Найти тему
Порцелиновый фан

Олевская Инна Соломоновна (1940-2021). Художник и скульптор. "Девяностые" и далее везде.

И.Н. Олевская: "Фарфор - материал избранный! Избранный дать миру особую, исключительную, истинную гармонию! Будущее его прекрасно. Архитектура, скульптура, живопись - его родители. Душа его - свет! Истинный, завораживающий, неповторимый свет. Свет, который сделал нас, художников, вечными пленниками его Гения!"

Друзья, мне кажется, что к подобным авангардным художникам и скульпторам, каким, безусловно, является И.С. Олевская, надо подходить подготовленным, с полным пониманием того, что Вам не всё может понравиться, поэтому глубоко вдохните, выдохните, и начинайте просмотр. А если ментально не готовы к восприятию, просто уходите, занимайтесь своими делами, и попробуйте данную статью одолеть как-нибудь в другой раз... Итак, начинаем.

Известная по многочисленным выставкам композиция "Тусовка-90. Санкт-Петербург". Некий маскарад людей, разодетых "под готику". Видимо, дало себя знать увлечение Данте. И одновременно, абсурдизм XX-го века, когда очки не предназначены для того, чтобы через них на что-либо взирать - их "стёкла" закрашены, разрисованы, и даже отталкивают зрителя проткнутыми насквозь шипами, что добавляет агрессии всей композиции. Что касается самих образов, то они смотрятся безобидными персонажами, у которых то ли напрямую отсутствует мозг, то ли он есть, но находится под препаратами.

"Песнопение" (1991). Композиция на квазирелигиозную тему, где творец (Олевская) как бы предлагает объединить Православную ветвь Христианства с Индуизмом. При таком подходе понятно, что сам художник при этом занимает позицию "вне религий", и исходит из собственных эстетических видений, воспринимая религии как сказочные повествования и образы.

Две чашки с крышкой на подставке и чайник с крышкой на подставке и с колпачком на носике из сервиза "Песнопение". 1991. Размеры не соответствуют реальным Чайник гораздо больше (и выше) чашек.
Две чашки с крышкой на подставке и чайник с крышкой на подставке и с колпачком на носике из сервиза "Песнопение". 1991. Размеры не соответствуют реальным Чайник гораздо больше (и выше) чашек.

Нерасписанные предметы того же сервиза представлены ниже (без чайника). Те же предметы в иной, менее радикальной росписи, идут как сервиз "За здравие" 1991-го года. Сервиз на двоих состоит из чайника и двух чашек.

Ещё одна странная статуэтка, сочетающая в себе элементы Католицизма и Буддизма.

-4

Композиция из флаконов под общим названием "Он уехал, ненаглядный".

Те же флаконы - на персональной выставке 2017-го года. Соседствуют с туалетными коробочками "Игрушка" и "Радость", а также со шкатулкой "Забава"...

На Выставке 2017.
На Выставке 2017.

Яркая многоцветная роспись в виде бабочек в ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЙ стилистике, соответствующей разухабистым "святым девяностым". Сервиз "Сон". А где золото? А нету золота! А почему? А потому что на дворе "гайдаровско-чубайсовский" 1992-й год ("Всё уже украдено до нас"). Осколок былой страны под названием РФ летит в пропасть. Радующийся негаданной победе над слабовольным болтуном Горбачёвым Ельцин откупоривает бутылку за бутылкой (и отнюдь не с шампанским!) - "работа с документами" идёт полным ходом!

Сервиз "Туман". 1993. В "классической" для ЛФЗ ручной росписи на форме "Весенний"...

По этому пласту (здесь - картина на фарфоровой доске) можно понять отношение Олевской к А.А. Ахматовой.

Пласт "Посвящается памяти Анны Андреевны Ахматовой".  1994. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, люстр. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Пласт "Посвящается памяти Анны Андреевны Ахматовой". 1994. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, люстр. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

В 1992-м году ещё не спал интерес к Православию, тем более, что в тот год бывшее Советское общество резко распалось по имущественному признаку - стали богатеть те немногие, что получали выгоду от развала страны, обмана, подкупа, те, что тупо продавали сырьё за границу ("а всё остальное - купим"), и резко беднеть подавляющее население оставшейся части страны под названием РФ. Попытка апеллировать к Богу, Богородице, к ангелам и святым не зависело от национальности. Композиция называется "В тени Твоих крыл, укрой меня".

Статуэтка Наполеона, выполненная в виде пресс-папье (промокашки для чернил) в треуголке, похожей на пуховую подушку или надутый шар соответствующей формы.

Не знаю, каких лет статуэтка, но в интернете один из комментаторов вспомнил даже некоего престарелого "Сира" из петербуржского военно-эротического (или военно-исторического?) клуба - любителя убивать и расчленять в пьяном состоянии молодых истеричных любовниц с периферии. Написал, что похож.
Не знаю, каких лет статуэтка, но в интернете один из комментаторов вспомнил даже некоего престарелого "Сира" из петербуржского военно-эротического (или военно-исторического?) клуба - любителя убивать и расчленять в пьяном состоянии молодых истеричных любовниц с периферии. Написал, что похож.

Знакомый читателям канала по предыдущей статье (см. здесь https://dzen.ru/a/ZaatlnfIgjCwwNkJ ) сервиз на двоих с подсвечниками в данном случае расписан Средневековыми рыцарскими доспехами в мрачных коричнево-чёрных тонах на фоне золота. По-видимому, это её творческий ответ на Первую Чеченскую кампанию. 1996. В общем, стандартные откровения от "русской интеллигенции", которая всегда против (особенно - против экономики и страны), но всегда за мир, против войны, и чтобы Россия обязательно уступила именно потому, что "она большая и сильная". Это идёт ещё от А.П. Чехова (и даже раньше!), который в 1904-м году горевал по поводу возможной победы Российской империи в Русско-Японской войне. Горевал-горевал, да и умер, и так и не дождался радостного для себя итога... Зато "русская интеллигенция" дождалась.

Сервиз "Тайна осенней луны" (1998) создан на фасоне, тяготеющим к СУПРЕМАТИЗМУ. Автор фасона М.А. Сорокин. Роспись, конечно, любопытная - её очень интересно рассматривать.

Если вы помните предыдущую статью о творчестве Олевской, в конце "восьмидесятых" она расписывала Пасхальные яйца ангелами и святыми. А в "святые" "девяностые" она их уже расписывает "братьями-актерами", подымая их (в своей голове) ло уровня "святых". А что вы хотите: она художник - она так видит...

Сервиз, расписанный И.С. Олевской, называется "Июньский дождь". Лепорская-Олевская. 1996.

Композиция "Любовный напиток"

К сервизу "Любовный напиток" в 2011-м году была доделана декоративная тарелка (блюдо), диаметром 32,0 см. С рисунком, аналогичному рисунку на сосуде для напитков с крышкой. Тому, где кавалер одной рукой обнимает даму, а в другой держит шприц (с любовным содержимым, поскольку одной любви, без дополнений, этой парочке для счастья уже не хватает).

Тарелка декоративная "Любовный напиток". 2011. Фарфор, надглазурная деколь, золочение, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей".
Тарелка декоративная "Любовный напиток". 2011. Фарфор, надглазурная деколь, золочение, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей".

Этот автопортрет И.С. Олевской, естественно, выполнен на фарфоре. Слева мы видим, как некая чёрная сущность что-то нашёптывает на ухо помыслами стремящейся к небесам фарфористке-творцу. Явно соблазняет. Поддастся ли она? Лично мне кажется, что где-то в чём-то она поддалась.

Автопортрет И.С. Олевской.
Автопортрет И.С. Олевской.

В 2002-м году Олевская расписала знаменитые чайник и получашки К.С. Малевича. Вот такими они предстали из-под её руки... Эта самая известная её роспись этих предметов - с портретом самого К.С. Малевича на чайнике (каким она, как художник, его видит).

Чайник и получашка К.С. Малевича, расписанные И.С. Олевской.
Чайник и получашка К.С. Малевича, расписанные И.С. Олевской.

Композиция "Маскарад", 2009. Конечно, это картины на фарфоре. Но не на плоскости, а на неких объёмных предметах.

Композиция "Маскарад". 2009. По пьесе М.Ю. Лермонтова "Маскарад".
Композиция "Маскарад". 2009. По пьесе М.Ю. Лермонтова "Маскарад".

Ещё одна композиция под тем же названием выполнена на вазах формы "Юкатан". Как видно по надписи на обороте "Imperial Porcelain" - дата создания данной композиции - после 2005-го года.

Наверное, самое сейчас известное среди любителей творчества И.С. Олевской её произведение: одиннадцатифигурная композиция "Гений и злодейство - две вещи несовместные" (1990—1999). Муза, Моцарт и Сальери, Пушкин и Дантес, горюющие ангелы...

Эстетика композиции "Царская невеста", если закрыть глаза на общий авангардизм скульптуры, напоминает больше эстетику Католицизма, и совершенно далека от канонов Православия. Лицом фигура напоминает статуи Древнего Египта.

Один из поздних (2003-2004) сервизов И.С. Олевской называется "Чистая тетрадь"... Черты СУПРЕМАТИЗМА явственно видны.

Инсталляцию "В том доме розовом не слышно голосов…" (2014) Инна Олевская посвятила поэту и художнику Тонино Гуэрро, скончавшемуся в 2012-м году.

"Тень воина". 2016. Какой бодрый конь! Явно - жеребец! Неужели пушкинскую строчку "Есть упоение в бою..." Олевская переосмыслила как "есть возбуждение в бою"? Сильный гротеск!

Одно из любимых занятий художников-факиров - удивлять зрителя, казалось бы, обыкновенными вещами, неотличимыми на взгляд от стандартных, но сделанных из неподходящих материалов. Например все предметы, представленные на фото ниже, включая окурок и пачку папирос, раскрытый спичечный коробок и обрывок газеты "Правда", сделаны из фарфора. Такая вот инсталляция. Сейчас некоторые "продвинутые" художники ИФЗ пытаются сделать мебель из фарфора (шкафы, стулья). Смысла в этом никакого нет - просто таким образом художник, опустившийся в своём творчестве до ковёрного клоуна, пытается удивить зрителя - "на один раз", как сейчас делается в интернете, чтобы зритель сказал: "Ух ты!" - и пошёл себе дальше. Правда, может, какой толстосум и купит венский фарфоровый стул - "для хохмы"?

Фарфоровая инсталляция от И.С. Олевской. Названия не знаю.
Фарфоровая инсталляция от И.С. Олевской. Названия не знаю.
Здесь "итальянские сумочки" - это на самом деле фарфоровые чайники. А точнее, просто предметы для инсталляции.
Здесь "итальянские сумочки" - это на самом деле фарфоровые чайники. А точнее, просто предметы для инсталляции.

В галерее ниже приводятся фото с различных выставок (в основном - с выставки 2017-го года, прошедшей в Государственном Эрмитаже). Многие предметы, композиции и инсталляции были рассмотрены выше.

Олевская: "Мы в молодости и не думали, что будем выставляться в Эрмитаже..."

 Инна Соломоновна Олевская (1940-2021) - заслуженный художник Российской Федерации (2006). С 2011 года член-корреспондент Российской академии художеств.
Инна Соломоновна Олевская (1940-2021) - заслуженный художник Российской Федерации (2006). С 2011 года член-корреспондент Российской академии художеств.

Всем фарфороголикам - кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.