К декабрьскому онлайн-релизу оценки проекта просели, а выступления на кинофестивалях уже подзабылись. Вместе с этим многие могли подумать, что это понятный лишь критикам артхаус или пристыдить Кейджа за то, что он опустился до уровня фестивального кино. Однако реальность оказалась куда безобиднее, как и сам фильм, который не стал строить из себя высокопарное нечто, а оказался годной сатирой с впечатляющим разнообразием жанров.
Герои кинофестивалей
Автором сценария и постановщиком числится норвежский режиссёр Кристоффер Боргли, которому однажды удалось засветиться в Каннах, а вместе с «Героем наших снов» он смог заглянуть и на «Золотой глобус», хоть и номинантом там выступил Николас Кейдж. В продюсерском же составе можно найти мастера современного хоррора, а также автора прошлогодней драмы «Все страхи Бо» — Ари Астера.
Последней заметной работой Кейджа была «Невыносимая тяжесть огромного таланта», которой также не удалось сильно пошуметь. Печально, что брэнд Николаса сегодня является скорее антирекламой, нежели поводом начать просмотр. На сей раз компанию ему составили в основном сериальные актёры. Главной помощницей стала Джулианна Николсон, а одну из ролей третьего плана исполнил комедийный актёр Майкл Сера.
Герой ваших кошмаров
Пол Мэтьюс — ничем не примечательный человек, обычный преподаватель университета и примерный семьянин. Но однажды в его жизни всё же происходит нечто интересное. Он начинает появляться во снах своих родственников, друзей и старых знакомых, а вскоре и в снах жителей всего земного шара. Вчерашний неприметный профессор мгновенно становится знаменитостью, что полностью переворачивает всю его жизнь.
Герой понимает, что такой удачей надо пользоваться, однако вся эта слава, рекламные контракты и любовь публики совсем не идут на пользу его семейной жизни. Вскоре Пол из сновидений начинает вести себя довольно агрессивно, что рискует не только лишить реального Пола популярности, но и отнять всё, что было до неё, оставив его в изгнании до конца своих дней.
Разный Николас в разных жанрах
Безусловно, проект стал театром одного актёра, ведь если и использовать Кейджа, то только по максимуму. И эта роль вовсе не стала для него спасительной, но оказалась весьма удачной. В сегментах, где мы видим повседневного Пола Мэтьюса, Кейджу удалось сдержать свой актёрский арсенал, привнося в персонажа лишь нотку сумасшествия, которое профессор средних лет, с трудом, но всё ещё способен обуздать.
А вот в эпизодах сновидений актёр смог оторваться как следует. Безумные гримасы, неестественная походка, злодейские ухмылки и прочие вольности в этих сценах не только позволительны, но даже обязательны, что для Кейджа является непыльной задачей. А вот драма ему вновь покорилась со скрипом, поэтому фильм зачастую заносит в сторону комедии, даже там, где это вовсе не планировалось.
Но попытка весьма достойная, ведь даже со всем этим комедийным уклоном, «Герой наших снов» нередко тяготеет к трагедии, фантастике или даже хоррору. Этого удалось достичь стараниями оператора, композитора и, безусловно, монтажёра, которые каждый раз направляли сюжет и атмосферу в нужную сторону, хоть Ник порой и пытался выдать очередной юмористический перформанс.
Культура отмены третьего акта
С таким жанровым разнообразием авторам удалось поднять немало актуальных тем, которые вовсе не ограничиваются проблемой «культуры отмены», как сообщают многочисленные критики. Вопросы верности, взросления, депрессии, лицемерия, жестокости — этим и многим другим аспектам современной жизни проект смог уделить время, а некоторые даже решил хорошенько «прожарить».
Но избежать всех неприятных особенностей фестивального кино не удалось. Речь о третьем акте и самом финале, где первый пострадал от не самых нужных комедийных и фантастических элементов, в то время как повествование требовало беспросветной трагедии. Концовка же получилась слишком расплывчатой, что является не самым лучшим решением, если твой фильм отправляется в театральный прокат — прямиком к массовому зрителю.
Артхаус для народа!
Студия «А24» не прекращает удивлять. Отдать Кейджа европейскому постановщику — очередной отличный ход, хоть и не такой оскароносный, как решение вспомнить о существовании Брендана Фрейзера. Самого же режиссёра стоит похвалить, что тот не только привлёк к своим работам внимание за счёт «невыносимо талантливой» звезды, но и подарил Кейджу роль, которая будто была написана лично под него.
Фильм стал прекрасным примером неагрессивного артхауса, который вовсе не надеется взорвать зрителям головы каждой второй сценой, как это зачастую случается в подобных проектах. Напротив, он смог подарить зрителям сбалансированную трагикомедию, позволяющую как посмеяться, так и ужаснуться, взгрустнуть, или немного задуматься.