Этот действительно сильный фильм был снят Элемом Климовым по сценарию написанному им совместно с Алесем Адамовичем на основе "Хатынской повести" (1971 г.) Адамовича с некоторыми включениями из другой повести "Каратели" (1981 г.) этого же автора. Самой впечатляющей сценой является уничтожение белорусской деревни Переходы немецкими карателями и их холуями из коллаборационистов. Каратели в фильме - не опереточные злодеи, как обычно показывают в кино и даже не конкретные реальные люди. Дело в том, что Климов и Адамович "замахнулись" на создание "психологического портрета" карателя, чтобы показать суть и смысл того, что творилось на оккупированной территории СССР. И им это блестяще удалось.
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются
Командует карателями штурмбанфюрер СД (майор) Вальтер Штайн, который в фильме назван "фюрером" 15-й айнзатцкоманды. Вообще на оккупированной территории СССР действовали 4 айнзатцгруппы, в которые входили айнзатцкоманды, порядковый номер, которых заканчивался на цифре "12" (были, например, разные айнзатцкоманды "11а" и "11b"). Кстати, айнзатцгруппы редко привлекались к борьбе с партизанами, т. к. у них были другие задачи, не было опыта боев и соответствующего вооружения. Костяк любой айнзатцкоманды составлял 20-30 сотрудников СД, к которым прикреплялись сотрудники полиции Зипо (полиция безопасности), Крипо (уголовная полиция), Орпо (полиция порядка). Вспомогательный персонал - водители, радисты, переводчики, писари могли быть набраны вообще не из СС. Дополнительно на местах им придавались отряды из коллаборационистов для "черной работы".
15-я айнзатцкоманда действительно существовала, но как отдельная, притом действовала она в Сербии в период июнь 1943 г. - сентябрь 1944 г. Командиром ее был гауптштурмфюрер (капитан) СС Вилли Вольтер. Командира какой-либо айнзатцкоманды, которого бы звали Вальтер Штайн не существовало. Это собирательный образ.
Короче говоря, Вальтер Штайн вымышленный "герой", но он очень хорошо показывает образ карателя довольно высокого звания. По фильму он лениво скучает, сидя в легковушке, играя с лемуром (в книге Адамовича у него маленькая обезьянка). Характерно, что попал в плен он, сбросив китель со знаками различия, пытаясь замаскироваться под простого пожилого солдата (в повести он попал в плен в мундире). Майор СД очень боится смерти, озирается как затравленный зверь. Но его выдал другой военнопленный. В результате этот майор СД во время допроса пытается оправдаться, что он "старый и больной человек", "никогда и никого не обижал", "никогда никого не убивал ... даже мухи не обидел", "теперь война и никто не виноват" и вообще ему "пора бы на покой... заботиться о детях и внуках". Сцена его нелепых оправданий при гробовом молчании со стороны партизан выглядит жутко. Не тем, что его скоро "кончат" (кстати, в книге Адамовича пленных не стали убивать, а заставили тащить раненных партизан), а тем, что он вообще посмел как-то оправдываться после сожжения живьем жителей. Но жизнелюбивый майор СД увидел командира партизан Косача в военной форме (правда, без знаков различия) и решил схватиться за эту "соломинку" - командир вражеской армии ведь должен взять его официально в плен по всем правилам Женевской конвенции.
Вальтер Штайн наверняка относился к казням, как к тяжелой работе, действительно не испытывая к жертвам ненависти, но и не являясь фанатиком. Возможно, он раньше и был энтузиастом своего "дела", но вскоре "утомился". Еще бы он устал от своей кровавой "работы", ведь айнзатцгруппы на территории СССР уничтожили около 750 тыс. человек. Например, айнзатцгруппа "Д", включавшая всего 5 айнзатцкоманд, только за первую зиму уничтожила на оккупированной советской территории 92 тыс. человек. А теперь вспомним, что говорили на послевоенных процессах гитлеровские палачи? Да то же самое - мы солдаты, мы выполняли приказы, была война и прочую чушь.
А вот его подчиненный, старший лейтенант СС, это тот, который сказал: "Без детей выходи", оказался полной противоположностью своего командира. Любопытно, что у него оттопырены уши - у нацистов такие дефекты считались признаками низшей расы. Умышленно ли на роль фанатичного офицера взяли актера с таким дефектом? Возможно этот обер-лейтенант и стал фанатиком, чтобы компенсировать "делами" свое "еврейское" уродство, чтобы всем и прежде всего самому себе доказать, что он "настоящий ариец".
Перед сожжением крестьян в сарае он сказал приговоренным, что взрослым можно избежать смерти и вылезти через окно, которое было расположено слишком высоко, чтобы немощные, дети или старики смогли через него выбраться наружу. Таким образом спасались здоровые и сильные крестьяне, которые должны были бы гнать реквизированный скот. Этот обер-лейтенант со спокойным неудовольствием смотрит, как каким-то образом выбралась женщина с младенцем, как младенца отобрали и бросили в окно обратно, как женщину тащат за волосы.
Попав в плен, обер-лейтенант с презрением приказывает Вальтеру Штайну заткнуться во время допроса и не позориться. Образ фанатика показан довольно жутко - он с фингалом под глазом и с наполовину оторванным погоном начинает страстно, не боясь расстрела на месте, объяснять, почему были уничтожены дети: "с детей начинается все. Вас не должно быть". Дальнейшее путанное объяснение сводится к тому, что славяне - низшая раса, которая плодит заразу коммунизма, поэтому она должна быть уничтожена и "миссия будет исполнена".
Действительно немцы хотели сократить славян на несколько десятков миллионов человек, а оставшихся превратить в рабов, но все это после победы Германии. Уничтожение деревни по книге Адамовича произошло в качестве борьбы с партизанами, чтобы лишить их продовольствия, а не ради истребления славян. Получается, что этот обер-лейтенант СС наслушался речей Геббельса и по своему истолковал карательную акцию. Он не боится смерти, презирает своего командира-карьериста за трусость в плену и с мазохистским удовольствием рассказал суть своей "миссии" тем, кого должны уничтожить, сам желая погибнуть, как нацистский мученик. И мундир с офицерскими погонами он не сбросил. Прекрасный образ одержимого фанатика.
Мой лично любимый "герой" - русскоговорящий обершарфюрер СС (фельдфебель), которого почему-то называют в обзорах про фильм "переводчиком". Это не переводчик, а полноценный каратель из коллаборационистов. Можно догадаться, что прототипом его стал белорусский коллаборационист с фамилией Тупига из другой повести Адамовица "Каратели", который был вооружен трофейным ручным пулеметом "Дегтярем". Вопрос - почему в фильме на нем форма СС? В повести "Каратели" предатель Тупига был в роте коллаборационистов Специального батальона СС "Дирлевангер" (SS-Sonderbataillon Dirlewanger), где они носили форму СС. В фильме же деревню сжигает айнзатцкоманда, где форму СС носили только немцы, а местные приданные немцам коллаборационисты могли носить форму "РОА" или "полицаев".
В фильме этот предатель с идиотским выражением лица тащит за волосы женщину, у которой только что обобрали ребенка, и по пути свободной рукой обыденно прикуривает сигаретку у другого солдата (кстати, у коллаборациониста из "РОА"). Для него это "работенка". А вот в партизанском плену он явно перетрусил и прямо-таки преобразился. Сначала он во время допроса начинает переводить партизанам речи майора СД Вальтера Штайна, а потом фанатичного старшего лейтенанта СС, с ужасом понимая, что за откровения последнего их всех могут тут же расстрелять.
Поэтому он не выдерживает и начинает кричать: "Мы не немцы, простите нас, мы больше не будем… Смерть фашистским гадам!". Когда партизаны предлагают предателю облить бензином и сжечь живьем немцев, его бывших хозяев, он сразу же приступает к делу. Т. е. он дважды предатель, готов, не задумываясь, исполнять абсолютно все, что прикажут ради спасения своей драгоценной жизни.
Довольно необычен еще один "антигерой" - "полицай"-коротышка в немецкой каске типа М35 (которая постоянно сползает ему на глаза), раскрашенной свастиками. Этот низкорослик носит полицейскую черную форму, но вооружен лишь топором. В "Хатынской повести" Адамовича тоже есть "злой коротышка", но он немец и вооружен пистолет-пулеметом типа МР-40.
В фильме коротышка показан клоуном, над ним издеваются "власовцы" и его даже случайно запирают в сарае с обреченными, но он вырывается, крича: "Я же свой... Суки!". Коротышка чертиком скачет вокруг немецких солдат, коллаборационистов и их жертв, но среди происходящего ада его ужимки выглядят не смешно, а откровенно жутко. Наверно, создатели фильма специально ввели такого героя для извращенного контраста. Полицай-коротышка хочет казаться полезным, чтобы его считали за равного, поэтому суетится. Может и в полицию он пошел, чтобы его зауважали и стали принимать всерьез.
Характерная сцена - во время фотографирования немцев с Флерой, которышка тоже захотел фотографироваться, но встал далеко позади немцев, понимая, что стоять рядом со своими "хозяевами" ему, холую, слишком "жирно". Впрочем, как и всем остальным коллаборационистам.
Совершенно фантастически в этом аде выглядит подслеповатый немецкий врач в чине унтершарфюрера СС, т. е. унтер-офицера (почему-то пилотка у него со знаками различия вермахта, а не СС). Врач вообще-то должен лечить людей, но он спокойно наблюдает за сожжением жителей деревни. Конечно, он оказывает помощь только немцам и их холуям. Такое чувство, что его тоже специально показали в сцене сожжения селян живьем, чтобы подчеркнуть ужас нацистского преступления.
Еще колоритнее выглядит военнослужащая-немка с сережками со свастиками из женского персонала, которая сидит в автомашине с громкоговорителем на крыше. Кто она? Радистка, машинистка? Она сидит в кабине и смотрит на сожжение жителей, медленно посасывая и покусывая своими маленькими зубками клешни вареного рака. Прямо, как в кино с попкорном. Для нее это любопытное зрелище, местный колорит восточного фронта. Как можно во время этого ужаса вообще что-то кушать? Нормального человека бы вывернуло наизнанку.
Стоит упомянуть также жителя деревни Переходы, который идет с большим портретом Гитлера (в этот портрет в конце фильма Флера стрелял). Кто он, староста или просто активист? Кстати, на портрете написано "Гiтрел асвабадзiцель", т. е. это простой пропагандистский плакат, который был засунут под стекло с багетом и превращен в полноценную картину (!). С этим портретом местный житель идет, как с охранной иконой. За руку его держит другой белорус, очевидно, его сын. Эта парочка действительно спаслась для того, чтобы гнать скот на немецкую базу. Но они должны были оставить на уничтожение, если они у них были, своих немощных родителей, детей и внуков...
Этот гениальный фильм можно еще долго обсуждать, каждую сцену, постараюсь это сделать в своей следующей статье.
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала - Самое жуткое произведение про ВОВ - повесть Алеся Адамовича "Каратели" (1981 г.) про Дирлевангера
Планы гитлеровской Германии на советских мусульман
Казаки в вермахте и войсках СС
#Идиисмотри #Адамович #Каратели #Хатынскаяповесть #ВальтерШтайн #Предатели #Полицаи #военныефильмы #военноекино