Какой неожиданно тяжелый фильм.
Да, это совсем не то, что советские «В бой идут одни старики», «В небе – ночные ведьмы» или «А зори здесь тихие». И даже не то, что современные «Девятаев» и «Крылья над Берлином».
Много замечательных лент снято о летчиках и женщинах на войне. Алексей Герман-младший создал совсем другой – свой, особенный – фильм о рядовых и одновременно великих солдатах Великой Отечественной.
Зритель вырождается?
В фильме нет никакого пафоса и лоска. А есть боль, ужас, смерть: на войне, как на войне.
Но так как это рассказ о летчицах, то у войны тут женское лицо. И от этого история подвига еще кошмарнее, а смысл – еще выше. Полсеанса я прорыдала – слезы сами лились из глаз: спокойно смотреть было невозможно.
Очевидно, что у нас не любят такие фильмы: в субботу, (правда, дело было днем), зал был почти пустой. А между тем «Воздух» – это глоток воздуха в пустопорожнем кинематографе последних лет, когда выходишь из кинотеатра и уже не помнишь, про что смотрел.
Это важный и нужный ответ никчемному «Холопу 2», пусть и поднявшему, как мне пишут в комментах к рецензии на эту пустышку, «три с половиной ярда за две недели проката».
Могу только развести руками: у среднестатистического зрителя сбился культурный код, он предпочитает веселуху, синема без напряга (и так проблем много), не желает смотреть военные драмы, слышать о страданиях, о битве предков с врагом, покорившим всю Европу. Зритель, увы вырождается.
«Иди и смотри!»
Ну, тогда поподробней расскажу, раз вы все равно не пойдете смотреть. Не даром девчонки сомневались, что про них вообще кто-то вспомнит, и про то, что они воевали. Хотя свято верили, что спасают мир и видели в этом что-то возвышенное.
Герман-младший вспомнил. И тем важнее эта кинематографическая работа. По мне, так ей цены нет, 10 баллов по системе «Кинопоиска» для «Воздуха» мало. За правду. За память. За уважение к прошлому. За, если хотите, вызов к нашему потребительскому обществу: «Иди и смотри!»
Уточню, воздух – это не про смесь газов, не про то, чем мы дышим. Это про «Спасайся, кто может!», когда вражеский налет и команда «Воздух»! – призыв зарываться в землю. Это то самое единственное место в пространстве, где летчик только и способен делать свою работу – бить врага и защищать Родину.
Кстати, через фильм проходит вопрос: «Что важнее – человек или Родина?» Оказывается «Без Родины мы – не мы. А без нас нет Родины».
Фрейлины в шинелях
Итак, о сюжете. Ленинградский фронт, весна 1942-го. В эскадрилью присылают девчат - летчиц и техников.
Реакция мужчин: «Вы нам готовить будете, утешать, а мы за вас воевать, фрейлины».
В начале барышни – оптимистки: уверены «Будет только лучше». Выщипывают брови, курят, хорохорятся, рассказывают друг другу о детстве, о снах, о семье.
Вспоминают: ходили в туфлях, а теперь в сапогах с набойками. И просят старшину - то ли в шутку, то ли всерьез: «Командуйте погромче, чтоб фашисты боялись – нам так нравится!»
Блаженная Белова
Главная героиня – лейтенант Женя Белова (ее играет внучка Валентины Талызиной - Анастасия), хрупкая блондинка, мечтающая о балете, которую сразу окрестят «Блаженной».
Дочь гениального летчика, расстрелянного вместе с женой за мнение о том, что двигатели на самолетах плохие. Отрекшаяся от родителей, сменившая фамилию.
А теперь струсившая в первом бою: ну, не может она стрелять по живому человеку.
Вся правда выясняется в сцене с лошадью. Комполка Алексей Астафьев (Сергей Безруков) приказывает девушке застрелить животное. Наука побеждать - жестокая штука.
Потом Женька сможет. Воевать и сбивать Ульрихов, уничтожать пушки противника и фрицев во вражеских окопах. Научится давать сдачи за голодных блокадников, за погибших подруг и убитых на «Дороге жизни» детей и стариков.
Пока же - первые смерти в эскадрильи, и просыпается желание мстить, хоть из пистолета.
И начинается у необстрелянных желторотиков настоящая фронтовая работа - по четыре вылета в день. Тяжелейшие воздушные бои с потерями людей и техники. Ад!
Даже санитарки жалуются: раненые умирают, сапоги жмут, руки замерзли, сержант орет...
А жизнь у летчиц - короткая, как у бабочек.
Полет Валькирии
Поэтому есть место и любви, и музыке - оперные артисты с концертом и настоящим пианино приезжают на фронт.
И выясняется, что про пилотов есть классическая музыка: то ли «Полет шмеля» Вивальди, то ли «Полет валькирий» Вагнера (не путать с Дмитрием Уткиным).
Кстати, одну из летчиц, опытную фронтовичку - Риту (Елена Лядова) - комполка называет не иначе, как Валькирия. Ее в финскую сбили, а она выжила: сама пришла в часть и котенка принесла вшивого.
Но в этот раз, сколько не вызывали по рации «три полста семь», чуда не случится...
«Убей его!»
Потом события развиваются и вовсе бурно. Локации часто меняются.
Женя Белова уже в партизанском отряде – там отчаяние и героизм. Люди в окружении, но даже девушки говорят: «Что нам их танки!»
И вот уже она доставляет ценный груз - младенца, которого надо переправить к бабушке на большую землю, а то в лесу помрет...
Потом перед глазами отважной блаженной - осажденный Ленинград. Общая яма, в которой хоронят умерших.
Я тысячи раз такое видела в кино и документальных кадрах, читала в книгах. А тут, как первый раз – такая щемящая боль.
И почему-то на ум пришли беспощадные стихи Константина Симонова:
…Если ты фашисту с ружьем Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать, Все, что родиной мы зовем, –
Знай: никто ее не спасет, Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет, Если ты его не убьешь…
Так убей же хоть одного! Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его, Столько раз его и убей!
На войне как на войне
Потом еще в жизни Жени был прыжок с парашютом из подбитого самолета. Прямо в пекло Сталинграда.
И убитый ножом фашист, и уничтоженный из пистолета фашист. И месть за свою поруганную в детском доме честь: она застрелит распустившего руки офицера-сослуживца. На войне как на войне.
Фильм так насыщен событиями, столько выпадает на долю этих девчонок, что не представляешь, как все этот можно вынести. Сможет ли современный человек пережить, преодолеть, превозмочь столько?!
Хотя, что это я. Люди Донбасса десять лет назад стали бронежилетом России, перетерпели наверное не меньше. И сейчас на СВО бойцы совершают подвиги.
Сегодня прочитала в новостной ленте: морпех с позывным Куба одолел в рукопашной трех солдат ВСУ. Одного он обратил в бегство, второго ликвидировал в результате кулачного поединка, а третьего смог взять в плен.
Кстати, в «Воздухе» нашлось место щенку по прозвищу Куба – любимец эскадрильи. Куба – любовь моя… В этом совпадении определенно что-то есть.
Чтобы помнили
Финал предсказуем и неожиданный одновременно. Они не поженятся. Они не доживут до победы. Они почти все погибнут.
Последний бой балерины. Прямое попадание. Мертвая петля. Выйти из штопора не получается. Взрыв!
И никто не узнает, где могилка твоя...
К 1944-му, на Белорусском фронте, в живых из девчат останется только Маша.
И доставшиеся желторотикам два года назад музыкальные инструменты (от ушедшей в небо третьей эскадрильи), перейдут по наследству молодому пополнению летчиц. Круговорот людей на фронте, который и в небе тоже.
Неба (читай – воздуха) хватит всем. Небо есть всегда и везде. И в нем всегда и везде есть место подвигу.
А чтобы дышать воздухом полной грудью, важно, что «Ты помнишь всех, я помню всех».
Чтобы помнили, нужен этот фильм. Иди и смотри! Теперь пойдете?
Другие кинорецензии автора читать в подборке «Фильм, фильм, фильм!»
#общество #культура #кино #кинопремьера #фильмвоздух #воздух #кинорецензии #великаяотечественнаявойна #летчики #женщины #подвиги #защитникиотечества