Синтра – небольшой городок в Португалии. Знаменита Синтра своим парком Кинта да Регалейра (Quinta da Regaleira), о котором я и хочу рассказать вам. Вообще-то, и сам город – это парк, весь утопающий в зелени.
Кинта да Регалейра, наверное, самое удивительное место в Синтре. Этот дворцово-парковый комплекс построен в период с 1904 по 1910 годы, в последние годы властвования португальской монархии.
Первой владелицей романтического имения была баронесса да Регалейра Эрмелинда Аллен де Альмейда. Когда имение перешло в руки к Антонио Аугусто Карвалью Монтейру, он решил расширить и благоустроить парк.
Монтейру-Миллионщик, как прозвали Антонио Монтейру, заказал проект дома и парка итальянскому дизайнеру и архитектору Луиджи Манини. Манини создал гениальный проект, который воплотили в жизнь руки скульпторов, простых ремесленников, каменщиков. Без их таланта, усердия и любви к труду, вряд ли мы бы смогли сейчас любоваться этим волшебным, незабываемым местом, которое стало любимой усадьбой Антонио Монтейру.
Сочетание природной красоты и красоты творений рук человеческих сделали Кинта да Регалейра одним из самых удивительных мест на Земле.
*****
Кинта да Регалейра встречает гостей душистой сиреневой глицинией.
Здесь бесчисленное множество кошек, они вовсе не бездомные, они – хозяева здешней жизни. В основном, кошки гладкошерстные, белые с чёрными пятнами. Они – везде, сидят на деревьях, лежат на лужайках и скамейках, греют спинки на ярком португальском солнышке.
*****
Горный хребет Синтра с давних времён был пристанищем древних культов. Положение парка Регалейры связано с мистикой. Карвалью Монтейру наверняка знал об этом, создавая здесь свой дворец.
Чтобы хоть как-то понять авторский замысел в Регалейре, надо прекрасно разбираться в философии, мифологии, поэзии и португальской истории, которым, не без участия сценографа Манини, придана еще и театральность. Заметим, что Манини, как и Монтейру, возможно, каким-то образом были связаны с масонами, что добавляет еще и специфического масонского символизма. Но даже если и не знать всего скрытого смысла таинственных символов, все равно невольно осознаешь, что здесь ничто не появилось случайно или из чисто эстетических соображений, а все выстроено именно в какой-то зависимости. Здесь нельзя торопиться, ходить и осматривать все вокруг надо вдумчиво и внимательно.
Я не знаток философии, мифологии, масонства и тамплиеров. Единственное, что мне известно из литературы, что тамплиеры, которых жестоко уничтожали по всей Европе, нашли прибежище в Португалии. Здесь Орден тамплиеров был переименован в Орден Христа, под покровительством этого Ордена совершались все великие географические открытия в Португалии.
*****
Парк Регалейры, это настоящий райский сад, здесь, казалось бы, хаотично разбросаны беседки и гроты, скамейки и скамеечки, балконы и лоджии, различные скульптуры, водопады и крохотные озерки. Но в этой кажущейся хаотичности каждое строение, каждый уголок имеет свой тайный замысел.
И даже экзотические растения, привезённые из Бразилии, собраны здесь тех видов, которые упоминаются в стихах Луиша де Камоэнса. Камоэнс, самый известный португальский поэт, крупнейший представитель литературы Возрождения в Португалии XVI века.
Помните, в "Покровских воротах"? Камоэнс, это тот, который глаз потерял.
Целью нашей поездки в Синтру, было посещение Кинта да Регалейра и самого загадочного и странного сооружения в парке - колодца Посвящения или инициации.
инициация — обряд, знаменующий переход человека на новую ступень развития: в рамках какой-либо социальной группы, например посвящение в сан в рамках мистического общества — обряды принятия в тайные общества и обряды мистерий. (Википедия).
*****
Итак, наша группа, во главе с экскурсоводом Кристиной, идёт к месту назначения мимо башенок, по извилистым тропинкам к «Божественной террасе», которую «защищают» две башни-зиккураты. Терраса служит ориентиром входа в перевернутую башню, как иногда называют колодец Посвящения. Напротив, в скале и расположен вход, ведущая в верхнюю галерею.
К сожалению, я была далеко от гида и не видела, как открылся вход к колодцу. Уже потом я узнала, что вход замаскирован камнями и практически не заметен. Его легко пройти, как легко пройти и мимо сотен других загадок парка.
Когда входили внутрь скалы к колодцу, Кристина предупредила, что перед нами будет трудный путь вниз, и если кому-то страшновато, то можно остаться и самим добираться из парка к автобусу. Назад пути нет!
Думать было нечего, одной идти к автобусу в незнакомом городе в чужой стране, было так же страшно, как и спускаться по неизведанному пути внутрь скалы.
С верхней точки колодца смотреть вниз страшно, даже голова кружиться. Нам предстояло пройти почти тридцать метров вниз, вглубь скалы по спиральной галерее, имеющей девять уровней (символы ада и рая) по 15 ступенек — путь посвящения, описанный Данте. Там, на самом дне перевёрнутой башни, вероятно, проводился один из обрядов посвящения в масоны.
Первые шаги по довольно крутым ступеням дались нелегко. Было страшно смотреть вниз, стены колодца были покрыты мхом, кое-где по стенам сочились капли влаги. Чем ниже опускались, тем спокойней становилось, забывали про страхи и любопытство побеждало страх.
Сначала всё под ноги смотрели, а потом уж и на стены внимание обратили, даже вниз заглядывали, туда, где нас ждал солнечный свет и просветление душ.
Испытуемый, спускаясь вниз, проходил путь перерождения. Спуск вниз, символизировал способ обращения к темной стороне своей души и самопознанию.
На дне колодца изображён герб Монтейру , крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду и роза ветров, как компас и помощник в дальнейших действиях. Правда, крест тамплиеров я так и не разглядела. А вот, какой он, этот крест, вы можете увидеть на снимке ниже.
Выход из колодца представляет собой слабо освещённый тоннель с несколькими разветвлениями , которые тянутся к гротам и ещё одному недостроенному колодцу. Через эти тоннели можно не только выйти из колодца, но и войти в него. Правда, для этого нужно знать, какие именно гроты ведут в Колодец, а какие - неизвестно куда...
Это тот самый поиск выхода пути от мрака к свету, от смерти к воскрешению. То есть, в любом случае есть выход из темного тоннеля к свету, только надо найти его. Проще говоря, нет безвыходных ситуаций, выход есть всегда, Другое дело, куда вы выйдите и насколько этот выход правильный!
Постояв на дне колодца инициации, мы должны были пройти по воде, вернее по камням, через ручей. Нам повезло, и камни были над водной гладью. Может быть, во времена Монтейру эти камни находились под водой?
Да и в наше время, я думаю, количество воды в источнике может прибывать и камни скроются под водой. Вот тогда, наверное, ощущаешь, что точно идёшь по воде. Это, своего рода, символ испытания веры в правильно избранный путь.
Гид предупредила нас, чтобы при выходе из колодца не оступиться, и пройти по камням, нужно шагнуть с левой ноги. Лично я так и сделала, путь к свету показался мне лёгким, или я так инициировалась удачно.
Мне очень жаль, что я забыла многое из того, что видела в Португалии, и в Синтре, в частности. Остались ощущения и восхищение от увиденного, словно в сказке побывала.