1900-м году второй женой Репина стала весьма экстравагантная и энергичная особа — писательница Наталья Борисовна Нордман, которая была на 19 лет моложе художника.

Она являлась дочерью адмирала и крестницей царя Александра Второго.

Все знакомые Репина были очень удивлены такому странному союзу художника с женщиной, названной Корнеем Чуковским «дурой с затеями» и «Маниловым в юбке».

Однако, в чём-то недалёкая и при этом страстно увлекавшаяся разными экзотическими идеями дама, сумела сильно привязать к себе Илью Ефимовича.

Наталья была доброй по натуре, но чересчур деятельной и напористой, что часто напрягало общавшихся с ней людей.

Она подчинила жизнь в имении «Пенаты», подаренном ей Репиным, определённому распорядку, который позволял художнику плодотворно работать.

Многочисленные гости приглашались в дом только по средам. Где их потчевали исключительно по-вегетариански, поскольку Нордман активно проповедовала отказ от мясного и молочного. И заставляла всех следовать этой идее, раздавая гостям самодельные книжечки под названием «Мы не едим других»

Кроме того, Наталья настойчиво советовала окружающим отказываться от дорогих мехов. И сама носила зимой пальто, утеплённое опилками.

Илья Репин и Наталья Нордман.
Илья Репин и Наталья Нордман.

Самообслуживание

Введя в имении «Пенаты» строгую вегетарианскую диету, его хозяйка вскоре избавилась и от слуг в доме, от лакеев, кухарок и горничных.

Повсюду в комнатах были развешаны таблички с надписями: «Прислуга — позор человечества», «Не ждите прислуги, её нет», «Надевайте одежду сами».

Приходя в дом, гости возвещали о своём приходе, ударяя в специальный гонг. И при раздевании и одевании, они не должны были пользоваться посторонней помощью. В доме действовал запрет на то, чтобы кто-либо кому-либо что-либо подавал.

Для обеда гостей усаживали за большой круглый стол для множества человек.

Центральная часть стола свободно вращалась. И любой гость, повертев ручку, мог пододвинуть к себе любое из многочисленных овощных и фруктовых блюд.

Использованная посуда клалась в выдвижные ящики стола.

Питание сеном

Жена Репина, Наталья Нордман, являясь воинствующей вегетарианкой, глубоко уверовала в то, что самой полезной для организма пищей являются блюда из… сена.

И многие гости приезжали в «Пенаты», не только для интересного общения с художником и его друзьями, но и для того, чтобы попробовать экзотические репинские супы из сена, о которых они были наслышаны.

Суп из сена, чай из сена и другая растительная пища в семье употреблялись ежедневно.

И Репин (имевший, кстати, вегетарианскую фамилию), в одном из писем своему другу Перперу, так писал об этой еде: «Я чувствую, как благотворный сок трав освежает, очищает кровь… Выброшены яйца (вреднейшая пища), устранены сыры и мясо... Вот салаты! Какая прелесть! Какая жизнь (с оливковым маслом!). Бульон из сена, из кореньев, из трав — вот настоящий эликсир энергии!».

Однако некоторые гости тайно привозили с собой в «Пенаты» ветчину. И, сразу же после вегетарианских обедов, уединившись, её поедали.

Да и сам художник, провожая гостей на станцию, иногда вместе с ними, пока жена не видит, в тамошнем буфете употреблял сытные мясные закуски.

Нордман активно читала лекции о вегетарианстве, призывала всех кушать овощи вместе с ботвой. И уверяла, что травяной суп даёт человеку чувство сытости на 24 часа.

В одной из своих книг она писала: «Представьте себе, какие колоссальные народные экономии были бы, если б сено, как рациональное питание, было бы введено в войска, институты, учебные заведения. Что, если бы народ проникся сознанием, что нет для него голода, когда под руками есть хоть щепотка сена».

Свежий сон на морозе

Когда Репину было 35 лет, он услышал от одного студента медицинского института о том, что спать на свежем воздухе очень полезно для здоровья. И с тех пор, до самого конца своей жизни, он спал либо на улице, в голубятне, либо на балконе, либо зимой в помещении, где распахнуты окна.

В закрытой комнате художник заснуть не мог.

В его доме даже имелась специальная спальня с открытыми окнами, для полезного зимнего сна, которая именовалась «холодной».

Все члены семьи были обязаны находиться в ней ночью, даже в самые суровые морозы.

Детей помещали в спальные мешки, подшитые заячьим мехом. И часто они просыпались утром все в инее и снегу. А у папеньки на бороде и усах образовывались ледяные сосульки.

Даже спустя много лет, дети Репина с большим внутренним содроганием вспоминали те жуткие морозные ночёвки в «холодной».

Тост за гениальность

Однажды, один из гостей Ильи Ефимовича, во время дружеского застолья, произнёс торжественный тост:

— Я хочу воздать славу гениальному художнику Репину, создавшему гениальную картину «Боярыня Морозова»! Ура!

В ответ на это хозяин дома сердечно поблагодарил гостя за тёплые слова. И сказал, что он тоже считает картину с изображением боярыни Морозовой, гениальной. Даже несмотря на то, что её написал не он, а Василий Суриков.

Тренер по танцам

Жена Репина Наталья Нордман тщательно заботилась о физической форме своего мужа. И для того, чтобы его тело было пластичным и подвижным, каждый вечер подолгу танцевала с ним под граммофонные пластинки.

Даже приехав немного погостить ко Льву Толстому в Ясную Поляну, она продолжала проводить с супругом свои интенсивные танцевальные тренировки.

И по вечерам, до самой глубокой ночи, под музыку граммофона, она танцевала с Ильёй Ефимовичем прямо под окнами яснополянского дома. Не давая спокойно спать великому писателю и его домочадцам.

Портрет портретиста

После личного знакомства с Владимиром Маяковским на даче у Корнея Чуковского, Репин, не смотря на своё неприятие футуристов (которых он называл «футурнёй»), очень высоко оценил творчество поэта. И стал, при каждой встрече (а они тогда происходили весьма часто), приглашать его в свою мастерскую для написания портрета.

Он приготовил большой холст, нужные кисти и краски. И очень хотел запечатлеть «вдохновенную шевелюру» молодого поэта, считая густые растрёпанные волосы его характерной чертой.

В условленный день Маяковский пришёл позировать Репину. Однако перед этим специально постригся наголо.

Художник был в шоке. И сразу же потерял всякое желание рисовать.

Маяковский попытался смягчить произведённый им негативный эффект.

— Да не переживайте Вы так, волосы скоро отрастут.

Однако портрет поэта так и не был Репиным написан.

А получилось всё наоборот.

Маяковский, в виде шаржа, сам нарисовал портрет художника. И подарил его на память Илье Ефимовичу.

Шарж Владимира Маяковского на Илью Репина.
Шарж Владимира Маяковского на Илью Репина.

Честный мастер

В живописи Репин был строгим реалистом и очень ценил хорошую натуру.

Однажды его и художника Илью Галкина пригласили в царский дворец для создания портрета императрицы Александры Фёдоровны.

К живописцам вышла беременная царица с недовольным надменным выражением лица и, нервно покусывая свои тонкие губы, стала позировать.

Илья Ефимович так и принялся её писать, без особых ухищрений. Получился правдивый реалистичный набросок злой беременной немки.

К художнику подошёл придворный министр и, глянув на изображение, пришёл в ужас.

— Боже! Что Вы такое нарисовали! Посмотрите на работу Вашего коллеги. Там совершенно всё по-другому.

Репин направился к Галкину, и увидел на его мольберте милый портрет доброй феи с ангельскими глазами.

— Очень прошу меня простить, — сказал он министру. — Но я так писать не умею.

Авторская экспертиза

Как-то раз в имение Репина приехали из Петербурга три солидных бородатых купца, чтобы подтвердить авторство купленных ими по дешёвке картин, якобы репинских.

Они чинно разложили перед художником свои приобретения, на которых весьма правдоподобно красовались поддельные репинские подписи.

Едва взглянув на эти базарные «шедевры», живописец схватился за голову и стал громко ругаться:

— Какая дрянь! Отвратительные фальшивки! Быстрее уберите прочь от меня эту мазню!

Недовольные визитёры принялись, сопя, упаковывать свои трофеи. А один купец с большим сожалением произнёс:

— Зря Вы, Илья Ефимович, отказываетесь. Присмотритесь внимательнее, картины-то красивые.

Женщина вместо Шаляпина

В 1914 году в «Пенаты» к Репину прибыл для позирования прославленный бас Фёдор Иванович Шаляпин.

Пообщаться с великим певцом собралось много друзей художника. И среди них был профессиональный фотограф Карл Булла. Который воспользовался возможностью запечатлеть процесс рисования.

Певец привёз с собой своего любимого пёсика Бульку. И возлёг с ним для позирования на турецкий диван, который после визита знаменитости получил в семье название «шаляпинский».

Однако впоследствии, работая над портретом певца по памяти, требовательный к себе Илья Ефимович так и не смог закончить полотно, многократно переписывая лицо.

И завершилась эта история тем, что на большом холсте, вместо Шаляпина, Репин, в конце концов, нарисовал… обнажённую женщину.

А вот дочь художника Вера, наблюдая за отцом, писавшим певца вживую, сумела тогда сделать удачный рисунок, на котором были изображены и Репин, и его натурщик.

Эта картинка была помещена на выставку, после чего её купил один из посетителей за 500 рублей.

Фёдор Шаляпин позирует Илье Репину.
Фёдор Шаляпин позирует Илье Репину.

Похвала мастера

Однажды Репин, обсуждая с другими художниками эскизы своих учеников, выбрал откровенно плохой эскиз и объявил его самым лучшим из всех.

— И что же тут замечательного? — удивлённо спросили у него.

— А вот посмотрите, — отвечал Илья Ефимович. — Если этот эскиз хорошенько заново перерисовать, добавить кое-что, кое-что переработать, кое-что убрать, а после сделать по эскизу картину, то, возможно, это будет очень даже неплохая работа.

Собачий шедевр

Однажды зимой, гуляя по «Пенатам» вместе с хозяином усадьбы, Корней Чуковский заметил на дорожке жёлтое пятно, по-видимому оставленное собакой. Он тут же ногой стал засыпать его снегом.

На что Репин с горечью воскликнул:

— Эх, испортили такую замечательную композицию. А я три дня в это место специально ходил, чтобы любоваться волшебными переливами янтарных тонов.

Начинающие скульпторы

Находясь в гостях на даче у купца-мецената Саввы Мамонтова в Абрамцево, Репин пошёл гулять по посёлку. И остановился возле двух древних фигур каменных баб, установленных неподалёку.

Фигуры были одинаково бесполыми. И двое детей, мальчик и девочка, набрав глины в мастерской скульптора Антокольского, находившейся в Абрамцево, решили сделать одну из фигур мужской.

— Ах, какие молодцы! — восхитился художник. — Юные скульпторы! Настоящие продолжатели дела великого Антокольского! Пойдёмте, я представлю вас широкой публике.

И торжественно повёл детей, измазанных глиной, на дачу Мамонтовых, где собрались гости.

Мальчик был сыном профессора Мстислава Прахова, а девочка была дочерью Надей самого художника.

Вот и пойми его правильно

Репин, оценивая творения молодых живописцев, которые являлись кандидатами для вступления в Общество передвижных выставок, зачастую был очень непоследовательным.

Например, начинал искренним образом нахваливать какую-нибудь захудалую работу, восхищаясь талантом её автора.

А на следующий день брал в руки ту же самую картину и называл её бездарной мазнёй человека, который совершенно не разбирается в живописи.

Сбежавшая натура

Как-то раз зимой писатель Иван Бунин приехал к Репину позировать для портрета.

На улице трещал мороз, но печь в доме не топилась. Более того, окна были приоткрыты. И сам художник встретил гостя в тёплой шапке, шубе и валенках.

Он отвёл Бунина в мастерскую, где тоже был лютый холод. И пообещал ему славное угощение в виде травяных блюд, очищающих душу и тело.

Тут же писатель вдруг вспомнил, что его ждут очень срочные дела в Петербурге. И, пообещав, что на следующий день обязательно приедет, поспешил покинуть «Пенаты».

Прибыв на вокзал, он немедленно побежал в буфет, выпил и плотно закусил, после чего поехал в столицу.

А на следующий день отправил Репину телеграмму с извинениями из-за того, что не может приехать, поскольку его, якобы, неотложно вызвали в Москву.

Экономия на трамваях

Репин не был жадным человеком. Он деятельно занимался благотворительностью и кормил в своём доме всех желающих обильными вегетарианскими обедами.

Но и экономить деньги, при удобном случае, считал не лишним.

Художник весьма богато одевался. Однако при этом всегда старался приезжать в Петербург пораньше утром, чтобы брать в трамвае билет за пятачок. Поскольку днём проезд стоил уже 10 копеек.

Лекция физиолога

Как–то раз в гости к Репину, в числе других гостей, приехал академик медицины Иван Тарханов. И увидел в мастерской художника портрет мальчика.

— Какой интересный портрет. А Вы знаете, Илья Ефимович, я Вам, как физиолог, скажу, что это явный клинически выраженный тип наследственного идиотизма.

— Очень любопытно, — оживился художник. — Ну-ка, расскажите об этом подробнее.

Вокруг тут же собрались слушатели. И Тарханов охотно поведал им о том, что на картине видны определённые признаки вырождения. И что, судя по всему, родители мальчика имели отклонения, как дегенераты.

Закончив свою мини-лекцию, академик спросил:

— А кто изображён на портрете?

Репин в задумчивости ответил:

— Это мой сын Юрий.

Реалист

Однажды Репин делал на заказ портрет одной знатной дамы.

Поработав с эскизом, он закончил картину и сообщил об этом мужу своей клиентки.

Тот лично приехал за портретом. И Репин показал ему готовую работу.

— Удивительно похоже у Вас получилось, Илья Ефимович, — воскликнул господин. — Представляю, как жена будет ругаться.

Художественные штаны

Как-то раз Репин гулял с супругой по Петербургу. Она зашла в магазин, а он заглянул в мастерскую художников Константина Коровина и Валентина Серова, которая была неподалёку. В том числе и для того, чтобы похвастаться перед коллегами своим дорогим, только что купленным, костюмом.

Заговорившись, Илья Ефимович, сел на стул, на котором лежала палитра. И брюки были сильно испачканы разноцветными красками.

Идти на улицу с таким художественным задом Репин не рискнул. Тем более, что строгая жена не оценила бы это произведение искусства.

И друзья-коллеги, заставив Илью Ефимовича нагнуться, мастерски зарисовали испачканное место красками, подобранными под цвет брюк.

Супруга так ничего и не заметила.

Ценный автограф

Одна дама купила на базаре за 10 рублей какую-то дрянную картину с подписью Репина. И, чтобы удостовериться в её подлинности, явилась со своим приобретением к художнику.

Тот посмеялся над фальшивкой и размашисто написал на обороте картины: «Это не Репин!».

Прошло несколько лет. И женщина продала эту подделку с настоящим автографом мастера за 100 рублей.

Антисоветчик

Руководство СССР очень хотело вернуть в страну знаменитого на весь мир художника Репина, который проживал в Куокколе, совсем рядом с финско-советской границей.

Вопрос о его возвращении специально обсуждался в высоких партийных инстанциях и были даже приняты соответствующие решения правительства.

Репина упрашивали вернуться Анатолий Луначарский и другие советские государственные деятели. К нему для уговоров посылали художников, писателей, издателей, чекистов. Но всё было напрасно.

Хотя, в определённый момент, Илья Ефимович уже почти был согласен на ознакомительный визит на родину, вместе со своими близкими. Но семья Репина категорически отказалась ехать.

Нарком обороны Климент Ворошилов написал художнику тёплое дружеское письмо с приглашением. Но это тоже не помогло.

Не оставляя надежд на возвращение упрямого живописца, к нему с визитом откомандировали его близкого друга Корнея Чуковского. Тот должен был обещать художнику всевозможные жизненные блага в СССР, огромный почёт, сталинские премии и самые лучшие условия для работы.

Однако, вдоволь нагостившись у Репина, писатель вернулся назад ни с чем. И доложил куда следует, что, несмотря на щедрые посулы и героические усилия уговорщика, Репин перебираться в СССР не желает.

А сам Илья Ефимович, после отъезда дорогого друга, записал в своём дневнике: «Приезжал Корней. Советовал не возвращаться».

Илья Репин и его картины «Бурлаки на Волге», «Не ждали» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Илья Репин и его картины «Бурлаки на Волге», «Не ждали» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Ещё мои статьи: