История М., 32 года, стаж приемного родительства – 6 месяцев.
«Я долго готовилась к материнству, но своих детей Бог мне не дал, тогда я решилась на усыновление. Три года подряд я была одержима этой идеей. Каждый день начинался с чтения историй приемных родителей в соцсетях, изучения профильной литературы. А по вечерам – просмотр видеоанкет детей-сирот. Я четко представляла себе образ моего будущего малыша, точнее малышки. Это, конечно же, будет девочка, мечталось мне, со светлыми волосами, голубыми глазами, милая, добрая, отзывчивая. Воображение рисовало 2-3-летнего ангелочка, рожденного от молодой здоровой женщины.
Потом я прошла Школу приемных родителей, где мне открыли глаза на многие вещи, о которых я даже не имела представления. Но образ белокурого ангела надежно засел в моей голове. «Уж моя девочка точно такой не будет», – думала я, слушая рассказы о трудных детях.
Когда я собрала все документы, выяснилось, что за дошколятами стоит очередь. Но есть вероятность взять малышку, если у нее будет старший братик или сестра. И я нашла таких детей. Недалеко от города, где я живу, в детском доме ждали меня, как мне казалось, мои дети. На фотографии, которую мне показали в опеке, были мальчик лет 6-7 и маленькая девочка 2-х лет. Я сразу же взяла разрешение и поехала знакомиться. В тот момент у меня не было никаких сомнений, что совсем скоро мы с этими малышами станем одной семьей.
Но на встрече что-то пошло не так. Мальчик сразу насупился, увидев меня, а девочка (именно такая, какой я себе ее представляла – мой белокурый ангелочек) сразу же принялась плакать. Как ни уговаривала их воспитательница, дети категорически не хотели общаться. Удивительно, но после такой встречи мое желание взять их в семью еще больше укрепилось. Я не стала выжидать и уже через неделю привезла малышей домой.
И тут начался настоящий кошмар. Дети не давали к себе прикасаться, девочка все время безутешно плакала, мальчик надувал губы, отворачивался и не хотел разговаривать. Очень скоро мои силы стали иссякать. В голову приходили навязчивые мысли: «Я не справлюсь, я плохая мать, я переоценила свои силы, со мной детям будет только хуже». Я перепробовала все способы наладить контакт, которые были у меня в арсенале (честно признаюсь, он оказался довольно скудным). Я вспоминала, как воспитывала меня моя мама, но эти методы никак не подходили для этих детей.
Однажды, сломавшись на очередном кормлении, я накричала на детей, а потом твердо сказала: «Ребята, все, что бы вы ни делали, я выдержу и никому вас больше не отдам. Нам вместе надо это пережить!». Я даже испугалась своего тона, потому что после этих слов дети притихли, взяли ложки и стали есть кашу.
Удивительным образом отношения стали налаживаться. Я поняла, что, только повышая тон, я могу чего-то добиться. Но мне кажется, что так нельзя. Дети в семье уже 6 месяцев. Теперь я боюсь казаться нежной и ласковой, боюсь снова потерять с ними контакт. Я действительно плохая мать? Что я делаю не так?».
Комментарий психолога:
«Мне кажется, я плохая мать!» – как часто мы слышим эту фразу! Заметим, что за этим переживанием могут стоять разные причины.
Это могут быть негативные оценки очень близких людей: мамы, мужа, подруг. А также завышенная требовательность к себе, склонность бояться и переживать по любому поводу. А иногда причиной может стать желание вызвать собеседника на разговор о себе и получить необходимую дозу внимания, похвалу.
Понятие «плохая мать» очень субъективно. Впрочем, как и «хорошая мать».
Трудно найти универсальный образ хорошей матери, так как опыт у каждой женщины свой, уникальный. Обычно девочка начинает строить свое будущее материнство по образу и подобию своей мамы или той женщины, которая была для нее значима. Если, допустим, мама была заботливая, добрая, милосердная, щедрая, давала ребенку много тепла, много внимания, то и образ будущего материнства у девушки будет соответствующий. Если же мать была с дочерью холодна, не эмоциональна, то здесь сценарий будущего материнства может развиваться в разных направлениях: 1. «У меня никогда не будет детей!», 2. «Меня так воспитывали, и я так буду!» или 3. «Я никогда не буду поступать со своими детьми так, как поступали со мной!».
Сложно подобрать критерии, «измеряющие» материнскую любовь и материнское влияние на ребенка. Не стоит самостоятельно формировать в себе чувство вины, даже если, как вам кажется, вы что-то делаете не так, как принято, и прочее. Главное – быть в его жизни, любить и помнить, что для своего ребенка вы всегда «хорошая мама». А мнение остальных подождет.
Источник: благотворительный фонд «Достойный гражданин»
Как вы считаете, существуют ли критерии «хорошей» и «плохой матери»? Делитесь своим мнением в комментариях!
Читайте также:
Травмы приемного ребенка и их последствия
Дважды преданные: почему приемных детей возвращают в детские дома