Найти в Дзене
Обаяние истории

Тайный брак Марии Дьяковой, красавицы с портрета Левицкого

«Как же очаровательна Машенька! Сразу ясно, что она сделает блестящую партию», - сплетничали в светских гостиных, наблюдая за хорошенькой Марией Дьяковой. Никто из петербургских кумушек и подумать не мог, что девушка уже давно была замужней дамой. Она вышла замуж по страстной любви за архитектора Львова. Влюбленные не только ловко организовали тайное венчание, но еще несколько лет скрывали свой брак, живя отдельно друг от друга. Эта любопытная история произошла в Петербурге в XVIII веке.

Мария Алексеевна появилась на свет в 1755 году в дворянской семье. Ее отец, Алексей Дьяков, был обер-прокурором Святейшего правительственного синода, а мать - княжной Авдотьей Мышецкой. Машенька была одной из шести детей в большой семье. У нее было 4 сестры и брат. Девочка получила хорошее домашнее образование и свободно говорила на французском языке.

Семья ее родителей относилась к высшему обществу. Поэтому, когда сестры подросли, то они блистали на балах в лучших домах Петербурга. Машеньку считали самой красивой из сестер, к тому же дополнительное очарование ей придавал живой и веселый характер. Девушка была умна, обладала большим актерским талантом, прекрасно пела и играла в домашних спектаклях. Немудрено, что от кавалеров у Машеньки не было отбоя.

«Мария Алексеевна Дьякова», худ. Дмитрий Левицкий, 1778 год
«Мария Алексеевна Дьякова», худ. Дмитрий Левицкий, 1778 год

В 1778 году знаменитый Дмитрий Левицкий написал портрет 23-летней Марии. Этот романтичный образ считается одной из лучших работ художника. Поэт Иван Хемницер был так увлечен красавицей, что посвятил ей сборник собственных басен, а граф Луи де Сегюр настойчиво ухаживал за Марией. Но всем поклонникам было невдомек, что сердце девушки было уже отдано ее троюродному брату Николаю Львову. Их отношения начались в 1777 году. Они познакомились в доме Бакунина, где и ставились любительские театральные постановки.

Николай Александрович был молод, хорош собой, прекрасно образован и эрудирован. Он был архитектором-самоучкой, увлекался историей, археологией, химией и литературой. К этому времени он уже повидал несколько европейских стран, путешествуя по службе, и был сторонником идей просвещения Екатерины II. У Львова был только один недостаток по меркам высшего света, он происходил из небогатой семьи тверских помещиков.

Естественно, что Машенька заинтересовалась таким интересным молодым человеком. Николай быстро влюбился в обаятельную и творческую девушку, а она вскоре ответила на его чувства. Львов, не откладывая дела в долгий ящик, сделал предложение возлюбленной. Но семья Марии категорически отказала ему, посчитав жениха слишком бедным. Да и перспективы Николая по службе тогда обер-прокурора не впечатлили.

«Урок музыки», худ. Андреотти Федерико
«Урок музыки», худ. Андреотти Федерико

Но Львов не сдался, ведь все его мысли были только о Машеньке. Он еще несколько раз пытался добиться согласия ее родителей на брак. Как не убеждал Николай, что ради возлюбленной он готов на все, Дьяков был непоколебим и не соглашался отдать дочь за него. Расстроенная Мария отказалась выходить замуж за кого-либо другого, кроме Николая. Пара тайно переписывалась. Так прошло два года. К этому времени старшая сестра Марии Екатерина вышла замуж, а младшая Александра была помолвлена с поэтом Василием Капнистом.

И тогда молодые решили больше не ждать милостей от природы и пожениться тайно. К тому же Львов получил назначение по службе за границу на несколько лет, и ему не хотелось оставлять возлюбленную. Он опасался, что Марию могут выдать замуж за другого во время его отсутствия. Влюбленной паре решили помочь друзья Львова и жених сестры Марии. Капнист состоял в дружеских отношениях с Николаем и помог ему организовать венчание.

И вот 8 ноября 1780 года Машенька в сопровождении сестры и ее жениха уехала из дома, поехав на светский раут в Петербурге. Но все они спешно отправились в церковь, где их уже поджидал подкупленный священник и взволнованный жених. Радостная пара тут же обвенчалась в присутствии свидетелей. Марии было 25 лет, а ее жениху – 27. А сразу после венчания молодожены разъехались в разные стороны.

Кадр из фильма «Метель», 1964 год
Кадр из фильма «Метель», 1964 год
«Часто выезжая со своей невестой то с визитами, то на балы, и всегда в сопровождении Марии Алексеевны, отец воспользовался последним обстоятельством. Отправившись накануне своей свадьбы на бал, он, вместо того чтобы подъехать к дому знакомых, подъехал к церкви, где находился уже и Львов и священник и все нужное к венчанию.
Таким образом обвенчав друга своего и сестру, он решил их участь. Все разъехались в разные стороны из церкви, — Львов к себе, а отец с невестой своею и сестрой ее на бал, где их ожидали братья матери моей и удивлялись, что их так долго нет», - из воспоминаний племянницы Марии Дьяковой, Софьи Капнист-Скалон.

Вы не поверите, но тайну своего брака они хранили около 4 лет. Вскоре после свадьбы Николай отправился в Италию, и два года провел вдали от дома и молодой жены. Все это время влюбленные состояли в нежной переписке. После возвращения домой Львов за хорошую службу получил от императрицы Екатерины II имение, повышение по службе и несколько заказов на строительство, что сразу сделало его перспективным женихом.

А еще, сразу после свадьбы пары начался скандальный судебный процесс по обвинению отца Марии в казнокрадстве и злоупотреблении служебным положением. Алексей Дьяков был так сильно расстроен этим, что Машенька не решилась рассказать ему о венчании. К тому же дело осложняло то, что Николаю пришлось выступать на процессе свидетелем.

«Николай Александрович Львов», худ. Дмитрий Левицкий, 1770-ее годы
«Николай Александрович Львов», худ. Дмитрий Левицкий, 1770-ее годы

Только спустя несколько лет Дьякову удалось доказать свою невиновность, после чего обвинения против него были сняты. За эти годы Марии неоднократно делали предложения руки и сердца, но она всем отказывала. Долгое время считалось, что только в 1784 году пара наконец призналась родным, что они женаты.

Но есть и другая версия, что родители Марии через какое-то время узнали о тайном венчании, скорей всего, от нее самой. А потом просто скрывали союз от общества из-за постоянных разъездов Львова по работе, а также из-за серьезных обвинений отца Марии во взятках, которые могли повлечь за собой проблемы у Николая по службе. На тот момент Львов уже служил в Коллегии иностранных дел.

В наше время доктором филологических наук Константином Лаппо-Данилевским были найдены в архивах Тверской области несколько писем Львова, из которых стало понятно, что родители Марии были в курсе их брака. Почему союз скрывали так долго, точно неизвестно. Но в любом случае история этой любви остается весьма романтической.

«Николай Александрович Львов», худ. Дмитрий Левицкий, 1780-ее годы
«Николай Александрович Львов», худ. Дмитрий Левицкий, 1780-ее годы
«...четвертый год, как я женат. Ваше сиятельство, легко вообразить изволите, сколько положение сие, соединенное с цыганскою почти жизнью, навлекло мне заботы, сколько труда и огорчений скрывать от людей под видом дружества и содержать в предосудительной тайне такую связь, которой обнародование разве бы только противу одной моды нас не извинило. Молчание сие тем тягостнее еще нам было, что огорченные старики, озабоченные еще к тому безмолвным замужеством и их дочери, принуждали меня вседневно объявить оное: что мог я противоположить их справедливости?…», - из письма Николая Львова к А.Воронцову, 1784 год.

Когда все открылось, молодожены сначала жили в доме графа Безбородко, который покровительствовал паре. Спустя год, как семья поселилась вместе, у них родился первый ребенок – сын. А всего в браке появились на свет 5 детей: два сына и три дочери. Позже чета переехала в родовую усадьбу Львова – Никольское, где Николай построил красивый дом по своему проекту.

Энергичный и талантливый Николай много и плодотворно работал. В обществе тех лет его называли «гением вкуса». Львов спроектировал и построил множество замечательных строений, храмов и мостов, более 35 объектов. Самые знаменитые его сооружения, сохранившиеся до наших дней – это соборы Борисоглебского монастыря в Торжке, усадьба Знаменское-Раёк в Тверской области, Церковь Великомученицы Екатерины в городе Валдай, Приоратский дворец в Гатчине. На данный момент некоторые постройки Львова вошли в предварительный список объектов ЮНЕСКО.

Пара жила очень дружно. У Марии был светский салон, где постоянно собирались различные художники, поэты и писатели. Гостеприимную и добрую хозяйку все любили в этом творческом кружке. Несмотря на постоянную занятость и разъезды, Николай еще успевал писать супруге трогательные стихи о любви.

«..Я влюблен и я в разлуке
С милою женой моей,
С милою моей женой.
Красотою привлекают
Ветреность одну цветы,
На оных изображают
Страшной связи красоты.
Их любовь живет весною,
С ветром улетит она.
А для нас, мой друг, с тобою
Будет целый век весна.» - стихи Н. Львова своей жене.

В 1793 году у Марии родилась последняя дочь. Рождение этого ребенка серьезно подкосило ее здоровье. Она заболела тяжелой формой горячки, которую еле перенесла. После чего у нее появились проблемы с памятью. В 1795 году сестра Марии Дарья вышла замуж за знаменитого поэта Гавриила Державина.

«Мария Алексеевна Дьякова», худ. Дмитрий Левицкий, 1781-1783-ее годы
«Мария Алексеевна Дьякова», худ. Дмитрий Левицкий, 1781-1783-ее годы

Семейная идиллия милой пары продлилась 23 года. В 1803 году Николай скончался, ему было 50 лет. Мария была так разбита смертью любимого мужа, что с трудом представляла свою дальнейшую жизнь. Эти четыре года без него, она посвятила работам по отделке построенной ранее Николаем церкви в усадьбе Никольское, куда после окончания работ и был перенесен его прах.

В 1807 году Мария Алексеевна умерла от горячки в возрасте 52 лет. Детей пары взяла на воспитание Дарья Державина. Ее муж, пораженный смертью любимой свояченицы, написал печальную эпитафию на ее смерть. Державины стали опекунами детей Львовых. А самым знаменитым потомком Марии и Николая стал их правнук, талантливейший художник Василий Поленов.

С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍