Русский художник-пейзажист Константин Алексеевич Коровин (1861—1939) любил жизнь, природу, юмор и шутки. И стал одним из героев нескольких забавных баек.
☺
Чехов и медали
Коровин и Исаак Левитан, окончив московское Училище живописи, ваяния и зодчества, получили за успехи серебряные медали.
И поспешили с гордостью продемонстрировать их своему другу Антону Чехову.
Тот взглянув на регалии художников, разочарованно сказал:
— Да они у вас совсем не настоящие…
— Почему? — удивлённо спросили друзья.
— Потому, что у них ушек не имеется. На шею нельзя повесить. Объегорили вас с медалями, голубчики мои. Вот у городовых медали настоящие.
☺
Фальшивый испанец
Как-то раз известный предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов позвал к себе на ужин известных русских художников — Константина Коровина, Василия Поленова, Илью Репина и Виктора Васнецова.
После щедрой трапезы хозяин дома решил показать именитым живописцам новый экспонат своей картинной коллекции — этюд, якобы выполненный испанским художником. Однако настоящим автором этюда был Коровин.
В то время Репин был очень увлечён работами испанских мастеров, только о них и говорил. И Мамонтову хотелось его разыграть.
Илья Ефимович пришёл в восхищение и принялся от души нахваливать эскиз:
— Это истинный испанец! Наши так писать не умеют. Букет ярких красок, сочность, замечательная передача тонов… Прекрасно, прекрасно!
Поленов и Васнецов одобрительно кивали Репину.
Коровин заулыбался. А Мамонтов стал хохотать, протягивая руки к Константину Алексеевичу:
— Вот он — наш великолепный испанец! Стоит, скромно улыбается… А ведь отлично пишет, не поспоришь. Не хуже хвалёных испанцев.
☺
Небольшое поручение
Как-то раз Коровин заехал к Савве Мамонтову. И тот попросил его выполнить небольшое поручение.
— Надо отвезти в правление Ярославской железной дороги тюк с техническими документами. Там передашь его моему брату. А потом мы отправимся с тобой в Абрамцево.
Художник сел в повозку, и вскоре груз был благополучно доставлен по назначению.
А когда Коровин вернулся к Мамонтову, тот угостил его вкусным обедом и признался, что в тюке было 10 миллионов рублей.
Это являлось взносом на постройку Архангельской железной дороги.
Промышленник боялся отправлять столь ценный груз с теми, кто о нём знал. Да и сам бы не решился его везти, опасаясь ограбления. А беззаботный художник ни у кого никаких подозрений не вызывал.
☺
Рыбалка с песней
Когда Коровин учил Фёдора Шаляпина рыбачить на озере, они немного отплыли на лодке от берега.
И певец, из-за избытка чувств и хорошей акустики, вдруг стал громко петь: «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке…».
Художник попросил его прекратить пугать рыбу. Но друг вошёл во вкус и никак не хотел умолкать.
Тогда Коровин, как был в одежде, прыгнул в воду и поплыл к берегу.
— Лови сам на свою песню! — обиженно крикнул он Шаляпину и ушёл.
Вечером певец явился со множеством рыбы. И сказал, что он твёрдо решил прекратить свою певческую деятельность и посвятить дальнейшую жизнь рыболовству.
☺
Новатор с револьвером
Став в 1910-м году главным декоратором Императорских театров, Коровин внёс свежие интересные идеи в оформление спектаклей. За что его нещадно критиковали.
Тем не менее, художнику удалось создать оригинальные костюмы и декорации ко множеству известных постановок.
Однако поначалу работникам сцены очень не нравилось то, что делал Коровин.
Маляры умышленно портили новые готовые декорации. И добавляли соль в краску, чтобы она долго не высыхала.
Актёры, не желая надевать придуманные художником костюмы, начинали их сознательно рвать и пачкать.
Тогда Коровин приобрёл себе небольшой револьвер в кобуре. И стал демонстративно носить его на поясе.
Театральный саботаж быстро сошёл на нет.
☺
Привидение
Как-то раз на дачу к Коровину в Охотино приехали два архитектора. Один из них был очень пугливым и суеверным человеком.
И художник, вместе со своим другом Фёдором Шаляпиным, решил разыграть новых гостей.
Недалеко от дома была необычная скамья, сделанная в виде холма.
Коровин, между делом, сказал гостям, что это могила бывшего владельца дома, умершего странной смертью. Который часто, в полночь, появляется в этом месте, в виде приведения.
Поздним вечером все собрались на веранде, дожидаясь полуночи.
Когда часы пробили 12 раз, холм вдруг стал светиться слабым сиреневым цветом.
— Вот оно, началось! — громко прошептал Шаляпин, сделав испуганное лицо. — Давайте подойдём чуть ближе.
Компания с опаской приблизилась к загадочному объекту.
И тут, над мерцающим холмом, трепеща, поднялось вверх нечто белое.
— Призрак! Это он! — крикнул певец. И, схватившись за сердце, со стоном повалился на землю.
Коровин подскочил к нему и вскоре констатировал:
— Господа, пульса нет. Видимо сердце не выдержало…
Архитекторы тут же побежали в дом и заперлись в своей комнате.
А едва пропели петухи, они с вещами сбежали с дачи, уехав потом в Москву.
И ещё долго по городу ходили слухи о привидении на даче Коровина и о трагической смерти там великого Шаляпина.
Ну, а роль таинственного призрака исполнила обычная белая простыня, которую на верёвочке, протянутой через ветку дерева над холмом, поднял вверх специально нанятый деревенский парнишка. Он же в полночь и зажёг несколько спиртовок на фальшивой «могиле».
☺
Совет другу
К Коровину, во время активных революционных событий в стране, заглянул его друг Фёдор Шаляпин.
— Костя, сегодня мне предстоит петь перед конными матросами. Сказали, что требуется обязательно выступить. Ты не знаешь, кто они такие?
— Нет, я не знаю, кто такие конные матросы, — ответил Коровин в суровой задумчивости. — Но уезжать отсюда нужно…
☺
Несостоявшийся портрет
В 1918-м году к Константину Алексеевичу в квартиру явился комендант дома, ходивший всё время в нетрезвом состоянии.
— Слушай, Коровин, ты буржуазейного класса?
— Да.
— Значит, элемент?
— Элемент.
— Не трудовой?
— Не трудовой.
— Тогда тебе тут жить нельзя. Ты же не рабочий.
— Нет, я рабочий. Я картины рисую.
— А меня можешь срисовать?
— Могу.
— Срисуй меня для мово удовольствия.
— Хорошо. Но только всё получится так, как есть, — в пьяном виде.
— А по-другому нельзя?
— Нельзя.
— Ладно… Я к тебе тверёзым рисоваться приду.
И больше он художника не беспокоил.
☺
Мастер на улице
В Париже, на одном из бульваров, установив передвижной мольберт, вдохновенно работал художник.
К нему подходили прохожие, любовались его творением и негромко обсуждали картину между собой.
Небольшая группа русских туристов тоже остановилась рядом. И долго не могла оторвать глаз от умелых движений живописца и от его холста.
Один из туристов восторженно сказал по-русски:
— До чего же здорово французские мастера умеют передавать цвета…
— Особенно, если они научились рисовать в России, — не отрываясь от работы, по-русски ответил художник.
Это был живший в эмиграции Константин Алексеевич Коровин.