Найти тему
Сергей Кудряшов

Заметки о виниле или снова Fleetwood Mac

В процессе предыдущего вознесения дифрамбов этой группе я допустил несколько неточностей (главным образом, по причине недостатка информации). Ну, а потому, что теперь у меня в наличии все альбомы «золотого состава» коллектива (повторюсь, до 75 года мне творчество Fleetwood Mac не интересно, хотя там и были интересные альбомы и композиции, в связи с отсутствием интереса к блюз-року, а после 87 года творчество их было всё же вторично, по моим ощущениям) и можно составить некоторую картину, особенно в связи с тем, что пара альбомов прослушана мною разных выпусков.

Началось всё с почти курьёзной ситуации. Прослушав английский Tusk, я ради интереса решил поставить на проигрыватель пластинку Rumours. И услышал ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ разницу в звуке. После исключительно хорошего английского звука (правда, несколько позже я узнал, что группа записывалась исключительно в США), проявились жестковатые (как на CD, которых в 77 году ещё не было) верхи, сухая середина и довольно бедные басы. Релиз был немецкий, и до того я подобного не замечал потому, что слушал отдельно, и «в лоб» не сравнивал. Да и слушал всего пару раз, без фанатизма. И потому, что не сразу понял их музыку, и потому, что больше слушал 87 год (тоже немецкий, отметим, но прописанный великолепно, позже нашёл причину, почему). И решил я разобраться, откуда ноги растут, забравшись в англоязычный сегмент Сети (понятно, через переводчик Гугла), т.к. в российском информации не нашёл. И на одном из западных музыкальных форумов нашёл обширную ветку, где про Rumours было выложено ВСЁ. Начиная с того, что родные прессы этого (и всех более поздних) альбомов отпечатаны строго в США, всё остальное - лицензионные копии (а я почему-то думал, что если группа изначально английская, то родные прессы английские, что не так), т.к. жили и писались музыканты именно там. Но при этом разных прессов было и в Америке несметное количество разных, причём с разным звуком, от отличного до так себе. И в ветке народ выяснял, какие именно - самые правильные. Первое - яблоко с пальмами. И второе, заветная надпись на матрице KP MASTERED BY CAPITOL, что означало изначальный мастеринг той студии звукозаписи, где записывался альбом (были рассуждения так же о английских и японских версиях, которые тоже были признаны достойными). Ни того, ни другого, на немецком прессе, который был у меня, не наблюдалось. Т.е. это субъективный мастеринг какого-то немецкого звукорежиссёра, который оказался неудачным. К слову, позже я узнал, что был и немецкий пресс с пальмами на яблоке, и заветной надписью на матрице. И именно он оказался у моего товарища, то-то я удивлялся такой разнице в пластинках.

К слову, у товарища есть экземпляр немецкого пресса, отпечатанного в том же году... но отличающийся матрицей. Явно видно, что его экземпляр прописан ближе к яблоку, чем мой. Но звук одинаковый, найти различий не смогли.

Не смогли на его системе, которая попроще моей и значительно. У меня это всё уже слышно… Я потом обязательно сравню звук, просто интересно, реально точный изначальный мастеринг, или всё же разница какая-то есть (UPD: Таки сравнил, как и предполагал, мастеринг один в один, разве что ВЧ на немце чуть жёстче, но это частности).

Сравнивать буду… с японским прессом, который я купил на Дискогсе, вместе с японским же альбомом «Fleetwood Mac» от 1975 года. Шли они мне долго, и за это время я успел купить на Авито за вменяемую цену два альбома (тот же «Fleetwood Mac» и «Mirage» 1982 года), но уже американского производства. С учётом того, что товарищ первый альбом был согласен забрать за ту же цену, а мне интересно было сравнить звук. Сравнил, причём оказался под впечатлением! По звуку американский вариант и японский тянут… на два разных альбома :) Именно такое ощущение при прослушивании. Американский, как попавший ко мне раньше, и прослушанный первоначально, удивил совершенно невероятными низами. Их не просто очень много, они всеобъемлющие! Заполняют собой всё помещение и влияют на всё остальное в звуке. На их фоне верхи кажутся довольно скромными (на самом деле их достаточно, просто низы затмевают), и отстраняются «куда-то туда». Картинка очень своеобразная, но не лишённая своего особенного и интересного шарма. Правда, голос Кристин МакВи кажется каким-то тусклым, как будто она ещё «не распелась» (впрочем, в сравнении с более поздними альбомами она действительно поёт менее ярко и интересно). Бакингем и Никс мало того, что поют звонко, так ещё и с некоторым надрывом, поэтому они эту низкочастотную пелену прорывают уверенно. Сам альбом «зашёл» не с первого прослушивания, но, так или иначе, понравился, чуть ли не вплотную к Rumours. Достойный альбом, и отличный старт обновлённой группы!

Оформление достойно отдельной статьи, можно поискать в интернете.
Оформление достойно отдельной статьи, можно поискать в интернете.
Съёмки в общественной уборной, это так интересно :)
Съёмки в общественной уборной, это так интересно :)
Пингвин рулит.
Пингвин рулит.
-4
Разный цвет яблок "на совести" автоматического баланса белого фотоаппарата.
Разный цвет яблок "на совести" автоматического баланса белого фотоаппарата.
-6

Когда же пришёл японский вариант (к слову, оформленный один в один с американским, разве что чуть отличается тон фона яблок, да ОБИшка присутствует)

-7
-8

прослушивание доставило весьма интересных впечатлений. Начну с низов. Они есть, их много, они мощные, но не заполняют собой всё, а просто и незатейливо «бьют в душу», т.е. вполне себе быстрые, без «послевкусия», если вообще можно так сказать о звуке :) Верхи явно более заметные, их больше, причём не только относительно низов, но и вообще, в абсолюте. Ожидаемо для японского мастеринга, любят они это дело. По мне так чуть больше, чем надо, но желания убрать верхи темброблоком всё же не возникает (напомню, слушаю всё достаточно громко и в директе (аппаратура позволяет), кроме вопиющих случаев недобора или перебора чего-то, что бывает весьма редко). Середина тоже поярче, поэтому МакВи уже слышна нормально, без ощущения «нераспетости». Хотя, конечно, поначалу её вокальные данные не сильно блистали, особенно в сравнении с другими вокалистами.

Логично, что мне больше зашёл японский вариант, и американец переехал к товарищу. Хотя, по-хорошему, оба варианта имело бы смысл оставить в коллекции, каждый достоин и интересен по-своему. Но мне слушать, коллекция как самоцель пока меня не сильно прельщает.

Перейдём к Rumours. Этот альбом в японском варианте оказался с пальмами… и заветной волшебной надписью на матрице (что отсутствовало в описании на Дискогсе)! И, что логично, великолепен по звуку. «Немец» не стоял рядом ни разу, и выставлен на продажу, но при условии, что разница слышна исключительно на системе выше среднего, на простой (особенно простой головке) никто ничего не услышит, и то, и то звучит отлично. Надеюсь, что купившему этого будет достаточно, альбом реально крут.

-9
-10
У немца вкладок не было, здесь их достаточно.
У немца вкладок не было, здесь их достаточно.
-12
-13
-14
Пальмы, да :)
Пальмы, да :)
-16

А вот американский Mirage реально меня удивил. Прослушивание с Сети не дало и десятой части впечатлений, полученных с родного американского пресса (и такого прикола с низами, как на альбоме 75 года, нет, присутствует «просто отличный звук»). Поэтому альбом с удовольствием оставлен и будет время от времени слушаться.

Присутствует характерная просечка уценки.
Присутствует характерная просечка уценки.
-18
-19
-20
-21
-22

Музыка на нём что-то среднее между альбомами 75 и 77 годов и любимым Tango In The Night 87 года (и, да, изучая информацию на Дискогс, выяснил, что английский и немецкий релизы печатались с одних матриц, что и объясняет великолепный звук на «немце»). Tusk стоит вообще отдельно, это так называемая «вещь в себе», не похожая, как на предыдущие, так и на последующие альбомы. Этакая созерцательная расслабленность, не смотря на наличие и относительно быстрых песен (UPD: К слову, при внимательном рассмотрении на номере матрицы были найдены волшебные слова MASTERED BY CAPITOL, что и подтвердило великолепное звучание англичанина).

Лично я рейтинг альбомов группы уже не рискну составлять, даже не смотря на любовь к 87 году, остальные тоже хороши, каждый по-своему.

В общем, удивительные участники группы Флитвут Мэк, спасибо, что вы оставили настолько яркий след в музыкальной чересполосице!