Отрицательная остойчивость
Неизвестный мне автор:
Пару лет назад одному читателю на глаза попалась лекция Дмитрия Анисимова, в которой он последовательно раскрывает тему. Из его материалов выходит, что Рожественский сделал всё, что было в его силах и у него были все шансы довести эскадру до Владивостока, но всё решила роковая случайность. Саму лекцию вы легко найдёте на youtube. Я же постараюсь собрать основные её моменты.
-----------------------------------
от Олега Тесленко: Уважаемые читатели! Мне никак не удается найти в интернете исходную статью Дмитрия Анисимова о якобы золотом выстреле который помог японцам выиграть Цусимское сражение. Может это был видеоролик на ютубе? Так что если кого заинтересует, то ищите сами. Вот единственная фраза, оставшаяся в комментариях...
Пользователь MyChannel оставил комментарий: "Олег Тесленко Спасибо.Снимаю шляпу за детальную погруженность в тему.
Да, признаться - я единственный в мире человек который разобрался в истинных причинах цусимского разгрома.Почему-то все остальные любители военной истории и профессиональные историки совершенно не замечают самых важных мелочей, а ведь дьявол кроется именно в мелочах. Все началось еще за несколько месяцев до Цусимы, когда вторая эскадра проходя мимо южной оконечности Африки попала в ужасный ураган силой 11-12 баллов. И вот такая на невнимательный взгляд мелкая подробность: огромной высоты волнами со впереди идущего Суворова была оторвана и сброшена в море деревянная 12-весельная шлюпка. Казалось бы: да и фиг с ней, с этой обыкновенной шлюпкой. Но после этого урагана Рожественский приказал поднять на всех броненосцах типа Бородино, а может и остальных броненосцах, чтобы шлюпки подняли вверх на очень большую высоту - на палубу спардека, и поставили их друг над другом в два-три этажа. А все любители военной истории должны понимать, что деревянные шлюпки под взрывами японских снарядов с шимозой и раскаленными осколками очень хорошо горят огромными кострами. И вот, чтобы предотвратить пожары деревянных шлюпок на эскадре Рожественского шлюпки и катера заполнили водой - по примеру как это сделали на эскадре Витгефта перед боем в Желтом море.
Но вот разница в том, что эскадра Витгефта не испытывала действия урагана и на ней не поднимали шлюпки на спардек и не устанавливали их в 2-3 этажа. Казалось бы - да какая разница во сколько этажей ставили друг на друга шлюпки на броненосцах типа Бородино? Но дело в том, что если их заполнить водой, чтобы шлюпки не горели в бою, то вес этой дополнительной воды очень велик, и поднятый на большую высоту на спардеке на 12 метров над ватерлинией, эта дополнительная вода очень сильно уменьшит остойчивость за счет повышения центра тяжести корабля и уменьшения его метацентрической высоты.
Можно приблизительно подсчитать вес этой дополнительной воды в шлюпках. Так водоизмещение самого тяжелого катера было 25 тонн, что по объему равно 25 кубометрам. Но у шлюпок и катеров очень большой запас пловучести (именно так это слово написано через "о", так говорят профессиональные судостроители плОвучесть, так же как моряки говорят слово компас с ударением на втором слоге, или "ходят" а не плавают) первом равный примерно = 150-200%. Это величина надводного объема любого плавающего объекта по сравнению с подводным. И это значит, что полный объем каждой шлюпки 250%-300% от ее весового водоизмещения, получается что в каждую шлюпку до краев ее борта нужно было влить примерно столько воды. И выходит, что в самый большой катер нужно было влить примерно 70 кубометров/тонн воды. А по чертежу на каждом броненосце типа Бородино было по 16-18 шлюпок и катеров, хотя остальные шлюпки были поменьше катера. Но все-таки если умножить 16 шлюпок на 70 тонн, то получим 1100 тонн воды, и даже если уменьшить этот вес на 300 т, то все равно вес дополнительно принятой броненосцами типа Бородино воды потенциально мог быть очень велик ~800 т. И если читатели помнят, то инженер Костенко определил общую перегрузку броненосца Орел в 1784 т. Но это он сделал на стоянке эскадры еще на Балтике, а воду в шлюпки наливали перед самым Цусимским сражением - и Костенко видимо забыл об этом, опираясь на свои предыдущие расчеты. Таким образом реальная перегрузка броненосцев Бородино была еще больше примерно на 800 тонн - чем думают все любители и знатоки военной истории! То есть не 1784 т, а 1784+800= ~2600 т.
Но в действительности все было гораздо хуже чем на самом деле - как сказал один польский писатель! Потому, что у броненосцев типа Бородино была довольно низкая остойчивость. Потому, что по проекту метацентрическая высота у них должна быть = 4 фута (122 сантиметра), тогда как у даже эсминцев проекта 7 (водоизмещение которых во много раз меньше чем у броненосцев типа Бородино около 2000 т) метацентрическая высота была больше чем у бородинцев 2 метра=200 см, причем эсминец 7 проекта по водоизмещению был в 10 раз меньше Бородино, а у Бисмарка Метацентрическая высота была аж 4 метра.
Все дилетанты думают, будто плохая остойчивость грозит любому судну опрокидыванием, и это неприемлимо. Но на самом деле если у судна нет отверстий или пробоин в борту, то суда с низкой остойчивостью гораздо лучше ведут себя на волнении, чем те, у которых большая метацентрическая высота. Дело в том, что при малой остойчивости суда обладают очень плавной качкой, а при большой МВ - наоборот очень резкой качкой - это хуже для моряков и стрелять труднее. И все четыре броненосца типа Бородино показали прекрасную мореходность во время тропического урагана - у них были наименьшие угла качки - меньше 6 градусов на борт,тогда как крейсера качались до 30 градусов на борт. Но не думайте что если у эсминцев проекта 7 Метацентрическая высота больше - так это только по проекту, а эти эсминцы во время эксплуатации получили большую перегрузку, а перегрузка всегда получается верхней части корпуса. То есть любая перегрузка обязательно уменьшает остойчивость. И у семерок остойчивость дошла до опасного предела. Однако, это для броненосцев Бородино МВ=122 см это было по проекту, но в реальности эти новые броненосцы получили строительную перегрузку, и когда все корабельные инженеры измерили и вычислили метацентрическую высоту когда броненосцы находились еще на Балтике, то оказалось, что она сильно уменьшилась и составила всего 2 фута 6 дюймов=76 см - раза в полтора меньше чем по проекту! Но ведь это значение для "сухого" состояния броненосца без поднятых всех шлюпок на спардек и заполнения их водой перед боем! А ведь если дополнительно принять 800 тонн воды на высоту спардека 12 над ватерлинией, то метацентрическая высота еще сильнее уменьшится - примерно до 40 сантиметров! И вот при стоянке в Кам-Ранхе командир броненосца Орел просил адмирала Рожественского принять много правильных мер перед сражением снять бесполезные в бою катера и шлюпки и передать их на транспорты.
Такие меры могли быть проведены только общим адмиральским распоряжением по эскадре. Но дурак -Рожественский запретил проводить любые меры по улучшению боевых свойств кораблей. Как впрочем он совершил огромное количество и других ошибок. Но как только начался цусимский бой, то миллионы осколков японских снарядов очень быстро превратили все деревянные шлюпки в решето и вся вода из них вытекла. И без воды шлюпки стали гореть огромными кострами.
Именно шлюпки, а вовсе не угольная пыль стали главным запасом горючего материала на головных русских броненосцах, и поэтому четыре броненосца типа Бородино страшно горели. Причем потушить их было почти невозможно, потому, что на верхних палубах пролетали тучи осколков и ранили и убивали русских моряков. Причем не только огонь, но и дым ухудшали боевые свойства новейших броненосцев. Во-первых дым и огонь горящих шлюпок раскалили боевую рубку до такой температуры, что находится в ней не было возможности. Так что адмирал и все офицеры вынуждены были уйти из верхней бронированной боевой рубки, и спустится в центральный пост, расположенный глубоко под ватерлинией на самом днище корабля, так, что его офицеры вообще не могли ничего видеть куда идти кораблю.
А еще вентиляторы засасывали дым во внутренние помещения - в котельные отделения, ведь для горения угля в котлах требуется огромное количество воздуха, и кочегары тоже дышат этим же самым воздухом, смешанным с дымом, засосанным вентиляторами со спардека от горящих шлюпок. При этом корабль может иметь отрицательную остойчивость на малых углах, и большую на больших углах.
Таким образом вода в шлюпках не сыграла никакой полезной роли для тушения пожаров, просто потому, что вся она вытекла из шлюпок. А шлюпки были поставлены высоко на палубе спардека. Но куда же тогда делись эти 800 т воды? И к сожалению она была слишком тонкой - толщиной примерно 10 мм, и нисколько не бронирована в отличие нижележащей главной палубы с толщиной брони 32 мм. Так вот: вместе со шлюпками была пробита сотнями крупных осколков была пробита и тонкая палуба спардека. А как всем известно: вода всегда дырочку найдет, тем более если имеется сотни больших дыр в этой палубе. Но, впрочем, вода кроме шлюпок дополнительно лилась из пожарных рожков. И вот поэтому большая часть воды со спардека стекла вниз - прямо в центральный каземат, в котором стояло 12 х75 мм противоминных орудий. Но вот постоянного стока для воды из каземата вовсе не было! Хотя конечно на его палубе были вентили, открыв которые можно было легко спустить всю воду из каземата вниз - в специальные отсеки, как это в конце сражения сделали простые матросы на Орле. Но зато весь ход сражения 5 часов матросы головных броненосцев стояли в этом каземате по щиколотку а то и по колено в воде.
Но беда в том, что вода в замкнутом помещении не просто стоит, а она перекатывается с одного борта на другой и этим создает небольшой крен. Дело в том, что любой корабль поворачивает руль то вправо, то влево, и этого каждый надводный корабль немного кренится внаружу от центра поворота. А если у корабля есть большие свободные поверхности воды в замкнутых помещениях, то при поворотах она вся перекатывается на накренившийся борт. Переливающаяся от одного бота к другому вода увеличивает крен корабля. И вот эту мысль Дмитрий Анисимов видимо скопировал из книги Олега Тесленко "Оверкиль "Императора Александра III". У меня часто воруют мои идеи, но никто из этих вторичных писателей не сознается, что скопировал мысли Тесленко. Причем бывают вообще чудовищные случаи, когда тысячи ученых принимают мои научные идеи, и выдают их будто это всеобщее мировое знание. Так я открыл что магнитное поле Земли возникло из-за того, что внутри Земного шара имеется железное ядро, которое тихо вращается (то есть на самом деле очень медленно поворачивается всего на один градус за год) и от этого я предположил что у Земли возникает магнитное поле, но никак не я не оформил своего научного первенства, и с тех пор все ученые не считают нужным упоминать что причину возникновения магнитного поля открыл Олег Тесленко. Все ученые сейчас говорят что магнитное поле Земли работает из-за вращения железного ядра, а раньше у них было мнение что потоки раскаленной лавы создавали конвекционные электротоки.
Итак, все любители истории и даже сам очевидец Цусимского сражения инженер Костенко думают будто русские броненосцы затонули от опрокидывания вызванного недостаточной остойчивостью.
Даже такие знаменитые и высокопрофессиональные люди как академик корабельной науки А.Н. Крылов и корабельный инженер В.П.Костенко не догадались об истинных причинах опрокидывания и гибели русских броненосцев, что уж говорить о миллионах простых читателей и любителей военной истории, некоторые из которых вообще ни бельмеса не понимают, и они путают фугасные снаряды с кумулятивными, и думают будто японские снаряды прожигали русскую броню.
Так вот, все думают, будто русские броненосцы имели в бою уменьшенную но все так положительную остойчивость примерно 76 см, и никто не догадывается, что остойчивость у них была не просто малая, а вообще - ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ! Все дилетанты конечно не смогут поверить в это, ведь по всеобщему не профессиональному мнению никакой корабль не может иметь ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ остойчивость - потому, что иначе каждый корабль с таким феноменом тут же должен перевернуться вверх килем. Но оказывается дело в том, что есть так называемая начальная остойчивость на небольших углах кренов и остойчивости на БОЛЬШИХ углах крена. При этом корабль может иметь отрицательную остойчивость на малых углах крена, а при его увеличении остойчивость снова вдруг становится положительной, и от этого корабль полностью не опрокидывается, а так и продолжает идти все время с небольшим креном, причем нередко шатается как пьяный - то есть переваливается с борта на борт.
В истории иногда бывали суда изначально построенные с небольшой ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ начальной остойчивостью. Таким был например небольшой ледокол "Соловей Будимирович - "Малыгин". Это судно практически не могло находится в строго вертикальном положении чтобы у него не было никакого крена. Взято из книги Всеволода Васнецова "Под звездным флагом "Персея" 1974 г стр 31-32: "Правда у него ("Соловея Будимировича") была одна особенность. Стоило какой-нибудь груз, даже не очень большого веса, сложить у одного борта, как судно получало крен. Захочешь его выровнять, переложишь лишний груз к другому борту - и корабль валится на другую сторону... Многие (члены экипажа) приходя в обедать в кают-компанию подкладывали под тарелки с супом какие-нибудь щепочки. А укладываясь спать клали подушку так чтобы ноги оказывались ниже головы, но во время сна, нередко приходилось просыпаться из-за неудобства, так как ноги оказывались выше головы, и так несколько раз за ночь приходилось просыпаться. Кренолюбие нашего корабля позволяло нам находить его в порту с большого расстояния... Так что бывают иногда суда с отрицательной начальной метацентрической высотой, и они не тонут сразу от этого, до тех пор, пока не получат пробоин в борту.
Но вопреки общепринятому мнению большинства обывателей, все надводные суда и корабли тонут зачастую не от подводных пробоин, а от надводных отверстий. Потому, что все открытые двери, открытые иллюминаторы, а также вентиляционные отверстия пускают внутрь корабля воду в огромных количествах. Правда для этого надо сначала наклонить (накренить) корабль или судно на много градусов - чтобы эти надводные отверстия вошли в воду.
Обычно все обыватели думают, будто крен у корабля вызывает вода, заполнившая полностью какой-нибудь отсек с правого или левого борта. Однако, на самом деле нередко бывает так, что вода не заполняет отсек с одного борта, а просто плещется на палубе от одного бота к другому, и от этого во-первых очень сильно уменьшается остойчивость, так, что начальная метацентрическая высота становится даже отрицательной, а во-вторых от какой-либо случайной причины эта плещущаяся на палубе вода вдруг сливается к одному борту и этим вызывает смертельный крен. В доказательство этого я приведу два-три случая. Еще в институте нам рассказали один случай гибели советского траулера. Он был построен в ГДР, и у него было такое новшество, такая особенность от которой потом сразу отказались - у него были шпигаты (отверстия с крышками) в бортах в районе рыборазделочного цеха. По идее предполагалось, что кости и кожура рыбы будут выбрасываться через эти шпигаты за борт, и их должны были смывать водой струями из шлангов. Но то ли конструкция этих шпигатов была неудачной, то ли рабочие рыбцеха ленились и не чистили эти шпигаты от костей и рыбьих кишок, но суть в том, что эти шпигаты постоянно засорялись и не пропускали воду. И от этого в рыборазделочном цеху постоянно стояла вода высотой наверное до колена рабочим, на что они месяцами не обращали никакого внимания. Но как то раз у этого траулера случился большой крен, и вся эта вода слилась к одному борту и он тут же лег на борт и опрокинулся вверх килем, тут же вода стала вливаться огромными потоками в НАДВОДНЫЕ отверстия и этот траулер быстро затонул почти со всем экипажем... Вот так влияет вода плещущаяся на палубе на уменьшение остойчивости. Причем обратите внимание, что моряки могут месяцами не обращать внимание что у их судна есть небольшая ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ остойчивость, такая же как у ледокола "Малыгина" (б. "Соловея Будимировича").
Второй случай всем вам хорошо известен. В начале второй мировой в нью-йоркском порту загорелся знаменитый французский лайнер "Нормандия", и пожарные тут же стали заливать его водой струями из сотен брандспойтов. И воды на палубах этого лайнера скопилось так много, что он постепенно стал немного кренится в противоположную от причала сторону. А по причалу бегал главный конструктор этого судна - русский инженер Юркевич, и он умолял пожарных прекратить лить воду, потому что от больших количеств воды в верхних палубах лайнер потеряет остойчивость и обязательно перевернется! Пусть уж лучше полностью выгорят верхние помещения... Но пожарные не послушали его и "Нормандия" в конце-концов перевернулась, и легла на правый борт, так что потом ее все равно разрезали на металлолом. Обратите внимание, что никаких подводных пробоин у этого лайнера не было, а опрокинулся он исключительно из-за воды пожарных насосов на верхних палубах, и потери остойчивости из-за этого...
Можно бы конечно вспомнить еще гибель парома "Эстония", у которого во время шторма оторвался носовой визир, и штормовые волны стали гулять по просторной грузовой палубе, от чего этот паром потерял остойчивость и быстро опрокинулся вверх килем. Так же можно вспомнить и знаменитую Императрицу Марию". Мало кто знает, что сильный взрыв разрушил только верхние палубы, а его днище осталось абсолютно целым, и когда линкор подняли вверх килем, то в его днище не смогли найти ни одной - даже маленькой пробоины. Но от чего же тогда затонул этот линкор? А просто от того, что пожарные суда неумеренно лили в лего воду струями из десятков пожарных шлангов, и открыли кингстоны затопления всех погребов боезапаса. Поэтому от влившейся воды
"Императрица Мария" сначала начала садится носом в воду, а потом потеряла остойчивость и опрокинувшись вверх килем затонула прямо в бухте. Таким образом, гибель всех четырех перечисленных судов произошла из-за потери остойчивости, причем в их бортах и днище не было пробоин, через которые бы вливалась вода. И как это соотносится с опрокидыванием и гибелью броненосца "Император Александр III", который получил множество попаданий вражеских снарядов?
Продолжение: вторая статья этого цикла
В этом цикле должно быть еще несколько статей если у меня хватит терпения их дописать и опубликовать.
Вы можете отправить автору какую-нибудь сумму на кошелек Ю-моней 4100118427675534