Найти тему

Не раскручивается или не закручивается стаксель. Беда начинающего капитана.

Особый случай № 17. Здесь речь идёт о простой крейсерской яхте. Ситуация, с которой время от времени сталкиваются начинающие яхтсмены на собственной или взятой в аренду лодке.

Они знали, что после залива на открытом участке моря по прогнозу должно быть «свежо», но в заливе, где они стояли на якорной стоянке ночью, было совсем тихо, вода была зеркально - глянцевой и не верилось, что где-то там за мысом «бурлит». Уходили со стоянки под мотором.

*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Закручивание парусов вертикальный рулон-укладку прочно вошло в яхтенный обиход эксплуатации парусов
Закручивание парусов вертикальный рулон-укладку прочно вошло в яхтенный обиход эксплуатации парусов

Паруса решили поставить заранее, под прикрытием гористого полуострова, здесь не было волны, только редкие малые шквалики приходили с горы лёгкой рябью на воде. Рулевой уже имел пятилетний опыт прибрежного хождения по этому морю, но это был первый «дальний» поход. Один из яхтсменов (матрос) даже ходил в Океане и спас яхту и экипаж умелыми действиями в борьбе за живучесть лодки, но это другая история. Наконец яхта вынырнула из-за мыса на простор, пошла не мелкая крутая волна. Дул бодрый ветер, который быстро поднялся к 20 узлам, и рулевой понял, что лавировать против такой волны и при таком ветре с полными парусами он не сможет, к тому же и крен явно был чрезмерным, яхту раз за разом всё сильнее прикладывало парусами к воде. Решили уменьшить площадь парусов – брать рифы.

На стакселе (парус впереди и дальше от зрителя в глубине фото) взяты рифы - площадь этого парса уменьшена закручиванием в вертикальный рулон вокруг штаг-пирса или вокруг передней шкаторины паруса (его передней кромки). Штаг пирс алюминиевый каплевидный аэродинамически обтекаемый профиль в котором закреплена передняя шкаторина (передняя кромка) паруса.
На стакселе (парус впереди и дальше от зрителя в глубине фото) взяты рифы - площадь этого парса уменьшена закручиванием в вертикальный рулон вокруг штаг-пирса или вокруг передней шкаторины паруса (его передней кромки). Штаг пирс алюминиевый каплевидный аэродинамически обтекаемый профиль в котором закреплена передняя шкаторина (передняя кромка) паруса.

Сначала решили закрутить закруткой стаксель-геную в половину или больше. Эту последнюю операцию они проделывали тысячу раз в сравнительно спокойных условиях, быстро и без проблем, а тут не получалось …… . Яхта держала курс бейдевинд (носом под острым углом) к ветру и фронту волны (против волны).

Фото нижней части системы закручивания стакселя. Барабан закрутки стакселя. Ручной привод системы с помощью верёвки - линя закрутки стакселя. Алюминиевый штаг-пирс. Закрученный в вертикальный рулон вокруг штаг-пирса стаксель-генуя.
Фото нижней части системы закручивания стакселя. Барабан закрутки стакселя. Ручной привод системы с помощью верёвки - линя закрутки стакселя. Алюминиевый штаг-пирс. Закрученный в вертикальный рулон вокруг штаг-пирса стаксель-генуя.

Наполненный и нагруженный ветром огромный парус - генуя (стаксель) не собирался закручиваться. Потравливали и травили шкоты, и все равно не получалось! Чем больше травишь парус, тем больше он «хлопал» на ветру, растравленные стаксель шкоты начинали рваться и «плясать» на ветру убийственными кнутами, не дай бог попасть под их удар. Закрутку и её барабан, как-будто заклинило, или заклинило на самом деле!

Фото вид сверху на стаксель и на его переднюю кромку (переднюю шкаторину) которая закреплена в специальный алюминиевый профиль - штаг пирс, Внутри штаг пирса проходит мощный стальной трос - форштаг, который особым образом прикреплён к мачте и к палубе яхты. Форштаг удерживает и мачту и стаксель (геную) в рабочем положеннии, иак как вы это видите на фото. Белая линия вдоль передней шкаторины стакселя иллюстрирует рабочий прогиб штаг-пирса и форштага в рабочем состоянии.
Фото вид сверху на стаксель и на его переднюю кромку (переднюю шкаторину) которая закреплена в специальный алюминиевый профиль - штаг пирс, Внутри штаг пирса проходит мощный стальной трос - форштаг, который особым образом прикреплён к мачте и к палубе яхты. Форштаг удерживает и мачту и стаксель (геную) в рабочем положеннии, иак как вы это видите на фото. Белая линия вдоль передней шкаторины стакселя иллюстрирует рабочий прогиб штаг-пирса и форштага в рабочем состоянии.

Матрос посмотрел на рулевого и сказал: «Не закручивается, наверное, заклинивает». Рулевой, понимая, что ситуация критическая, грозно скомандовал: «Иди на бак, на нос, и закручивай геную руками». В это время гика - шкоты были рулевым сильно потравлены, чтобы избежать критического крена, и грот, растравленный из-за этого больше, чем вполовину, тоже, как и стаксель хлопал и полоскал на ветру и грозил от этого порваться. Не робкий матрос пошёл на нос, который постоянно подныривал под волну, и там руками стал закручивать «героически» геную в рулон, что обычно делают с помощью линя и барабана закрутки стакселя. В глазах темнело, но он закручивал парус, прикладывая все свои силы (он сам мне об этом потом рассказывал). Геную скрутили-убрали.

Схема совместной работы рангоута (мачты) и тросов такелажа: здесь именно  форштага, он проходит внутри штаг пирса, внутри него закреплена передняя шкаторина (кромка) стакселя, на фото всё слева; ахтер штага , он удерживает мачту и тянет в сторону кормы, на фото справа вверху.
Схема совместной работы рангоута (мачты) и тросов такелажа: здесь именно форштага, он проходит внутри штаг пирса, внутри него закреплена передняя шкаторина (кромка) стакселя, на фото всё слева; ахтер штага , он удерживает мачту и тянет в сторону кормы, на фото справа вверху.

Нужно отметить, что на фото выше красными рисками внизу и вверху стакселя (генуи) отмечены места размещения барабанов системы закрутки стакселя, внутри них имеются специальные опорные подшипники, которые и обеспечивают штатное легкое вращение, даже при небольшой нагрузке. Их поломка чаще всего и есть причина нарушения способности системы вращаться. Но не редко, и не это одно. Именно избыточная нагрузка на не смазанный и не обслуженный или уже ломающийся подшипник приводит к заклиниванию системы вращения. Чтобы выбраться из аварийной ситуации, нужно уменьшить кардинально осевую нагрузку на опорные подшипники барабанов, причём "на ходу". О том, как это сделать, будет речь далее.

И так после "героического" закручивания стакселя (генуи) рулевой решил, что «рубиться» под одним гротом против ветра и волны не получится и повернул на курс попутно ветру. (И о чудо !!!) Яхта выровнялась, крен почти исчез. И ветра как - будто стало меньше. Лодка шустро побежала в полный бакштаг под одним гротом в марину, которая была примерно в трёх милях под ветром. Матрос в это время «упал» в салоне яхты со страшной болью в плече: у него была потянута и надорвана связка плечевой мышцы, об этом он узнал позднее и травму лечил после всего несколько лет.

Треки движения яхты при происшествии. Бегство яхты в "бакштаг".
Треки движения яхты при происшествии. Бегство яхты в "бакштаг".

Резюме. В двух словах не расскажешь, где тут ошибка (точнее ошибки) экипажа и рулевого. Не раскручивается или не закручивается (не убирается) стаксель-генуя на крейсерской парусной яхте ситуация частая, особенно у яхтсменов-новичков. Закрутка генуи в лёгкий ветер в непринуждённых дружеских прибрежных походах или на учебных лодках яхтенных школ всегда работала!

Зарифленный (скрученный частично в рулон) уменьшенной площади стаксель генуя на ходу, наполненный ветром. На курсе бакштаг стаксель раскрутится потому, что форштаг вокруг он скручен, прослаблен - осевой нагрузки на подшипниках практически нет. А вот на курсе бейдевинд (при ветре под углом с носа) всё будет не просто: форштаг нагружен работающими парусами, на подшипниках значительные не только осевые но частично боковые нагрузки. Из-за последнего вращение системы раскручивания-скручивания паруса будет затруднено
Зарифленный (скрученный частично в рулон) уменьшенной площади стаксель генуя на ходу, наполненный ветром. На курсе бакштаг стаксель раскрутится потому, что форштаг вокруг он скручен, прослаблен - осевой нагрузки на подшипниках практически нет. А вот на курсе бейдевинд (при ветре под углом с носа) всё будет не просто: форштаг нагружен работающими парусами, на подшипниках значительные не только осевые но частично боковые нагрузки. Из-за последнего вращение системы раскручивания-скручивания паруса будет затруднено

Начинающие судовладельцы начинают проверять, чистить, смазывать, заменять механизмы закрутки именно подшипники барабана закрутки стакселя. Это само по себе не вредно, но это нужно делать загодя на берегу.

Ответы на этот не злободневный, но критичный вопрос яхтенного судовождения можно найти в подписях к фотографиям данного текста. В предложенной выше ситуации бывает недостаточно потравливать стаксель шкоты для закручивания стакселя-генуи в рулон, что пытались сделать наши герои. Возможно, придётся потравить и оттяжку гика и ахтерштаг. А, если и это не спасает ситуацию, то нужно изменить курс на попутный. Тогда под воздействием давления ветра на грот мачта отклонится вперёд и стаксель попадёт частично в ветровую в тень грота. В этом состоянии стаксель не будет препятствовать своему закручиванию в рулон.

Иллюстрация манёвра разгрузки форштага и его подшипников закрутки. Схема работы мачты, парусов, такелажа: форштага и ахтерштага.
Иллюстрация манёвра разгрузки форштага и его подшипников закрутки. Схема работы мачты, парусов, такелажа: форштага и ахтерштага.

Натяжение на фор-штаге (справа на иллюстрации вверху) значительно уменьшится, и колоссальной осевой нагрузки на опорных подшипниках на нижней и верхней оконечности форштага не будет. Натяжения на передней кромке шкаторине и ликтросе генуи уменьшится, это позволит в случае необходимости, убрать генную потравливанием стаксель фала. Если последнее по каким-то неведомым обстоятельствам закрутить стаксель не получатся, то потравливая фал, парус можно будет опустить на палубу, а затем совсем убрать

*Получается, что работы по постановке и уборке стакселя (раскручивание и закручивание) чаще легче производить на курсе бакштаг. О этом инструкторы в яхтенных школах часто не успевают или забывают рассказать.

** История через несколько лет некоторым образом повторилась. Яхтсмен пострадавший в этой истории, уже на своей собственной яхте менял подшипники вращения системы закрутки стакселя .

Несмотря на образец предъявленный на фото и артикул предъявленного подшипника туземный "специалист" сумел убедить судовладельца в том, чтобы поставить при ремонте - замене обычный подшипник качения-вращения, совсем не рассчитанный на осевую нагрузку. Оно и понятно "бледнолицые" они в технике не разбираются, они просто должны платить, платить за всё, платить всегда. Начинающий судовладелец не выдержал напора и всезнайства "специалиста" и заплатил деньги за заведомый брак. Вот такая история.

Туземному ремонтному "специалисту" глубоко наплевать правильно или неправильно он поступает, так ремонтируя вашу яхту. Его интересует только момент передачи денег за "сделанную" работу. Что будет посреди Океана, как вы с этим будете справляться, никого не интересует. Такова эпоха. Каждый яхтсмен - командир своего "космического корабля" под названием яхта. Он и капитан, и инженер, и ремонтник, и много чего ещё, одним словом человек своего "космического завтра". Это не так страшно, как кажется. Мы вам поможем.

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен
https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publicationsи в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте https://morakademy.ru/

*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.rи на вот-сап +7 915 365 75 33, или через форму на сайте, подробности и вся информация на сайте https://morakademy.ru/

@АБС