Чем и как удивляет Всероссийский музей декоративного искусства
Первые ассоциации, которые возникают у нас при упоминании декоративно-прикладного искусства, это, скорее всего, гжель, жостовская роспись, дымковская игрушка. Кто-то вспомнит и про павло-посадский платок и ,наверное, каждый назовет матрешку. Это вещи, о которых знаешь и даже не помнишь точно, откуда узнал, вещи, с которыми познакомился еще в детстве, в то время, когда тебе читали русские сказки, рассказывали басни, пели потешки и колыбельные.
И поэтому, когда слышишь о музее декоративно-прикладного искусства задаешься вопросом: "Ой, да что я там не видел?"
А, как оказалось, там еще много невиданного.
Но, начнем все-таки, с уже виданного - экспонатов постоянных экспозиций. Здесь, действительно, много уже знакомого глазу и милого сердцу: русский национальный костюм, деревянные предметы мебели, резные наличники, ларцы и сундуки, платки и скатерти, керамическая посуда и игрушки. Все это можно посмотреть на постоянной экспозиции "ПУТЕШЕСТВИЕ ДОМОЙ. ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО РОССИИ". Здесь правда чувствуешь себя, как дома, как будто сам оказался в сказочном сюжете или открыл семейный фотоальбом и прикоснулся к чему-то родному, но уже немного позабытому.
А вот на выставке "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ XVIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА" ощущение уже совершенно иное. Как будто из деревянной избы мы вместе с кузнецом Викулой из повести "Вечера на хуторе близ Диканьки" перенеслись прямиком ко двору Императрицы. Здесь декоративно-прикладное искусство открывается с новой, более утонченной и даже грациозной стороны. От лубочных картинок и деревянных игрушек мы движемся к ажурной резьбе по кости, предметам из малахита в стиле "Русской мозаики", изделиям из фарфора, шахматным и ломберным столикам, хрустальным вазам и канделябрам. Здесь по-настоящему понимаешь смысл фразы: "нет ничего более полезного, чем красивое".
Но самым главным открытием лично для меня стала постоянная экспозиция "РУССКИЙ СТИЛЬ. ОТ ИСТОРИЗМА К МОДЕРНУ". Внутреннее чутье подсказало мне взять комплексный билет и начать именно с нее. И это было самым правильным решением, потому что под конец культпохода меня посетило такое эстетическое пресыщение, которого я абсолютно точно не ожидала в начале. И точно не от музея декоративно-прикладного искусства.
( мы помним: "Да что я там не видел?")
Поэтому, мой совет, загляните сначала сюда, чтобы иметь возможность по-настоящему погрузиться в логику выставки и извлечь как можно больше информации информацию на свежую голову и незамеченный глаз.
Экспозиция устроена так, что посетители поступательно продвигаются от эпохи историзма, к неорусскому стилю, и, наконец, к русскому стилю эпохи модерна. Сама логика экспозиции помогает получить полноценное представление о понятии "русский стиль" и узнать об истоках многих вещей, с которыми мы сталкиваемся сегодня, не только в обще-культурном пространстве, но и в пространстве города.
Самыми интересными мне показались выставочные блоки, посвященные костюмированному балу 1903 года в Зимнем дворце и Всемирной художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже. Отдельного внимания заслуживает зал, рассказывающей о жизни Клавдии Тенищевой - общественной деятельницы и меценатки. На экспозиции вы услышите и знакомые имена: Морозов, Малютин, Давыдов, братья Васнецовы, Врубель, Поленов, Головин, - которые, впрочем, откроются для вас с необычной стороны. Не только как художники и просветители , но и как ремесленники и декораторы.
Отдельный восторг - то, как сделана выставка. Это современное, хорошо продуманное, инклюзивное (!) пространство. Здесь есть мультимедийные экспонаты, тактильные экспонаты со шрифтом Брайля, аудиальное и текстовое дополнение на высоте. Более доходчивых, интересно, емко и грамотно написанных экспликаций я, наверное, не встречала нигде.
Помним: "Да что я там не видел!?"
А теперь то, что было совсем неожиданно и приятно. После просмотра этой экспозиции я не удержалась и излила свою душу смотрительнице, засыпав музей в ее лице восторгами и комплиментами.
Почему-то у меня Советский период никак не ассоциируется с декоративно-прикладным искусством. Народные промыслы для меня - это милая старина, произведение одних любящих свое дело рук, близость к природе. Союз же - прогресс, общность, массовость, технологичность, устремленность в будущее и вера в машину. Тем удивительнее увидеть их контрастное сочетание, когда одно подсвечивает другое, создавая трогательное и вместе с тем впечатляющее единство.
Лучше один раз увидеть,чем сто раз прочитать:
И еще пару слов, о том, что здесь стоит увидеть. Обязательно загляните на выставку "РУССКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА". Во-первых, прочитайте великолепную аннотацию на входе, а во-вторых, скорее бегите в зал №3 - к экспонатам советского периода. Здесь - смесь русской сказки и советской стройки. Иван-царевич рядом с ракетой "Восток", космонавт, приземлившийся рядом с крестьянкой в национальном костюме, ракеты, парашюты, радуга над зданием МГУ и ГЭС в окружении русского орнамента. Все это - на крышке миниатюрной лаковой шкатулки.
В общем, Всероссийский музей декоративного искусства - это чудо-чудное и диво-дивное! Загляните, там еще много невиданного.
ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЕЙ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
Адрес: Делегатская, 3, стр.1 ( 10 минут пешком от станции метро Цветной бульвар или от станции Новослободская)
#Москва #искусство #музей #идушагаю