Начнем - только начнем, а немного позже обязательно продолжим - разговор о творчестве американской писательницы XIX века Луизы Олкотт, во многом заложившей основы литературы для девочек-подростков в своем романе «Маленькие женщины» (1868), его продолжениях и многих еще историях о взрослении, воспитании и самовоспитании подростков.
Луиза Мэй Олкотт (1832 – 1888) родилась в Филадельфии, в семье педагога и публициста и социальной работницы, суфражистки, то есть людей культурных и передовых. Она была второй из четырех дочерей семьи, получила хорошее домашнее образование, о преимуществах которого перед общешкольным написала в поздней своей повести «Джек и Джилл».
Учил ее отец, к тому времени вошедший в круг литераторов-трансценденталистов, так что с детства будущая писательница получала уроки мудрости от первых американских классиков Ральфа Эмерсона и Генри Торо. Чуть позднее в круг ее общения вошли Натаниэль Готорн и Маргарет Фуллер. Все эти авторы были близки по духу и убеждениям, мощно повлияли на социальные взгляды мыслящих американцев, а в лице Луизы Олкотт нашли талантливого пропагандиста своих взглядов.
Олкотт была очень талантлива. Свидетельством тому не только ее яркие повествования о девических судьбах, но и «бульварная» новеллистика, с которой она начинала и к которой вынуждена была обращаться многие годы, поскольку именно ее мистические рассказы долгие годы позволяли небогатой писательнице сводить концы с концами. Кстати сказать, в этой самой «бульварной» беллетристике, лишь поначалу зависимой от британских образцов, вроде «ужасных» рассказов Диккенса и Коллинза, со временем Олкотт не только стала своего рода классиком, но и «открыла» ряд сюжетов, до сих пор бодро использующихся как литераторами, так и кинематографистами. Яркий пример – история ожившей мумии, и сегодня вновь и вновь оживляемой Голливудом.
Луиза Олкотт была не только популярной писательницей, но и – вслед за матерью - суфражисткой и феминисткой, то есть общественной деятельницей, ратовавшей за освобождение женщин и за установление для них равных прав с мужчинами. Она жила в эпоху Гражданской войны в США, работала в эти годы в госпитале, но и ранее, вследствие бедственного положения семьи ее потерявшего работу отца, трудилась не покладая рук - швеёй, гувернанткой, учительницей. Все семейные перипетии Олкоттов в преображенном виде отразились впоследствии в ее лучших книгах «Маленькие женщина» и «Юность Розы».
Несомненно, эту писательницу с полным правом следует считать одной из основоположниц мировой подростковой литературы, как и ее великого современника Марка Твена, вдохновленного стартовой повестью Олкотт «Маленькие женщины» и создавшего как бы в продолжение, но больше в пику ей основополагающие повести для мальчишек о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна. Конечно, ни Твен, ни Олкотт не были самыми первыми из обращавшихся к юным читателям. Можно думать, что и вполне «взрослые» авторы, такие, как Чарльз Диккенс, в «Оливере Твисте» и «Лавке древностей», или Шарлотта Бронте, в «Джейн Эйр», предполагали, что среди читателей их романов непременно будут и тинейджеры. Так оно и вышло, так оно и остается по сей день, хотя теперь во всем мире, к сожалению, читают значительно менее интенсивно, чем двести лет назад.
Что же касается «Маленьких женщин» Луизы Олкотт, эта повесть имела оглушительный успех в англоязычных странах. Не забыта книжка и сегодня, о чем свидетельствуют постоянные переиздания, все новые и новые ее переводы, в том числе и на русский язык, а также более десятка экранизаций для кино и ТВ. Достаточно сказать, что буквально пару лет назад британское телевидение сделало добротную трехчасовую ее постановку, а голливудская картина Гиллиан Армстронг 1994 года оказалась одной из лучших работ в карьере Вайноны Райдер, фильм же Джорджа Кьюкора 1933 года, с великой Катрин Хепбёрн в главной роли, пусть и смотрится сегодня ироническим глазом, но является подлинной классикой Голливуда.
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Марка Твена экранизируются еще чаще, но не думаю, что успешней. Причина, конечно, не только в том, что Твен - великий писатель, коего труднее экранизировать, но и в том, что мальчишескую литературу читают и девочки, чего не скажешь о литературе девичьей.
Тем не менее, я совершенно уверен в том, что «Маленькие женщины» и «Роза и семь ее кузенов», если вдруг мальчики решатся втайне прочесть эти книжки, тоже не отпустят их внимания до самого конца, а то и подвигнут читать продолжения. Хотя бы уже потому, что один из самых ярких героев тех же «Маленьких женщин» - книжки про девочек и для девочек - мальчишка, от поступков которого нередко зависят судьбы многих героинь. Да и Роза – героиня книжки, в которой собрались одна девочка и сразу семь мальчишек, чью жизнь оставшаяся старой девой писательница, много лет воспитывавшая своих племянников, знала не понаслышке.
Луиза Мэй Олкотт была великой труженицей, написала много романов, повестей и рассказов, хотя прожила совсем недолго - 55 лет, скончавшись от многолетнего отравления ртутью, которой тогда лечили брюшной тиф (по другой версии, она скончалась от менингита).
Самая главная и, вероятно, самая лучшая ее книга – дилогия «Маленькие женщины» и «Юные жены», составляющая первую половину автобиографической тетралогии, в которой показан творческий и педагогический путь американской женщины второй половины XIX века. Здесь, конечно, есть и большая история, ведь действие первой повести происходит во время Гражданской войны, и борьба женщин за свои права, в той или иной мере отражающаяся в настроениях и поступках трех очень разных по характерам, способностям и настроениям сестер. Да и четвертая, самая «домашняя» девочка, Элизабет, - личность совсем даже не линейная, просто ее героизм не так ярок, а стремление к свободному самовыражению проявляется не в бунте, а в самоотверженном служении ближним. И при этом она талантлива ничуть не менее литературно одаренной Джозефины и превосходно рисующей Эмили. Недаром старый состоятельный джентльмен, живущий по соседству, именно ей дарит пианино, подобно Санта Клаусу исполняя затаенную мечту маленькой музыкантши.
Несмотря на популярность и других вещей Олкотт, которые отчасти примыкают к «Маленьким женщинам», а отчасти варьируют ее тематику, эта повесть осталась самым востребованным произведением писательницы. Благодаря чему?
Прежде всего, думаю, благодаря тонко и глубоко прописанным героиням - очень разным, хотя в чем-то и схожим друг с другом сестрам Марч, старшей из которых в книге 16-17 лет, младшей - 12-13. Среди них есть и принцесса, и поэт, и Золушка, и маленькая счастливица.
Далее - благодаря тому, что главная героиня, Джозефина (Джо) Марч - несомненное альтер эго автора, и оттого повествование, в принципе ведущееся от третьего лица, зачастую становится как бы дневником героини, то есть показано ее глазами. Сама же она являет собой не только тип правдивой, сильной, порывистой девушки, но и будущей писательницы, обладающей острым внимательным взором и ироничной, подчас язвительной речью, но, как и все подростки, при всей присущей ей доброте, еще не умеет сдерживаться, отчего нередко совершает необдуманные поступки.
Не менее ярок и образ друга семьи Марч и прежде всего Джозефины, влюбленный в нее благородный юноша – внук того самого старого джентльмена, который подарил Элизабет пианино.
И наконец - благодаря, пусть второстепенным, однако очень важным персонажам романа - взрослым, изображенным с не меньшей живостью, хотя порой и излишне дидактичным в своих педагогических нотациях. Это, впрочем, вполне соответствует духу той эпохи, как, кстати, и разнообразная, зачастую неправильная речь персонажей.
Такое речевое разнообразие нередко присуще романам воспитания, и «Маленькие женщины», вне всяких сомнений, представляют для подростков именно этот жанр «взрослой» литературы. Основная же тема романов воспитания - рост человеческой души, становление личности героя, который может проходить как душевные, так и физические испытания. Олкотт сосредоточена главным образом на испытаниях душевных, приключений в ее книге почти нет, но, тем не менее, читается она легко и с тем же удовольствием, с каким читаются книги о взрослении неугомонных мальчишек Марка Твена или Чарлза Диккенса.
В общем же, история маленьких женщин семьи Марч - о том, как вырастают эти живые садовые и луговые цветы, как выращивают их заботливые руки старших, но и о том, как растят они сами себя и друг друга. И, поверьте, читать это очень интересно, ведь, рассказывая об американских девочках, живших двести лет назад, писательница открывает сегодняшнему юному читателю и его собственные тайны. Если он потрудится всмотреться повнимательнее в зеркало книги, то без сомнения узнает в нем свои черты, ведь психология человека меняется далеко не так быстро, как техника или мода.
Особенно хорошо удались Луизе Олкотт, на мой взгляд, образы соседей героинь - богатого, но щедрого и очень гуманного пожилого джентльмена и его озорного и преданного своим подружкам внука. Они, да и все взрослые в этой книге, являют собой как бы другое зеркало, ярко и правдиво отражающее жизнь и поступки девочек, но в то же время и сами, в свою очередь, отражаются в чистых зеркалах девичьих глаз.
События повести охватывают только один год из жизни персонажей книги - от Рождества до Рождества, - очень важный, прежде всего, для старших сестер, ведь это время интенсивного роста человеческой души, когда подросток переходит в пору юношества. Но, может быть, ничуть не менее важен этот год и для младших сестер, поскольку именно сейчас приходится им взвалить на свои хрупкие плечи тяжелый груз ответственности за свою семью, ибо мир, в котором они живут, охвачен гражданской войной.
«Маленькие женщины» завершаются хэппи-эндом – возвращением с фронта отца, однако в книге уже звучат, и не единожды, ассонансные аккорды, предвещающие новые, гораздо более серьезные и трагические испытания для полюбившейся читателям семьи, как, наверное, и для всего мира, в котором живут и взрослеют эти замечательные девочки.
© Виктор Распопин
Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.