Это вторая статья по разбору выдающегося фильма "Иди и смотри" (первая - по сцылке). В первой части показаны каратели, а здесь будут разобраны интересные и поучительные действа, которые эти военные преступники совершили во время своей карательной операции по уничтожению белорусской деревни Переходы.
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются
Очень типичная сцена вторжения немцев в крестьянскую хату. Простой немецкий шарфюрер СС (унтер-фельдфебель) входит внутрь, а на столе уже накрыто кушанье для оккупанта, прикрытое полотенцем, чтобы мухи не садились. Вокруг на лавках в оцепенении сидят крестьяне, дети спрятались на печке и под этими самыми лавками. Видно, что белорусы привыкли так откупаться от немецких придирок. Но у немцев четкая задача по уничтожению местных жителей. Каратель, зная, что хозяева жилища будут очень скоро уничтожены, не брезгует полакомиться. Действительно, чего добру пропадать? Десятки глаз смотрят, как он жрет и ждут, когда же он наконец уберется.
Немец ведет себя вполне "цивилизованное", как настоящий европеец - курит в хате. Не снимает головной убор. Когда ему подают стакан в чаем (самогоном?), он этим самым чаем споласкивает стакан и выливает содержимое прямо на пол, требуя снова налить чай в уже "чистый" стакан. Другой немец захотел воды и стоя на улице просто разбил стекло, просунув кружку в окно, не удосужившись зайти в хату. А зачем, если можно так, по-быстрому? Третий зашел, увидел часы и забрал их, даже не посмотрев на хозяев. По воспоминаниям выживших крестьян, "культурные" оккупанты вели себя хуже, чем жители самых отсталых деревень, просто по-хамски. Потом этот шарфюрер СС, когда жителей деревни загнали в сарай для сожжения, спокойно стоит у автобуса и поглощает еду, взятую у местных жителей.
До прочтения "Хатынской повести" Алеся Адамовича не было понятно, зачем немцы заставляют бегать жителей деревни по кругу (в повести они бегали от одного конца деревни в другой). В середине круга стоит немец в шортах и майке со свистком и хлыстом заставляет крестьян бегать вокруг него. Оказывается, немцы хотели утомить белорусов бегом, физической нагрузкой, чтобы они от усталости не смогли активно сопротивляться или убежать.
Для маскировки каратели объявили по "матюгальникам", что необходимо всем собраться для "перерегистрации" документов. Жители вышли со своими документами, был даже проведен фиктивный прием документов, но потом всех запихали в сарай для сожжения. Вообще, немцы были мастаки в таких вещах. Вспомним, как они устраивали газовые камеры для евреев в "лагерях уничтожения", маскируя их под душевые комнаты. И включали приятную музыку для того, чтобы жертвы расслабились. При экзекуции в Переходах по громкоговорителям тоже включали русские песни типа "Моя марусечка".
Немцы усиленно пьют алкоголь перед сожжением крестьян в сарае "для храбрости". Вот эта сцена самая сомнительная. По всяческим воспоминаниям, каратели "употребляли" не до, а после экзекуции для снятия стресса. Быть пьяным во время казни чревато - можно случайно "шмальнуть" в "камарада" или нарваться спьяну на партизан. Иногда каратели пили до казни, когда надо было расстрелять детей, т. е. это необычная казнь, сверх "человеческих" сил. Часто напаивали новичков или коллаборационистов, которым надо было убивать своих соотечественников, что на первых порах сложно психологически. Хотя, возможно, в этой сцене из фильма показано, как немцы тайком от офицеров решили "нажраться".
Результат употребления спиртного в фильме предсказуемо сказался - некоторые немцы оказались ко времени казни пьяные "в дугу". Один персонаж поливал из пулемета с рук во все стороны.
В одной сцене во время сожжения жителей показан немец, которого "вывернуло наизнанку". Интересно, это от алкоголя, что не закусывал, или особо впечатлительный попался? Вспомним, что когда Гиммлер посетил "для порядку" место массовых расстрелов его вырвало от ужаса. После этого он решил позаботиться о палачах и придумал "душегубки", а после использовать "Циклон-Б".
Самое известной сценой фильма является фотографирование "на память" немцев с мальчиком Флерой в качестве "пленного партизана". Четверо немцев и мальчик, причем офицер приставил мальчику к голове пистолет. Не просто приставил, а снял с предохранителя и дослал патрон в патронник. Зачем? На фотографии будет не видно, что пистолет готов к выстрелу. Зато мальчик услышал характерный щелчок и его лицо будет перекошено от ужаса ожидаемого выстрела. Так ведь смешнее получится фотография. Будет, что показать в родном "Фатерлянде".
Вообще в годы ВОВ наши солдаты подметили удивительную особенность немцев - они просто обожали фотографироваться с убитыми, повешенными мирными жителями или покупали такие фотографии, как сувенир с восточного фронта. Часто у убитых немцев в личных вещах находили такие "художества" целыми пачками.
Ну и, конечно, немцы любили прилюдно казнить и выставлять труп на обозрение для устранения. Старая европейская традиция. Чтобы мертвое тело провоняло и трупный запах отшиб всякую волю к сопротивлению. В фильме убитого жителя положили на мотоцикл, а в руки вставили ему табличку, на которой указано, что его вина в том, что он "... обидил Германского солдата". Кстати, зловещие оккупантские надписи на русском с ошибками очень распространенное явление в годы ВОВ.
Теперь о составе карателей - как уже писалось в первой части, немцам из айнзатцкоманд придавались местные коллаборационисты для "черной работы". В фильме можно разглядеть "полицаев" в их черной форме, которая шилась из парадной черной формы "общих" СС для рядового состава. Еще есть коллаборационисты из т. н. "восточных батальонов", которые носили нашивку "РОА" - "Русской освободительной армии". Только к Власову эти предатели отношения не имели никакого от слова "совсем". Это были простые солдаты, которые имели немецких командиров и им же подчинялись. Из них составляли отдельные "восточные" батальоны, очень редко полки (боялись, что перебегут с оружием в руках всем подразделением). Нашивка "РОА" носилась сугубо для пропаганды. Когда Власов стал формировать две своих дивизии "РОА" в 1945 г., то чтобы как-то отличить своих бойцов от предателей из "восточный батальонов", он просто приказал нашивать эту же самую нашивку не на левый рукав, а на правый (!). В фильме нашивка на левом рукаве, т. е. все правильно.
Кстати, в "Хатынской повести" по сюжету "полицаи" тоже есть - один такой был вооружен трофейной французской винтовкой "длинной, как грабли", как и солдаты "РОА", которые носили мундиры "желтее", чем у немцев и были вооружены трофейным советским оружием. Про "полицаев" у Адамовича написано очень интересно - во-первых, он их называет "бобиками". Во-вторых, он пишет, что форма у "полицаев" была плохого качества и только сапоги хорошие - не жесткие и короткие, как у немцев, а армейские советские.
Единственной загадкой "Хатынской повести" остаются каратели «в странной незнакомой одежде» - желто-зеленые мундиры, а на головах «круглые зеленые кепки с очень длинными козырьками». Орут они "не по-немецки, хотя тоже не понятно». В повести один такой говорил по русски, но с акцентом. В плену они держались демонстративно отдельно от немцев. Это венгры? Кстати, в повести именно такой персонаж в кепке с "очень длинным козырьком" кричал: "Мы не немцы". У Адамовица он, кстати, сказал слово "пацер", которое есть в немецком и белорусском лексиконе. В фильме же в обычных кепи М43 показаны именно немцы со знаками различия СС.
Еще сценка - уже пьяные немцы хватают молоденькую девушку и заталкивают ее в грузовик для насильничия. Грузовик едет, девушка кричит в кузове, чем вызывает интерес других карателей, которые бегут за грузовиком, пытаясь вскарабкаться в кузов и "поживиться". Немцы, успевшие заскочить в грузовик, отпихивают новых желающих. Один немец на мотоцикле, даже бросил его и тоже побежал за грузовиком. Огнеметчик в кожаном фартуке и с тяжелым огнеметом тоже погнался за грузовиком с девушкой. Дикари!
В целом немцы показаны в фильме дикой ордой. Они уходят из горящей деревни с награбленным добром в полном беспорядке со свиньями, гусями и курями в руках, кто-то на машинах, а кто-то пешим порядком (видно, в грузовики не влезли из-за трофеев), без авангарда и прикрытия, некоторые с горящими факелами, чтобы по пути сжигать хаты. Конечно, они считают себя хозяевами на оккупированной территории. Кстати, в книге "Каратели" немцы пустили вперед стадо коров, чтобы они подорвались на партизанских минах, потом коллаборационистов, а уже после поехали сами. В фильме это не отражено. Тут стоит сказать, что на восточном фронте, особенно в тыловых частях, немцы быстро разлагались. Начиналось все с пьянства и заканчивалось потерей дисциплины.
Фильм очень добротно создан, хотя есть небольшие "косяки", которые, однако, не портят общего впечатления. Например, в фильме у карателей в 1943 г. показан автомат StG.44. Или некоторые немцы носят форму войск СС, но на головных уборах или касках обозначение вермахта, а не СС. Еще ошибка, набившая оскомину - ну не рисовали немцы на своих грузовиках кресты, как на танках! Хотя подбор исторического автотранспорта очень хороший.
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала - Самое жуткое произведение про ВОВ - повесть Алеся Адамовича "Каратели" (1981 г.) про Дирлевангера
«Туркестанский легион» в Великой Отечественной войне
#Идиисмотри #Адамович #Каратели #Хатынскаяповесть #ЭлемКлимов #Оккупация #военныефильмы #военноекино