Ныне престижные районы Самары вдоль берега Волги всего 120 лет назад считались местами пустынными, далекими от дорог и цивилизации, опасными, малярийными и лихорадочными. Освоение речного склона начали городские учителя, которым в конце 1890-х власти выделили земельные участки в районе нынешней 8-ой просеки.
Вслед за скромной интеллигенцией потянулось купечество, наконец оценившее лесной воздух и красоту волжских пейзажей – и на берегу начался строительный бум. Возводились похожие на дворцы загородные дома, прокладывались аллеи, обустраивались фонтаны и разбивались цветники.
Собственную дачу на спуске к Волге по нынешней 7-й просеке на арендованной у города земле выстроила и купчиха Екатерина Антоновна Курлина, урожденная Шихобалова. Дочь крупнейшего предпринимателя и признанного главы самарского купечества А.Н. Шихобалова, в 1881-м году в возрасте 18 лет выйдя замуж за купеческого сына Ивана Курлина, имела в браке семерых дочерей и двоих сыновей.
После кончины отца унаследовала половину его огромного состояния, став одной из богатейших жительниц города. В том же году супруги разъехались. Иван Георгиевич Курлин, будучи страстным заводчиком, жил в селении Барская Солянка, где имел крупный и известный конезавод и в Самаре бывал лишь наездами.
Екатерина Антоновна управляла отошедшим к ней имуществом, вместе с сестрой Марией Сурошниковой курировала отцовские благотворительные учреждения – шихобаловскую больницу и богадельню, входила в Дамский Комитет Красного креста и тогда же занялась возведением и обустройством своей шикарной загородной резиденции.
Проект, по словам краеведа Константина Головкина, разработал «гений русского модерна» Федор Шехтель. Правда, дача была решена в другом стиле – тоже модном тогда «мавританском». По описанию В.Г. Каркарьяна, «Все фасады равнозначны, их композиция — прямое отражение планов здания. Контраст круглых и кубических башен, открытых веранд и террас, строгие линии, «крепостные стены», сдержанный восточный орнамент на чистых плоскостях массивных стен создают эффект игры крупных форм, света и тени. Архитектор создал компактное здание, рассчитанное на восприятие фасадов с множества точек зрения, на обозрение объема в свободном пространстве». К берегу спускались лестницы с террасами, украшением сада служил фонтан с фигурой аиста.
Конец дачной идиллии хозяев и многочисленных гостей положил 1917-й год. Предвестием грядущих перемен можно считать сохранившиеся в архивах материалы судебного дела И.Г. Курлина против садовника Петра Петровича Бровина, ухаживавшего зимой за цветами в дачной оранжерее.
Для перевозки в оранжерею дров в мае 1918-го садовник взял у хозяина «сани с упряжкой, стоящие 500 рублей, а для охраны ружье, стоящее 100 рублей», да и решил владельцу не возвращать! Момент был подходящий, так как в том же весеннем месяце мае случился анархистский мятеж, а следом в Самару вошли чехи. Однако с приходом к власти КОМУЧа некоторый порядок установился, и купец Курлин через суд потребовал взыскать с садовника 600 рублей, не забыв присчитать проценты.
Ответчик факт получения саней с ружьем не отрицал, только лошадь якобы куда-то ушла, а ружье отобрали милиционеры. Суд тянулся все лето и осень, затем город взяли «красные», новая власть установилась окончательно, а Курлиным пришлось проститься не только с повозкой с ружьем, но и со всем своим имуществом.
Вилла, простояв десяток лет заброшенной, в 1929-м перешла в ведение Приволжского военного округа. Стала домом отдыха и физической культуры с санаторным отделением госпиталя в летний период. В 1934-м здесь расположился окружной госпиталь, работающий круглогодично.
Тогда же здание подверглось реконструкции, утратив части декоративных элементов при «заделке» веранды второго этажа. В годы ВОВ военным стал и госпиталь. Некоторое время здесь жили в эвакуации «всесоюзный староста» Михаил Калинин и дочь «вождя» Светлана Аллилуева.
В том же 1941-м на территории бывшей купеческой дачи отряды «ОсобСтроя» начали сооружение секретного объекта глубокого залегания. Предназначался для размещения - в случае продолжения отступления – заместителя Верховного Главнокомандующего Г.К. Жукова с помощниками., а так же руководства штаба ПриВО .
Тщательно замаскированный «Объект» имел площадь почти 1000 кв.м, располагался на глубине 31м, был полностью завершен лишь а 1943-м, после чего простоял 31 год на боевом дежурстве .
В 1957-м году санаторий получил свое нынешнее название «Волга». За три недели до великого мирового события – первого полета человека в космос – здесь в составе первой группы космонавтов отдыхал Юрий Гагарин. В 2009-м прошла очередная так называемая «реставрация» исторического здания, после которой купеческий загородный особняк свой «мавританский» облик утратил уже окончательно.
Что касается «Заглубленного командного пункта генерального штаба СССР» - после снятия с боевого дежурства еще 16 лет продолжал охраняться, пока в лихие 90-е стало не до него. Уникальный объект был заброшен, разграблен и затоплен грунтовыми водами.
Поскольку за прошедшие три десятка лет жизнь таки наладилась, несколько лет назад воду откачали, часть помещений отреставрировали и начали проводить на бывшем стратегическом объекте организованные экскурсии. В дальнейшем здесь планируется музей, уже названный, с легкой руки журналистов, вместо длинного официального титула, просто «Бункер Жукова».
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете