Найти тему
Учимся у истории

Монгольские источники XIII в. о личности и деяниях Чингисхана

Памятник Чингисхану в Калмыкии. Из открытых источников
Памятник Чингисхану в Калмыкии. Из открытых источников

Именно XIII век был временем, на который пришлась большая часть наиболее знаменитых деяний Чингисхана. Поэтому неудивительно, что современники или люди ближайших поколений стремились закрепить в истории всё, относящееся к этому выдающемуся полководцу и государственному деятелю. Однако одновременно с этим начинает формироваться образ Чингисхана не только как человека, пускай и наделённого выдающимися способностями, но как былинного богатыря.

Вполне естественно, что, в первую очередь, это было характерно как раз для представителей монгольского народа. Обросший сказочными подробностями образ великого полководца превращался в гения-хранителя монголов. Это характерно уже для тех источников, которые создавались вскоре после смерти Чингисхана.

Первым произведением, в котором перед читателем предстаёт целостный образ Чингисхана, по праву считается «Тайная история монголов». В отечественной историографической традиции за этим историческим памятником закрепилось название «Сокровенное сказание». Задачей этого произведения было прославление не только самого умершего правителя, но и всех членов его рода. Представителям Чингизидов было необходимо закрепить представление, что только они имеют право занимать престол сначала в едином государстве, а потом во множестве отдельных стран, где сохранилась власть монголов.

Судя по всему, своё название этот текст получил в связи с тем, что он был изначально доступен только членам ханского рода и хранился в государственной сокровищнице, недоступный для всех остальных. Примерной датой создания этого документа историки считают 1240 год. К тому времени после смерти Чингисхана прошло всего 13 лет, были живы многие его соратники и участники походов, что заставляет относиться к сведениям из «Сокровенного сказания» с большим вниманием, как во многом достоверным. При этом начинается повествование с истории тех времён, которые исследователями относятся приблизительно к VII веку. Соответственно, сведения о родословной Тэмуджина могут рассматриваться как преимущественно легендарные.

Конечно, стоит с разной степенью доверия относиться к сведениям, которые сообщают нам о заключительном периоде правления Чингисхана и о его детстве и юности. Неудивительно, что именно в рассказах о начальном периоде истории великого полководца, возможно было вести повествование уже не столько о реальном человеке, сколько о легендарном герое. Для рассматриваемого источника характерно стремление показать читателям, что Чингисхан уже с самого момента рождения был предназначен для особой судьбы. Причём авторы сказания не собирались скрывать, что все предзнаменования указывали на то, что по вине роившегося Тэмуджина прольётся немало крови.

«А как пришло родиться ему, то родился он, сжимая в правой руке своей запекшийся сгусток крови».

Этот момент должен был сразу указать на необычную судьбу мальчика.

Разумеется, нужно учитывать, что многие события, описанные в «Сокровенном сказании» воспринимались современниками совсем не так, как в наше время. Это в частности касается описаний жестокости, которая присуща была Чингисхану с детства, и которую он проявлял даже против самых своих близких родственников. Достаточно вспомнить историю о том, как он вместе со своим братом Хасаром убил другого своего брата Бельгутая. Причём поводом для ссоры послужила отнятая во время рыбалки мелкая рыбёшка.

Автор сказания вовсе не думает скрывать этот факт. Очевидно, что для него он должен был служить доказательством того, что Тэмуджин уже с детства всегда получал то, что хотел и готов был жестоко мстить за любую обиду. Впрочем, в Сказании не скрывается и того, что реакция на подобный поступок со стороны матери Чингисхана была весьма эмоциональной.

«Этот-вот видно недаром, из чрева яростно вырвавшись, сгусток кровавый в руке зажимая, на свет появился! Темное дело свое вы свершили, словно дикие псы».

Вообще можно было бы ожидать, что подобное произведение должно было бы стать настоящим панегириком Чингисхану. Однако в реальности «Сокровенное сказание» можно назвать на редкость объективным произведением. В нём не скрываются отдельные недостатки характера Чингисхана, описываются те его поступки, которые не только у нынешнего читателя, но и у современников должны были вызвать отторжение.

В «Сокровенном сказании» мало прямой похвалы, однако это не мешает рассматривать его как документ, возвеличивавший Чингисхана. Автор просто желает это достаточно тонко, предпочитая показывать величие своего героя через описание его действий и поступков. По большей части это касается действий связанных с организацией войска и ведением военных действий. Именно в этом проявляются таланты Чингисхана.

«Сокровенное сказание» соединило в себе многие черты, как богатырского эпоса, так и исторической хроники. Причём вполне естественно, что исторический характер становится более очевидным к концу произведения.

Однако наряду с умом и хитростью автор считал необходимым подчеркнуть и личную храбрость Чингисхана, способность и желание защитить своих близких. Примером может быть случай, когда Тэмуджин не стерпел обиды за своего брата и бросился в драку с представителями племени джуркинов.

Большое внимание уделено в Сказании особенностям ведения военных действий против татар, тайчиутов, соперничеству с ханом кераитов. «Тайная история» подчёркивает благоразумие и находчивость, которые проявлял Чингисхан при проведении каждой военной операции. Ему всегда удавалось выбрать наиболее выигрышное месторасположение для войска, выстроить его в нужный боевой порядок. Именно Чингисхан описывается в источниках как человек, которому удалось создать из многочисленных кочевых племён единое сильное войско, собираемое на регулярной основе, отличающееся жесточайшей дисциплиной. Чингисхан издаёт ряд распоряжений, которые направлены на то, чтобы сформировать сильную армию, которая в любой момент будет готов отправиться в поход.

Из открытых источников
Из открытых источников

Однако в Сказании мы можем встретить моменты, когда Чингисхан предстаёт перед нами как человек способный идти на уступки, прислушаться к чужим словам. В наибольшей степени это касалось его отношений с матерью, которую он, очевидно, не переставал любить и уважать на протяжении всей своей жизни. Можно привести пример, когда он согласился отпустить своего пленённого брата Хасара, который пытался оспаривать власть Тэмуджина над монголами. Отказаться от расправы Чингисхана заставило как раз появление матери.

«Чингисхан, будучи уличённым, вздрогнул испугавшись, когда прибыла матушка».

Ещё одним человеком, к которому Чингисхан относился с несомненной любовью, была его первая жена Бортэ. Он готов был рисковать своей жизнью и просить о помощи, лишь бы освободить её из плена меркитов. Когда вместе с воинами Ван-хана ему удалось добиться её освобождения, то летописцу удалось создать весьма трогательное описание встречи супругов после разлуки.

Вообще Чингисхан в большинстве описаний источников XIII века предстаёт перед нами как человек крайне осторожный. Он предпочитает действовать только тогда, когда уверен в успехе. В противном случае он мог затягивать переговоры, создавать впечатление у соперников, что готов идти на примирение. Очевидно, что подобное поведение считалось признаком не малодушия, а мудрости. Именно благодаря такой тактике Чингисхану удалось добиться большинства своих целей.

Ещё одним весьма значимым мотивом, характерным для описания Чингисхана, были рассказы о его взаимоотношениях с соратниками. Очевидно, что автор Сказания хотел подчеркнуть тот факт, что все достижения Чингисхана стали возможны не в последнюю очередь благодаря тому, что он сумел подобрать себе умных и смелых помощников, при этом щедро вознаграждая их. Это можно рассматривать как своеобразный намёк и всем остальным правителям из рода Чингизидов

В изображении источников Чингисхан показан как человек, который всегда готов признать заслуги своих военачальников. Вот как, например, он отозвался о Мухули, который внёс большой вклад в победу над чжурчжэньской династией, правившей тогда в Китае.

«Ты бешеный слон мой, без препятствий проникший к врагу, подобно пожару. Ты каменный заслон мой, неподвижный, держащий знамя моё и бунчук».

Достаточно много параграфов «Тайной истории монголов» посвящены подробному описанию подвигов военачальников Чингисхана и перечислению их наград.

За это военачальники Чингисхана готовы были платить ему верностью и также всячески превозносить его как великого правителя.

«Крепкой властью своей ты держал ненавистных врагов. Твёрдым нравом собрал весь великий народ свой».

Автор «Сокровенного сказания» считал обязательным подчеркнуть необходимость единства ханской власти. Хан должен ничего не упускать из виду, заботиться о благосостоянии всего народа. Образ Чингисхана здесь уже в гораздо большей степени предстаёт не как изображение конкретного человека, а как описание идеального правителя, пример для всех остальных.

Важным признаком величия было стремление к справедливости, обеспечению справедливого суда. Уже в первой половине XIII века было написано распоряжение, которое Чингисхан отдавал судьям. Правитель рекомендовал судьям:

«Поступайте по своему усмотрению. Будьте твёрдыми, не склоняйтесь на чью-то сторону. Не пренебрегайте словами своими. Не кричите на людей громким голосом».

Автор Сказания всячески старался подчеркнуть, что судьба Чинсгисхана изначально была предопределена, его возвышение было предначертано свыше. В источнике можно найти множество случаев, когда Чингисхану предсказывают его величие ещё тогда, когда он был всего лишь руководителем небольшого числа воинов. Вот что сказал Тэмуджину прорицатель Хорчи:

«Небо с землей сговорились, нарекли Тэмуджина царем царства. Пусть, говорит, возьмет в управление царство! Вот какое откровение явлено глазам моим»!

Именно такое восприятие Тэмуджина во многом повлияло на желание людей видеть его ханом. Причём в Сказании подчёркивается, что это желание было добровольным, люди согласны были значительно ограничить собственную свободу и во всём повиноваться правителю. Признавали монголы и право Чингисхана сурово наказывать их.

«В дни сечи, если мы в чем нарушим твой устав, отлучай нас от наших стойбищ, жен и женщин, черные (холопские) головы наши разбросай по земле, по полу. В мирные дни, если нарушим твой мир-покой, отлучай нас от наших мужей-холопов, от жен и детей, бросай нас в безхозяйной земле»!

При этом Чингисхан предстаёт перед читателями как человек, который не боится вступать в противоборство не только с воинами, но и с шаманами. Не остановился он перед убийством волхва Теб-Тенгри.

Стоит также отметить, что в монгольских источниках можно наблюдать определённую диспропорцию при описании взаимоотношений между монгольскими племенами и внешней политикой Чингисхана. Для наших современников Чингисхан это, в первую очередь, завоеватель множества стран и территорий, которые лежали далеко за пределами первоначального расселения монголов. В «Сокровенном сказании» об этих завоеваниях также рассказывается. Однако им уделяется гораздо меньше внимания, чем рассказу о том, как Чингисхан объединил под своей властью все кочевые монгольские племена. Очевидно, что для монгольских авторов XIII века именно в этой своей ипостаси Чингисхан был наиболее интересен.

Мудрость Чингисхана проявляется и в том, что он не забывает о том, что он смертен, помнит о необходимости мудро распорядиться всеми захваченными землями, определить наследника среди своих сыновей. Вот какие слова вкладывает в уста Чингисхана автор Сказания:

«А я-то забылся: будто бы мне не последовать вскоре за праотцами. «А я-то заспался: будто бы никогда не похитит меня смерть»!

Таким образом, можно сказать, что монгольские источники XIII века создают достаточно противоречивый и сочетающий в себе множество черт образ Чингисхана. С одной стороны, пред нами предстаёт легендарный богатырь, который даже не может быть назван просто человеком. Однако одновременно с этим в повествовании можно обнаружить множество случаев, когда Чингисхан показан именно человеком с присущими ему слабостями и недостатками. В целом образ Чингисхана – это образ мудрого и справедливого правителя, которому удалось объединить монгольский народ.

Продолжение (про образ Чингисхана в мусульманских источниках) - следует.