Найти тему
СЧАСТЬЕ и ОПТИМИЗМ

Занятные истории из жизни художника Коровина

Оглавление

Русский художник-пейзажист Константин Алексеевич Коровин (1861—1939) любил жизнь, природу, юмор и шутки. И стал одним из героев нескольких забавных баек.

Чехов и медали

Коровин и Исаак Левитан, окончив московское Училище живописи, ваяния и зодчества, получили за успехи серебряные медали.

И поспешили с гордостью продемонстрировать их своему другу Антону Чехову.

Тот взглянув на регалии художников, разочарованно сказал:

— Да они у вас совсем не настоящие…

— Почему? — удивлённо спросили друзья.

— Потому, что у них ушек не имеется. На шею нельзя повесить. Объегорили вас с медалями, голубчики мои. Вот у городовых медали настоящие.

Фальшивый испанец

Как-то раз известный предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов позвал к себе на ужин известных русских художников — Константина Коровина, Василия Поленова, Илью Репина и Виктора Васнецова.

После щедрой трапезы хозяин дома решил показать именитым живописцам новый экспонат своей картинной коллекции — этюд, якобы выполненный испанским художником. Однако настоящим автором этюда был Коровин.

В то время Репин был очень увлечён работами испанских мастеров, только о них и говорил. И Мамонтову хотелось его разыграть.

Илья Ефимович пришёл в восхищение и принялся от души нахваливать эскиз:

— Это истинный испанец! Наши так писать не умеют. Букет ярких красок, сочность, замечательная передача тонов… Прекрасно, прекрасно!

Поленов и Васнецов одобрительно кивали Репину.

Коровин заулыбался. А Мамонтов стал хохотать, протягивая руки к Константину Алексеевичу:

— Вот он — наш великолепный испанец! Стоит, скромно улыбается… А ведь отлично пишет, не поспоришь. Не хуже хвалёных испанцев.

Савва Мамонтов и Константин Коровин.
Савва Мамонтов и Константин Коровин.

Небольшое поручение

Как-то раз Коровин заехал к Савве Мамонтову. И тот попросил его выполнить небольшое поручение.

— Надо отвезти в правление Ярославской железной дороги тюк с техническими документами. Там передашь его моему брату. А потом мы отправимся с тобой в Абрамцево.

Художник сел в повозку, и вскоре груз был благополучно доставлен по назначению.

А когда Коровин вернулся к Мамонтову, тот угостил его вкусным обедом и признался, что в тюке было 10 миллионов рублей.

Это являлось взносом на постройку Архангельской железной дороги.

Промышленник боялся отправлять столь ценный груз с теми, кто о нём знал. Да и сам бы не решился его везти, опасаясь ограбления. А беззаботный художник ни у кого никаких подозрений не вызывал.

Рыбалка с песней

Когда Коровин учил Фёдора Шаляпина рыбачить на озере, они немного отплыли на лодке от берега.

И певец, из-за избытка чувств и хорошей акустики, вдруг стал громко петь: «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке…».

Художник попросил его прекратить пугать рыбу. Но друг вошёл во вкус и никак не хотел умолкать.

Тогда Коровин, как был в одежде, прыгнул в воду и поплыл к берегу.

— Лови сам на свою песню! — обиженно крикнул он Шаляпину и ушёл.

Вечером певец явился со множеством рыбы. И сказал, что он твёрдо решил прекратить свою певческую деятельность и посвятить дальнейшую жизнь рыболовству.

Новатор с револьвером

Став в 1910-м году главным декоратором Императорских театров, Коровин внёс свежие интересные идеи в оформление спектаклей. За что его нещадно критиковали.

Тем не менее, художнику удалось создать оригинальные костюмы и декорации ко множеству известных постановок.

Однако поначалу работникам сцены очень не нравилось то, что делал Коровин.

Маляры умышленно портили новые готовые декорации. И добавляли соль в краску, чтобы она долго не высыхала.

Актёры, не желая надевать придуманные художником костюмы, начинали их сознательно рвать и пачкать.

Тогда Коровин приобрёл себе небольшой револьвер в кобуре. И стал демонстративно носить его на поясе.

Театральный саботаж быстро сошёл на нет.

Привидение

Как-то раз на дачу к Коровину в Охотино приехали два архитектора. Один из них был очень пугливым и суеверным человеком.

И художник, вместе со своим другом Фёдором Шаляпиным, решил разыграть новых гостей.

Недалеко от дома была необычная скамья, сделанная в виде холма.

Коровин, между делом, сказал гостям, что это могила бывшего владельца дома, умершего странной смертью. Который часто, в полночь, появляется в этом месте, в виде приведения.

Поздним вечером все собрались на веранде, дожидаясь полуночи.

Когда часы пробили 12 раз, холм вдруг стал светиться слабым сиреневым цветом.

— Вот оно, началось! — громко прошептал Шаляпин, сделав испуганное лицо. — Давайте подойдём чуть ближе.

Компания с опаской приблизилась к загадочному объекту.

И тут, над мерцающим холмом, трепеща, поднялось вверх нечто белое.

— Призрак! Это он! — крикнул певец. И, схватившись за сердце, со стоном повалился на землю.

Коровин подскочил к нему и вскоре констатировал:

— Господа, пульса нет. Видимо сердце не выдержало…

Архитекторы тут же побежали в дом и заперлись в своей комнате.

А едва пропели петухи, они с вещами сбежали с дачи, уехав потом в Москву.

И ещё долго по городу ходили слухи о привидении на даче Коровина и о трагической смерти там великого Шаляпина.

Ну, а роль таинственного призрака исполнила обычная белая простыня, которую на верёвочке, протянутой через ветку дерева над холмом, поднял вверх специально нанятый деревенский парнишка. Он же в полночь и зажёг несколько спиртовок на фальшивой «могиле».

Константин Коровин и Фёдор Шаляпин.
Константин Коровин и Фёдор Шаляпин.

Совет другу

К Коровину, во время активных революционных событий в стране, заглянул его друг Фёдор Шаляпин.

— Костя, сегодня мне предстоит петь перед конными матросами. Сказали, что требуется обязательно выступить. Ты не знаешь, кто они такие?

— Нет, я не знаю, кто такие конные матросы, — ответил Коровин в суровой задумчивости. — Но уезжать отсюда нужно…

Несостоявшийся портрет

В 1918-м году к Константину Алексеевичу в квартиру явился комендант дома, ходивший всё время в нетрезвом состоянии.

— Слушай, Коровин, ты буржуазейного класса?

— Да.

— Значит, элемент?

— Элемент.

— Не трудовой?

— Не трудовой.

— Тогда тебе тут жить нельзя. Ты же не рабочий.

— Нет, я рабочий. Я картины рисую.

— А меня можешь срисовать?

— Могу.

— Срисуй меня для мово удовольствия.

— Хорошо. Но только всё получится так, как есть, — в пьяном виде.

— А по-другому нельзя?

— Нельзя.

— Ладно… Я к тебе тверёзым рисоваться приду.

И больше он художника не беспокоил.

Мастер на улице

В Париже, на одном из бульваров, установив передвижной мольберт, вдохновенно работал художник.

К нему подходили прохожие, любовались его творением и негромко обсуждали картину между собой.

Небольшая группа русских туристов тоже остановилась рядом. И долго не могла оторвать глаз от умелых движений живописца и от его холста.

Один из туристов восторженно сказал по-русски:

— До чего же здорово французские мастера умеют передавать цвета…

— Особенно, если они научились рисовать в России, — не отрываясь от работы, по-русски ответил художник.

Это был живший в эмиграции Константин Алексеевич Коровин.

Константин Алексеевич Коровин.
Константин Алексеевич Коровин.

Другие мои статьи: